'
Шендеров А.Л.
СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА *
Аннотация:
в статье проведен ретроспективный анализ становления и развития судейства соревнований по дрифтингу. Описаны ключевые этапы перехода от уличных нелегальных автогонок к профессиональному автоспорту. Подробно рассмотрена современная судейская система, применяющаяся в Российской дрифт серии
Ключевые слова:
дрифт, субкультура дрифта, судейство в дрифте, соревнования по дрифтингу
УДК 7.092
Шендеров А.Л.
Индивидуальный предприниматель
(г. Минск, Республика Беларусь)
СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ:
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА
Аннотация: в статье проведен ретроспективный анализ становления и развития судейства соревнований по дрифтингу. Описаны ключевые этапы перехода от уличных нелегальных автогонок к профессиональному автоспорту. Подробно рассмотрена современная судейская система, применяющаяся в Российской дрифт серии.
Ключевые слова: дрифт, субкультура дрифта, судейство в дрифте, соревнования по дрифтингу.
Дрифтинг как профессиональный экстремальный вид автоспорта появился относительно недавно – его история насчитывает порядком 50-ти лет, а в России не более 20-25-ти. Несмотря на это, история становления и развития дрифта – это достаточно комплексный и своеобразный процесс, в ходе которого сам дрифт претерпевал множественные изменения – осуществил переход от уличной субкультуры и нелегальных гонок в признанному на мировом уровне автоспорту [1].
Актуальность изучения истории развития судейства дрифта обусловлена тем, что на сегодняшний момент времени отсутствуют исследования, комплексно описывающие историю судейства данного автоспорта. Кроме того, первоначально, ввиду существования дрифта как уличной молодежной субкультуры, правила формировались постепенно и хаотично, и только после признания дрифта на официальном уровне появилась острая необходимость в создании принципиально равной системы судейства.
Таким образом, цель статьи – проанализировать этапы развития судейства соревнований по дрифтингу и описать ключевые особенности данных процессов.
Развитие судейства соревнований по дрифту можно разделить на несколько условных периодов, каждый из которых имеет, скорее, формализованный характер, связанный с проведением соревнований и специфическими особенностями, условиями демонстрации техник управляемого заноса. Охарактеризуем каждый из этапов более подробно:
Подчеркнем, что второй этап развития дрифт-культуры был неразрывно связан с участием ограниченного числа участников – их первоначальное число достигало десяти, в последующем, было сокращено до восьми. Однако при проведении четвёртого раунда соревнований данные ограничения были пересмотрены и расширены вдвое, до 16-ти участников. Данное правило стало традиционным и сохранилось до сегодняшних дней. Ключевая особенность судейства данного периода – апробация различных техник и сочетание судейских практик. Тем не менее, отсутствовали четкие регламентации данного вида соревнований, комплексно рассматривающие техники управляемого заноса.
Остановимся более подробно на характеристике современного этапа развития дрифтинга; опираясь на правила, представленные на сайте Российской дрифт серии, кратко охарактеризуем ключевые особенности отечественного подхода в судействе. Соревнования проводятся в несколько этапов: тренировка, квалификация (одиночный заезд) и парне заезды. В ходе тренировки участник ознакамливается с трассой, ему позволяется пройти предоставленное судьей задание. В последующем, задание воспроизводится парно.
На этапе квалификации (одиночный заезд) пилот должен проехать сформированное судейское задание точно по траектории, сохранить при этом оптимальный угол заноса в рамках нужных секторов оцениваемого участка. Результаты рассматриваются в системе нескольких критериев: траектория, угол и стиль. Вместе с тем, дополнительной оценке подлежат показатели точности, агрессивности, самоотдачи, контроля и плавности, качества прохождения управляемого заноса. Оценка проставляется суммарно, по итогам выставления значений баллов со стороны каждого из судей (максимальная оценка – 100 баллов). В итоге высчитывается средний показатель, который определяет победителя. По итогам оценок формируется таблица рангов, в рамках которой на последующий этап допускаются первые 32 (или 24, 16) пилотов с лучшими показателями [3].
При проведении парных заездов (цуйсо) к оценке принимаются оба автомобиля, причем оценка имеет более сложную систему. Так, лидер (тот, кто едет первым) оценивается по системе этапа квалификации, тогда как преследователь – по приближенности к лидеру. Вместе с тем, к преследователю выдвигаются аналогичные требования к прохождению трассы, как и к лидеру, он не может пройти трассу с нарушением техники выполнения. Каждая пара при этом проходит серию их трех заездов, ознакомительную, первую зачетную и вторую зачетную. В ходе ознакомительной пилоты получают возможность ознакомиться с трассой, тогда как в процессе двух последующих этапов выполняют соревнования, исключительно меняясь местами для создания равных условий. Парные заезды производятся по «Олимпийской системе»:
Рис. 1. Олимпийская система парных заездов в дрифте [3]
Помимо представленной на рис. 1 олимпийской системе, в правилах RDS приводится и система парных заездов «Double Elimination», разделяющая порядок проведения соревнований на 11 туров [3].
В ходе парного заезда лидеру важно продемонстрировать максимально приближенный к этапу квалификации заезд, отразить максимальное скольжение и плавность выполнения техник. Для преследователя выдвигается иная задача – ему необходимо повторить траекторию лидера, как можно ближе приближаясь и при этом не выполняя обгона. Преследователь оценивается по более полной системе показателей, среди которых, угол, приближение, траектория и синхронность. Каждый из критериев рассматривается относительно позиций лидера, что позволяет наиболее точно оценить заезд.
Сам процесс судейства парного заезда – это оценка целой системы критериев, сформированных под условия конкретного автомобиля (в зависимости от класса: DC1-DC3). Кроме того, предоставляется целая система ошибок, за которые пилот получит нулевую судейскую оценку, среди которых:
- разворот, остановка и/или критическое замедление;
- движение без заноса;
- невыполнение задания;
- выезд за пределы гоночного трека 4-мя колесами;
- слишком большая дистанция от лидера;
- три фальстарта;
- полное нарушение рисунка лидера и др.
Под другими понимаются менее распространенные ошибки, видимые судьями и выносящиеся на обсуждение. Данные параметры заранее прописываются в регламентах для каждого соревнования. Кроме того, внедряется также дополнительная система пенализации, раскрывающая факторы, влияющие на выставление нулевых оценок, ведущие к исключению или снижению судейской оценки.
Таким образом, в результате проведенного анализа была сформулирована и описана современная система проведения соревнований по дрифту согласно регламентам RDS (Российская дрифт серия). Рассмотрены ключевые этапы развития судейства соревнований по дрифтингу, описывающиеся как процесс перехода от уличных нелегальных и достаточно хаотичных гонок к профессиональному автоспорту с целой системой правил и сложных критериев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Shenderov A.L.
Individual entrepreneur
(Minsk, Belarus)
JUDGING OF DRIFTING COMPETITIONS:
STAGES OF DEVELOPMENT & FEATURES OF APPROACH
Abstract: the article provides a retrospective analysis of the formation and development of refereeing drifting competitions. The key stages of the transition from illegal street racing to professional motorsport are described. The modern judicial system used in the Russian drift series is considered in detail.
Keywords: drift, drift subculture, refereeing in drift, drifting competitions.
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4
Ссылка для цитирования:
Шендеров А.Л. СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ ПО ДРИФТИНГУ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ПОДХОДА // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 334 - 340. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6883 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*