'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 55

Просмотры  163 просмотров

Гревцева Е.В., Типунова А.С., Холодная Е.А.

  


МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ФЕНОМЕНА *

  


Аннотация:
в статье рассматривается культура как многогранное явление. Приведены различные трактовки данного термина. Кроме того, рассматриваются основные подходы к определению сущности культуры   

Ключевые слова:
культура, религия, социум, человек, деятельность   


УДК 001.101

Гревцева Е.В.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

Типунова А.С.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

Холодная Е.А.

студент

Липецкий государственный педагогический университет

им. П. П. Семенова-Тян-Шанского

(г. Липецк, Россия)

 

МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ФЕНОМЕНА

 

Аннотация: в статье рассматривается культура как многогранное явление. Приведены различные трактовки данного термина. Кроме того, рассматриваются основные подходы к определению сущности культуры.

 

Ключевые слова: культура, религия, социум, человек, деятельность.

 

Понятие культуры (от лат. - возделывание, обрабатывание):

- в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;

- в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура (лат. cultura) – это основное понятие культурологии, обозначающее, во-первых, все то, что создано самим человеком в отличие от созданного природой. Во-вторых, в социально-историческом смысле – господствующий способ накопления и передачи от поколения к поколению созидательного опыта (наследия) – первобытная культура, феодальная, буржуазная и др.

Культура – непрерывный процесс самовоспроизводства человека, осуществляемый в его материальной и духовной деятельности. Таким образом, человек выступает главным субъектом и объектом культуры.

Исходя из этого, субъектами и соответственно объектами культуры могут быть:

  • личность (культура личности);
  • социальная группа (молодежная культура и т. п.); [3, с. 8]
  • социальные организации (культура предприятия, профессиональная трудовая культура);
  • социальные институты (культура воспитания, экономическая, правовая, научная, светская, религиозная, нравственная культура и т. п.); [4, с. 20]
  • классы (пролетарская культура, буржуазная культура);
  • этносы (национальная культура, русская культура и т. п.);
  • региональные сообщества (культура Запада и Востока);
  • человечество в целом (общечеловеческая культура).

В современной науке не существует целостного и универсального понимания феномена культуры. По мнению амер. культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона, к 1950 г. в мире насчитывалось более 150 определений понятия «культура». На сегодняшний момент их около 500.

Самое короткое и емкое определение культуры предложи амер. ученый М. Херсковиц: «Культура – это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (это здания, одежда, способы приготовления пищи, воспитания детей, социальное взаимодействие, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и обычаи и многое другое)». Определение данного понятия может также меняться в зависимости от подходов, реализуемых тем или иным исследователем [2, с. 57].

Основные подходы к определению культуры:

  1. Этнографический: культура – это совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев, верований, привычек, присущих человеку как члену общества (Э.Б. Тайлор).
  2. Деятельностный: культура – это специфически человеческий способ деятельности (Э. Маркарян).
  3. Аксиологический (ценностный): культура – система материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за всю свою историю, а также «система ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов» (П.А. Сорокин).
  4. Социологический: культура – это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях. Культура – это «итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу» (А. Швейцер).
  5. Психоаналитический: культура – это узаконенная система норм, запретов, табу, окружающих человека в обществе, определяющих его жизнь и отделяющих его от собственной животной природы (З. Фрейд).
  6. Идеалистический: культура – это высшее проявление человеческого духа, «реализация верховных ценностей путем культивирования высших человеческих достоинств» (М. Хайдеггер) [1, с. 105].

Этот ряд подходов к определению культуры можно продолжать достаточно долго, ибо каждый раз, говоря о культуре, имеются в виду совершенно разные явления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры через молодежную политику / С.М. Алькеева, М.Б. Оспанова, Д.К. Неталин // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
  2. Бабаева, Е.В. Организация досуга студенческой молодежи: историка-культурологический опыт 1970-1980 гг. / Е.В. Бабаева, Г.В. Ганьшина, Ж.В. Муравьева - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2017. - 167 с.
  3. Баукова, Е.И. Феномен популяризации торгово-развлекательных центров, как основной формы досуга современной молодежи / Е.И. Баукова // Культура: теория и практика. - 2015. - Т. 6. - № 9. - С. 8.
  4. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи / А.В. Бережная // Научная палитра. - 2016. - № 4. - С. 20.

 

Grevtseva E.V.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

Tipunova A.S.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

Holodnaya E.A.

Lipetsk State Pedagogical University

(Lipetsk, Russia)

 

THE VARIETY OF DEFINITIONS OF CULTURE

AS THE BASIS FOR STUDYING THIS PHENOMENON

 

Abstract: the article considers culture as a multifaceted phenomenon. Various interpretations of this term are given. In addition, the main approaches to the definition of the essence of culture are considered.

 

Keywords: culture, religion, society, person, activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гревцева Е.В., Типунова А.С., Холодная Е.А. МНОГООБРАЗИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КАК ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО ФЕНОМЕНА // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 321 - 325. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6880 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6880



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.