'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 48

Просмотры  63 просмотров

Джамбинова Н.С.

  


ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ РЕЧИ А.П. ЧЕХОВЫМ *

  


Аннотация:
в статье освещаются особенности поведения глаголов речи в художественном тексте в связи с манерой стилевого письма выдающегося русского писателя, мастера короткого рассказа А.П. Чехова. Цель статьи – выявить специфику идеостиля автора повествовательного текста, его предпочтения в использовании определенных глаголов для создания своих героев, определить функции глагольных единиц в пространстве художественного дискурса   

Ключевые слова:
анализ художественного текста, глаголы речи, глаголы говорения, рассказы А.П. Чехова   


УДК 81

Джамбинова Н.С.

к.ф.н., доцент кафедры русского языка

и общего языкознания, русской и зарубежной литературы

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова

(г. Элиста, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ГЛАГОЛОВ РЕЧИ А.П. ЧЕХОВЫМ

 

Аннотация: в статье освещаются особенности поведения глаголов речи в художественном тексте в связи с манерой стилевого письма выдающегося русского писателя, мастера короткого рассказа А.П. Чехова. Цель статьи – выявить специфику идеостиля автора повествовательного текста, его предпочтения в использовании определенных глаголов для создания своих героев, определить функции глагольных единиц в пространстве художественного дискурса.

 

Ключевые слова: анализ художественного текста, глаголы речи, глаголы говорения, рассказы А.П. Чехова.

 

Настоящая статья посвящена исследованию лексико-семантических групп глаголов в произведениях А.П. Чехова. Выбор объекта исследования определен рядом причин. Во-первых, глагол имеет большие возможности красочно и ярко описывать события, по сравнению с другими морфологическими единицами русскими языками. Во-вторых, глаголы передают чувства и эмоции героев художественного произведения, являются эффективным и образным средством речевой конкретизации. И, наконец, в современной лингвистике, существует множество проблем, связанных с изучением функционирования глагольной лексики и лексико-семантических групп глаголов. Сказанное выше определяет актуальность исследования, которая обусловлена современными тенденциями в лингвистике, общим направлением научных изысканий в области анализа художественного текста. Необходимо упомянуть огромный вклад в этом последователей Уральской научно-исследовательской школы г. Екатеринбург, в рамках которой выявлены и описаны практически все лексико-семантические группы русского глагольного континуума.

Большинство авторов научных трудов подчёркивает, способность глагола подвергаться метафоризации. К примеру, А.М. Пешковский отметил, что именно метафоризация делает глаголы «живыми». При этом он сравнивает глагольные метафоры с синонимическими конструкциями, видел из преимущества перед другими частями речи в способности использоваться как олицетворение [1, с. 169]. Ученые Г.Ш. Артыкова, Н.Р. Атаева в художественной речи отмечают ряд глаголов, регулярно используемые авторами в качестве средств образной речевой конкретизации. Такие глаголы обычно вне контекста лишены стилистической окраски и не помечены в словарных статьях как таковые. Стоит также отметить, что они неуместны в официальной сфере и научном стиле речи, что объясняется абстрактным характером подачи информации, тогда как рассматриваемые глаголы служат для обозначения конкретных, детально-образных действий. Кроме того, в произведениях художественной литературы с наибольшей полнотой авторами используется и реализуется большой выразительный потенциал глаголов разнообразной семантики, которые используются авторами с наибольшей полнотой [2, с. 890].

По мнению выдающегося художника русского слова Алексея Николаевича Толстого, «в художественной речи глагол – это есть движение…» [3, с. 22]. В художественных произведениях всё, о чем рассказывает автор, лишь тогда «оживает», когда события, люди, мотивы их поступков, свойства характеров представлены в динамике, в действии.

К глаголам данной лексико-семантической группы относятся глаголы со значением говорения, или речи. Рассмотрим реализацию глаголов данной лексико-семантической группы, обратившись к произведениям А.П.Чехова. Глагол сказать имеет словарную дефиницию – «произнести слова; выразить мысли свои» [4, с. 84], выступая в наших случаях в своём прямом значении. При этом Ваши слова справедливы и логичны, — сказал дьякон, — но леность моя находит себе извинение в обстоятельствах моей настоящей жизни. (Дуэль) он обозначает совершённое действие, реализуясь в форме прошедшего времени, а во втором контексте Вот что я тебе скажу: ты ученейший, величайшего ума человек и гордость отечества, но тебя немцы испортили (Дуэль). «Что скажут товарищи, когда узнают? Так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище (Ионыч). Пожалуйста. Ты попроси его от моего имени. Скажи, что я просил (Палата №6) – несовершённое действие, глагол выступает в форме будущего времени или повелительного наклонения.

Глаголы в авторском повествовательном тексте, прежде всего, сопровождают прямую речь, круг данных глагольных единиц увеличивается за счет метафоризации лексем, передающих состояние психики, движения и действия людей. Такая замена глаголов, обозначающих собственно процесс речи другими с переносным значением возможна лишь в художественном тексте: Замолчи! — вспыхнул Самойленко. — Я не позволю, чтобы в моем присутствии говорили дурно о благороднейшем человеке! (Дуэль); Бить вас некому! — вздыхал зоолог (Дуэль). Почему ты думаешь? — пожал плечами зоолог. — Я так же способен на доброе дело, как и ты (Дуэль). В основном писатели для констатации речевого факта используют соответствующую глагольную единицу.

Для характеристики персонажей художественного произведения используются особые, ключевые глагольные слова, характеризующие речь героев произведений. Так, когда автор хочет передать диалог персонажей своего произведения, он может использовать вместо глаголов собственно речи, типа сказал, спросил, ответил и т.д., глаголы действия, сопровождающие реплики героев. Прежде всего, в художественных текстах можно заметить ряд глагольных групп, регулярно используемые в качестве образной речевой конкретизации. Они не имеют внеконтекстуальную стилистическую окраску, однако в тексте могут передавать психическое состояние героя: И он пошел дальше, продолжая приятно улыбаться, но, увидев идущего навстречу военного фельдшера, вдруг нахмурился, остановил его и спросил: Есть кто-нибудь в лазарете? (Палата №6)

А.П. Чехов, мастер художественного слова, создает образ своего героя не только посредством его действий, но и проникает в его психику, во внутренний мир. Отдельные поступки персонажей произведения составляют систему их поведения, а они отражают скрытые помыслы, желания, эмоции героев. Так, в рассказе «Толстый и тонкий», высмеивая преклонение человека перед высокопоставленным лицом. Встретившись, два старых друга сначала разговаривают по-приятельски просто, но вдруг одни из них узнает о том, что второй – важный чиновник: «Нет, милый мой, - сказал Толстый. – Я уже до тайного дослужился» (Толстый и тонкий). И тут же сразу поведение Тонкого меняется, что А.П. Чехов передает с помощью приема антитезы: Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... (Толстый и тонкий). В некоторых случаях вместо перечисления действий можно наблюдать детализацию речи посредством дополнительных конкретизаторов, передаются чувства и состояние говорящего: Гуров, сидевший тоже в партере, подошел к ней и сказал дрожащим голосом, улыбаясь насильно: «Здравствуйте» (Дама с собачкой); Иван Дмитрич с блестящими глазами поднялся и, протягивая руки к окну, продолжал с волнением в голосе: Из-за этих решеток благословляю вас! Да здравствует правда! Радуюсь! (Палата №6).

В процессе исследования было установлено, что русские глаголы могут использоваться в рассказах А.П. Чехова с целью создания художественного образа персонажей. При этом глаголы в прямом и переносном значении служат для образности речи героев и выражения их чувств, передаваемые конструкциями с прямой речью и словами-конкретизаторами.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении: учеб. пособие. 10-е. изд. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. – 434 с.
  2. Артыкова Г. Ш., Атаева Н. Р. К вопросу об использовании глагольных форм в художественном тексте// Молодой ученый. – 2016. – №6. — С. 889-892. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL https://moluch.ru/archive/110/26675/ (дата обращения: 08.05.2021).
  3. Толстой А.Н. Собрание сочинений в 10 т. – М.: Художественная литература, 1961. – Т. 10. – С. 28-37.
  4. Даль В.И Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский язык, 1978. – Т. 1-4. – Режим доступа URL http://fuchs-a.narod.ru/index/v_dal_tolkovyj_slovar/0-449 (дата обращения: 08.05.2021).

 

Dzhambinova N.S.

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

(Elista, Russia)

 

FEATURES OF USE VERBS

OF SPEECH BY ANTON CHEKHOV

 

Abstract: the article highlights the features of the behavior of speech verbs in a literary text in connection with the style of writing of the outstanding Russian writer, master of the short story Anton Chekhov. The purpose of the article is to identify the specifics of the ideostyle of the author of the narrative text, his preferences in using certain verbs to create his characters, to determine the functions of verbal units in the space of artistic discourse.

 

Keywords: analysis of literary text, verbs of speech, verbs of speaking, stories by Anton Chekhov.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Джамбинова Н.С. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛАГОЛОВ РЕЧИ А.П. ЧЕХОВЫМ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 288 - 292. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6873 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6873



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.