'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 58

Просмотры  97 просмотров

Шендеров А.Л.

  


СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА *

  


Аннотация:
в статье проведен ретроспективный анализ становления и развития судейства соревнований по дрифтингу. Описаны ключевые этапы перехода от уличных нелегальных автогонок к профессиональному автоспорту. Подробно рассмотрена современная судейская система, применяющаяся в Российской дрифт серии   

Ключевые слова:
дрифт, субкультура дрифта, судейство в дрифте, соревнования по дрифтингу   


УДК 7.092

Шендеров А.Л.
Индивидуальный предприниматель
(г. Минск, Республика Беларусь)

СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ:

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА

 

Аннотация: в статье проведен ретроспективный анализ становления и развития судейства соревнований по дрифтингу. Описаны ключевые этапы перехода от уличных нелегальных автогонок к профессиональному автоспорту. Подробно рассмотрена современная судейская система, применяющаяся в Российской дрифт серии.

 

Ключевые слова: дрифт, субкультура дрифта, судейство в дрифте, соревнования по дрифтингу.

 

Дрифтинг как профессиональный экстремальный вид автоспорта появился относительно недавно – его история насчитывает порядком 50-ти лет, а в России не более 20-25-ти. Несмотря на это, история становления и развития дрифта – это достаточно комплексный и своеобразный процесс, в ходе которого сам дрифт претерпевал множественные изменения – осуществил переход от уличной субкультуры и нелегальных гонок в признанному на мировом уровне автоспорту [1].

Актуальность изучения истории развития судейства дрифта обусловлена тем, что на сегодняшний момент времени отсутствуют исследования, комплексно описывающие историю судейства данного автоспорта. Кроме того, первоначально, ввиду существования дрифта как уличной молодежной субкультуры, правила формировались постепенно и хаотично, и только после признания дрифта на официальном уровне появилась острая необходимость в создании принципиально равной системы судейства.

Таким образом, цель статьи – проанализировать этапы развития судейства соревнований по дрифтингу и описать ключевые особенности данных процессов.

Развитие судейства соревнований по дрифту можно разделить на несколько условных периодов, каждый из которых имеет, скорее, формализованный характер, связанный с проведением соревнований и специфическими особенностями, условиями демонстрации техник управляемого заноса. Охарактеризуем каждый из этапов более подробно:

  1. Первый этап – зарождение судейства в условиях уличной субкультуры Японии. Ведущим лицом дрифт культуры, основателем техники управляемого заноса, ставшего в результате главным её популяризатором и чемпионом, является Кунимицу Такахаси – это японец, бывший мотогонщик, регулярно участвовавший в нелегальных уличных заездах, в ходе которых выполнял техники управляемого заноса. Важно подчеркнуть, что первый этап развития судейства в дрифтинге продлился с 1970-ых до 2000-ых годов, когда техники дрифта выполнялись относительно хаотично и ключевым оценивающимся показателем была зрелищность, а также правильность выполнения техники, скорость [4]. Важно подчеркнуть, что судейство имело относительно упрощенный характер, отсутствовали какие-либо формальные требования к организации соревнований, не создавалось специальных условий для прохождения трассы. Данная хаотичность имеет достаточно обусловленный характер, связано это с тем, что соревнования проводились нелегально, и, чаще всего, в форме парного заезда, в котором участвовало два пилота. Задача одного – проходить трассу на достаточно быстрой скорости, задача второго – выполнять все те же задачи, но с применением техник управляемого заноса, с перспективой выхода в лидирующие позиции. После первого заезда гонщики менялись местами, победителем оказывался тот, кому удавалось совершить обгон и продемонстрировать все умения в выполнении техник дрифта [2].
  2. Второй этап – формализация судейства и апробация различных подходов к организации заездов. Данный этап развития судейства берет свое начало с первых соревнований, проводимых в Японии в 2000 году. Первые соревнования по дрифту именовались как Икатен, были нацелены на оттачивание и демонстрацию мастерства, улучшение автомобилей в рамках профессиональных дрифт-команд. Кроме того, первые соревнования по дрифту проводились под эгидой массовой легализации данного вида экстремального автоспорта, серия соревнований получила название «All Japan Drifting Championship», однако в последствии была переименована в D-1 Grand Prix, в честь созданной ассоциации дрифта [1, 2]. Первые несколько лет на соревнованиях по дрифту воспроизводился ранее накопленный «уличный» опыт использования техник управляемого заноса: практиковались как одиночные (индивидуальные), так и парные заезды. Последние также получили некоторое видоизменение – были направлены на реализацию тактики преследования, в ходе которого один гонщик ставил своей целью уехать от преследователя; преследователь же, напротив, должен был сократить и удержать позицию с лидером (или обойти его), что также обеспечивало победу [4].

Подчеркнем, что второй этап развития дрифт-культуры был неразрывно связан с участием ограниченного числа участников – их первоначальное число достигало десяти, в последующем, было сокращено до восьми. Однако при проведении четвёртого раунда соревнований данные ограничения были пересмотрены и расширены вдвое, до 16-ти участников. Данное правило стало традиционным и сохранилось до сегодняшних дней. Ключевая особенность судейства данного периода – апробация различных техник и сочетание судейских практик. Тем не менее, отсутствовали четкие регламентации данного вида соревнований, комплексно рассматривающие техники управляемого заноса.

  1. Третий этап развития судейства по дрифтингу – это этап популяризации дрифта в других странах, в том числе в России. Длится данный этап с начала 2000-ых и до сегодняшнего момента времени. По существу, данный этап можно соотносить со вторым, поскольку общие очертания судейства идентичны. Тем не менее, с учетом требований и специфических особенностей соревнований, наращения числа организаций, выступающих организаторами дрифта, текущий этап является более емким и информативным. Обусловлено это тем, что в ходе третьего этапа происходит развитие целой системы нормативов и стандартов дрифта, причем принимаются они не глобально, а на национальном уровне. Так, например, в Российской дрифт серии (RDS) действуют собственные регламенты проведения дрифта. Техника проведения заезда предполагает наличие целой системы критериев, которые оцениваются по стобалльной шкале – победитель определяется по итогам набранного количества баллов. Причем важно подчеркнуть, что на сегодняшний момент времени наблюдаются тенденции отхода от использования судей к компьютерным вычислительным машинам, которые устанавливаются на автомобили участников соревнований по дрифтингу, что обеспечивает возможность комплексной и максимально объективной оценки [3].

Остановимся более подробно на характеристике современного этапа развития дрифтинга; опираясь на правила, представленные на сайте Российской дрифт серии, кратко охарактеризуем ключевые особенности отечественного подхода в судействе. Соревнования проводятся в несколько этапов: тренировка, квалификация (одиночный заезд) и парне заезды. В ходе тренировки участник ознакамливается с трассой, ему позволяется пройти предоставленное судьей задание. В последующем, задание воспроизводится парно.

На этапе квалификации (одиночный заезд) пилот должен проехать сформированное судейское задание точно по траектории, сохранить при этом оптимальный угол заноса в рамках нужных секторов оцениваемого участка. Результаты рассматриваются в системе нескольких критериев: траектория, угол и стиль. Вместе с тем, дополнительной оценке подлежат показатели точности, агрессивности, самоотдачи, контроля и плавности, качества прохождения управляемого заноса. Оценка проставляется суммарно, по итогам выставления значений баллов со стороны каждого из судей (максимальная оценка – 100 баллов). В итоге высчитывается средний показатель, который определяет победителя. По итогам оценок формируется таблица рангов, в рамках которой на последующий этап допускаются первые 32 (или 24, 16) пилотов  с лучшими показателями [3].

При проведении парных заездов (цуйсо) к оценке принимаются оба автомобиля, причем оценка имеет более сложную систему. Так, лидер (тот, кто едет первым) оценивается по системе этапа квалификации, тогда как преследователь – по приближенности к лидеру. Вместе с тем, к преследователю выдвигаются аналогичные требования к прохождению трассы, как и к лидеру, он не может пройти трассу с нарушением техники выполнения. Каждая пара при этом проходит серию их трех заездов, ознакомительную, первую зачетную и вторую зачетную. В ходе ознакомительной пилоты получают возможность ознакомиться с трассой, тогда как в процессе двух последующих этапов выполняют соревнования, исключительно меняясь местами для создания равных условий. Парные заезды производятся по «Олимпийской системе»:

Рис. 1. Олимпийская система парных заездов в дрифте [3]

 

Помимо представленной на рис. 1 олимпийской системе, в правилах RDS приводится и система парных заездов «Double Elimination», разделяющая порядок проведения соревнований на 11 туров [3].

В ходе парного заезда лидеру важно продемонстрировать максимально приближенный к этапу квалификации заезд, отразить максимальное скольжение и плавность выполнения техник. Для преследователя выдвигается иная задача – ему необходимо повторить траекторию лидера, как можно ближе приближаясь и при этом не выполняя обгона. Преследователь оценивается по более полной системе показателей, среди которых, угол, приближение, траектория и синхронность. Каждый из критериев рассматривается относительно позиций лидера, что позволяет наиболее точно оценить заезд.

Сам процесс судейства парного заезда – это оценка целой системы критериев, сформированных под условия конкретного автомобиля (в зависимости от класса: DC1-DC3). Кроме того, предоставляется целая система ошибок, за которые пилот получит нулевую судейскую оценку, среди которых:

- разворот, остановка и/или критическое замедление;

- движение без заноса;

- невыполнение задания;

- выезд за пределы гоночного трека 4-мя колесами;

- слишком большая дистанция от лидера;

- три фальстарта;

- полное нарушение рисунка лидера и др.

Под другими понимаются менее распространенные ошибки, видимые судьями и выносящиеся на обсуждение. Данные параметры заранее прописываются в регламентах для каждого соревнования. Кроме того, внедряется также дополнительная система пенализации, раскрывающая факторы, влияющие на выставление нулевых оценок, ведущие к исключению или снижению судейской оценки.

Таким образом, в результате проведенного анализа была сформулирована и описана современная система проведения соревнований по дрифту согласно регламентам RDS (Российская дрифт серия). Рассмотрены ключевые этапы развития судейства соревнований по дрифтингу, описывающиеся как процесс перехода от уличных нелегальных и достаточно хаотичных гонок к профессиональному автоспорту с целой системой правил и сложных критериев.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Дрифт: история длиной в полвека [Электронный ресурс]. URL: https://www.kolesa.ru/article/drift-istorija-dlinoj-v-polveka-2015-03-01 (дата обращения: 23.12.2022).
  2. Как судят дрифт? [Электронный ресурс]. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/rdsgpofficial/3019484.html (дата обращения: 22.12.2022).
  3. Правила соревнований по дрифту [Электронный ресурс]. URL: https://vdrifte.ru/docs/ПРАВИЛА%20ДРИФТА%202020.06.23.pdf (дата обращения: 22.12.2022).
  4. Судейство дрифта [Электронный ресурс]. URL: https://www.driveru/b/794732/ (дата обращения: 22.12.2022).

 

Shenderov A.L.
Individual entrepreneur
(Minsk, Belarus)


JUDGING OF DRIFTING COMPETITIONS:

STAGES OF DEVELOPMENT & FEATURES OF APPROACH

 

Abstract: the article provides a retrospective analysis of the formation and development of refereeing drifting competitions. The key stages of the transition from illegal street racing to professional motorsport are described. The modern judicial system used in the Russian drift series is considered in detail.

 

Keywords: drift, drift subculture, refereeing in drift, drifting competitions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шендеров А.Л. СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 334 - 340. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6883 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6883



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.