'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 66

Просмотры  45 просмотров

Царев Ю.В., Завгородняя А.В., Смирнова Н.С.

  


СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «ИЗМЕРЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОСТА ХЭЯ» *

  


Аннотация:
в работе приведена математическая модель, описывающая функционирование уравновешенного измерительного моста Хэя. Показан рабочий интерфейс виртуальной лабораторной работы, разработанный в среде Visual Studio на языке C#. Рассмотрен порядок действий пользователя при выполнении виртуальной лабораторной работы   

Ключевые слова:
метрология, виртуальная работа, измерительный мост, мост Хэя, разработка   


УДК 378.147.88+53.083.4

Царев Ю.В.
канд. техн. наук, доцент кафедры информационные системы и технологии
Ярославский государственный технический университет
(г. Ярославль, Россия)

Завгородняя А.В.
бакалавр 2 курса кафедры экономики и управления
Ярославский государственный технический университет
(г. Ярославль, Россия)

Смирнова Н.С.
бакалавр 2 курса кафедры экономики и управления
Ярославский государственный технический университет
(г. Ярославль, Россия)

СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «ИЗМЕРЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОСТА ХЭЯ»

 

Аннотация: в работе приведена математическая модель, описывающая функционирование уравновешенного измерительного моста Хэя. Показан рабочий интерфейс виртуальной лабораторной работы, разработанный в среде Visual Studio на языке C#. Рассмотрен порядок действий пользователя при выполнении виртуальной лабораторной работы.

 

Ключевые слова: метрология, виртуальная работа, измерительный мост, мост Хэя, разработка.

 

Сегодня цифровые технологии — это комплексная платформа для развития всех отраслей экономики, в том числе и образования. Использование цифровых технологий в высшем образовании обладает дидактическим потенциалом в аспекте организации учебно-познавательного процесса, предоставления новых качественных возможностей за счет реализации принципов виртуализации, мобильности, адаптивности и мгновенной обратной связи. Характерной особенностью развития цифровых технологий является создание виртуальных лабораторий. Так в работе [1] на примере виртуальной компьютерной лаборатории показана роль современных информационных технологий, внедряемых в учебный процесс. Авторы описали основные аппаратные и программные компоненты такой лаборатории. Автор [2] рассматривает создание виртуальной лаборатории, которая позволяет производить моделирование и анализ электрических схем в учебных и научных целях. Рассматриваются начальные основы моделирования электрических схем в программе NI Multisim. Отмечается, что на базе этой программы разработан цикл лабораторных работ по изучению основ цифровой техники. Группа разработчиков [3] на примере лабораторной работы по тематике «Исследование электростатического поля точечного заряда» рассматривает составляющую модель теоретическую основу. Разработанное авторами Web-приложение имеет функционал, который позволяет графически отобразить реальные физические процессы. Пользователь может изменять параметры модели для получения различных результатов виртуального эксперимента. В публикации [4] рассматриваются перспективы применения виртуальных компьютерных лабораторий в дистанционном образовательном процессе. Обсуждается необходимость разработки сценариев профессиональных ситуаций для обучения, необходимости создания специального методического сопровождения учебного процесса, наличие средств для поддержки имитационного моделирования, психолого-педагогического сопровождения студентов при работе в виртуальной среде, средств мониторинга и контроля процесса обучения.

Все вышеперечисленное показывает актуальность работ в направлении создания виртуальных лабораторных работ. В настоящей работе рассматривается вопрос разработки виртуальной лабораторной работы в рамках преподаваемого курса Метрология. Была поставлена задача создать виртуальную лабораторную работу моделирующую работу измерительного моста Хэя для определения индуктивности. В качества стека технологий была выбрана среда Visual Studio 2017, язык программирования C#. В среде Visual Studio было разработано веб приложение, общий вид которого представлен на рисунке 1.

 

Рис. 1. Общий вид интерфейса приложения

«Лабораторная работа «Измерение индуктивности с помощью моста Хэя»»

 

Работу уравновешенного измерительного моста Хэя описывают уравнения:

L1 = (R2⋅R3 C4)/(1 + (ω⋅C4 R4)2)

R1 = ((ω⋅C4)2 R4 R2 R3)/( 1 + (ω⋅C4 R4)2)

где L1- неизвестная индуктивность, имеющая сопротивление R1; R2, R3, R4 -это известные неиндуктивные сопротивления; C4 - это стандартная емкость; ω⋅- это угловая частота синусоидального тока, рассчитываемая по формуле: ω=2πf; f- частота электрического тока.

В ходе выполнения работы учащийся устанавливает напряжение и частоту источника питания при которых происходит измерение индуктивности. В соответствии с заданием преподавателя выбирает вариант для выполнения лабораторной работы. Далее варьируя значения сопротивлений R2, R3, R4 и емкости C4 уравновешивает измерительный мост таким образом, чтобы стрелка на вольтметре D установилась как можно ближе к нулю. После уравновешивания измерительного моста Хэя выполняется измерение индуктивности нажатием кнопки Расчет. Результаты считываются в поле Результаты расчета.

Таким образом, в результате выполненной работы была спроектирована и создана виртуальная лаборатория, которая позволит проводить  лабораторные занятия по дисциплине Метрология как стационарно, так и дистанционно. Виртуальная лабораторная работа «Измерение индуктивности с помощью моста Хэя» имеет функционал и описание, которые помогут понять работу измерительных мостовых схем более углубленно, но и не затрачивать деньги на покупку дорогостоящего оборудования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антипов О.Е., Белов М.А. Разработка и внедрение программно-аппаратной платформы виртуальной компьютерной лаборатории в образовательный процесс высшей школы // Наука и современность. 2010. № 7-2. С. 8-11.
  2. Козюков Д.А. Имитационное моделирование электрических схем в виртуальной лаборатории // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса. 2012. С. 349-350.
  3. Сизова Ю.В., Потемкина С.Н., Лиманова Н.И. Разработка web-приложения "Виртуальная физическая лаборатория" // В сборнике: Современные исследования в области естественных и технических наук: междисциплинарный поиск и интеграция. материалы II научно-практической всероссийской конференции (школы-семинара) молодых ученых. Тольяттинский государственный университет. 2015. С. 116-119
  4. Уразаева Л.Ю. Перспективы виртуальных компьютерных лабораторий // В сборнике: Информационные системы и технологии в моделировании и управлении. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Ответственных редактор Н.Н. Олейников.. 2017. С. 381-385.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Царев Ю.В., Завгородняя А.В., Смирнова Н.С. СОЗДАНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ «ИЗМЕРЕНИЕ ИНДУКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ МОСТА ХЭЯ» // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 381 - 385. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6891 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6891



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.