'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 4
  4. Научная статья № 81

Просмотры  48 просмотров

Кюльмясу А.В.

  


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ ОТДЕЛЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА ПОЖИЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ *

  


Аннотация:
данная статья посвящена вопросу организации в Благоварском районе Республики Башкортостан отделения ухода за пожилыми людьми. Обозначены ключевые цели и задачи предстоящих изменений в структуре больницы, стоящие перед администрацией ГБУЗ РБ Языковская ЦРБ. В статье рассмотрены проблемы формирования и функционирования системы ухода за пожилыми, представлены результаты авторского исследования проблем ухода за пожилыми людьми в селе, выявлен ряд проблем, решение которых возможно только при участии государства   

Ключевые слова:
пожилые люди, семья, уход, врачебная амбулатория, проект, донор проекта   


УДК 61

Кюльмясу А.В.
студент магистратуры
Башкирская академия государственной службы и управления

при Главе Республики Башкортостан
(г. Уфа, Россия)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ ОТДЕЛЕНИЯ

ПО УХОДУ ЗА ПОЖИЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ

 

Аннотация: данная статья посвящена вопросу организации в Благоварском районе Республики Башкортостан отделения ухода за пожилыми людьми. Обозначены ключевые цели и задачи предстоящих изменений в структуре больницы, стоящие перед администрацией ГБУЗ РБ Языковская ЦРБ. В статье рассмотрены проблемы формирования и функционирования системы ухода за пожилыми, представлены результаты авторского исследования проблем ухода за пожилыми людьми в селе, выявлен ряд проблем, решение которых возможно только при участии государства.

 

Ключевые слова: пожилые люди, семья, уход, врачебная амбулатория, проект, донор проекта.

 

Рост числа иждивенцев пожилого и старческого возраста, повышение тенденции к проживанию пожилых людей в одиночестве и уменьшение потенциальной возможности ухаживать за пожилыми родственниками при наблюдающемся росте трудовой занятости ставят новые цели и задачи перед государством и обществом в целом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительство Российской Федерации разработало национальный проект «Демография», составной частью которого является федеральный проект «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение»». Целью Федерального проекта является увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет и его реализация предусматривает ряд мероприятий по развитию медицинской помощи по профилю «гериатрия» и системы оценки потребности в уходе. В связи с этим все более актуальной становится потребность в создании и развитии гериатрических центров.

По поручению Президента Российской Федерации принята Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. Ключевыми целями Стратегии определены устойчивое повышение продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия. В связи с этим развиваются современные формы социального обслуживания, происходит совершенствование системы охраны здоровья и развитие рынка социальных услуг.

Не секрет, что сопутствующие преклонному возрасту заболевания, часто являются причинами потери способности к самообслуживанию. Потребность в уходе может требоваться от нескольких недель до момента смерти человека. Целью ухода является удовлетворение основных ежедневных физиологических и социальных потребностей жизнедеятельности: гигиены и питания, общения и досуга. Большую часть людей, нуждающихся в постоянном постороннем присмотре, составляют лежачие больные и инвалиды. Как правило, долговременный уход включает и медицинское обслуживание.

Существующая система долговременного ухода за пожилыми людьми включает несколько вариантов оказания медико-социальных услуг таких как дневной стационар медицинских и социальных учреждений - временная помощь, амбулаторную на дому, выездные патронажные службы, приходящий социальный работник; постоянная помощь в отделениях сестринского ухода, дома престарелых, гериатрические центры, специализированные интернаты, хосписы.

Актуальность исследования потребности в создании отделения по уходу за пожилыми и инвалидами в Благоварском районе продиктована рядом событий. Так после гибели при пожаре в деревне Ишбулдино Абзелиловского района Республики Башкортостан 11 постояльцев частного дома престарелых в Башкирии начали закрываться частные дома престарелых. С целью возможности контроля надзорными органами активно обсуждается необходимость обязательного лицензирования частных приютов, а также необходимость вхождение в реестр поставщиков социальных услуг. В ноябре 2021 года прекратило свою деятельность отделение стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Благоварском районе села Пришиб.

Объектами исследований являются лица, осуществляющие уход за пожилыми родственниками, помещения ГБУЗ РБ Языковская ЦРБ, а также потенциальные инвесторы, способные и готовые профинансировать часть капитальных вложений.

Цель данного исследования - определение потребности в создании отделения по уходу за пожилыми и инвалидами в Благоварском районе, выбор наиболее подходящих помещений для создания отделения по уходу, а также презентация проекта отделения потенциальным инвесторам.

В процессе исследования использовались систематизация и обобщение, сравнение, а также опрос и статистические методы обработки информации.

На основе анализа выявлены новые точки развития для центральных районных больниц, имеющих пустующие помещения врачебных амбулаторий.

Практической значимостью данной работы является возможность использования ее результатов для развития геронтологических служб в отдаленных районах Республики Башкортостан, появление рабочих мест для жителей района, а также возможность получения дополнительного дохода районными больницами.

В результате проведенной работы планируется обеспечить уход за людьми старше трудоспособного возраста на хозрасчетной основе и обеспечить лечение гериатрических пациентов (при наличии финансирования).

В республике Башкортостан на начало 2021 года доля лиц старше трудоспособного возраста уже составляла 23,8% - 960 тыс. чел., из них лиц старше 60 лет – около 908 тыс. человек. 58458 человек в республике достигли возраста 85 лет и старше. В Благоварском районе на конец 2022 года - 3065 человек старше 65 лет, 870 человек достигли возраста 80 лет и старше.

Людям старшего возраста со временем становится все сложнее справляться с уходом за собой и бытом. Снижается активность и зачастую серьезные возрастные недуги лишают пожилого человека возможности вести привычный образ жизни. В таких обстоятельствах пожилые люди нуждаются в особом уходе, поддержке и внимании. Однако, возможность непрерывно осуществлять уход за родственником есть не у всех семей.

Автором был проведен опрос 100 респондентов, посвященный проблемам ухода за пожилыми родственниками, на решение которых направлен проект создания Отделения по уходу за пожилыми и инвалидами в Благоварском районе. Опрос проводился среди 50 жителей города Уфы и 50 жителей Благоварского района, имеющих на иждивении пожилого родственника. Опрос выявил ряд трудностей у опекунов и помощников пожилых людей, на основании которых составлено дерево проблем (Рисунок 1).

Рис. 1. Дерево проблем опекунов и помощников пожилых людей

 

Наиболее острой проблемой, по мнению респондентов, является отсутствие возможности оставить родственника старческого возраста с хроническими заболеваниями, требующего постоянного наблюдения и ухода хотя бы на небольшой срок. В ходе авторского исследования было определено, что очередь в дома по уходу за пожилыми и инвалидами в Уфе и близлежащих районах составляет 2-4 недели, а также для размещения необходим большой перечень анализов, что затрудняет ситуации, в которых экстренно требуется оставить родственника, например, при необходимости оперативного лечения ухаживающего. Также большой проблемой является нехватка материальных средств. Жителям сельских территорий приходится трудиться за минимальную заработную плату, пенсия пожилого родственника является существенным финансовым подспорьем, хотя и не покрывает сопутствующих расходов. Среди жителей города Уфы доходы выше, они считают Благоварский район не сильно удаленным и готовы привозить родственников при условии, что все анализы будут сделаны в самом отделении при поступлении. Респонденты не рассчитывают на помощь государства и в одиночку справляются со всеми трудностями. Выявлены негативные последствия долговременного ухода для осуществляющих его родственников. Родственникам приходится совмещать уход и профессиональную деятельность. Бремя ухода ведет к напряжению и стрессу, падению субъективного благополучия всех членов семьи, в такой ситуации не исключены конфликты между родственниками. Отдых и смена обстановки также необходима и самим пожилым людям, они не хотят чувствовать себя обузой и впадают в угнетенное эмоциональное состояние. В семьях где совмещен уход и профессиональная деятельность наблюдается отсутствие творческой и социальной активности у людей старческого возраста. Необходимость совместного проживания влечет за собой переустройство жилплощади, требует технического оснащения, а также ведет к ограничению независимости и индивидуальной свободы как пожилого члена семьи, так и ухаживающих за ним родственников.

На базе ГБУЗ РБ Языковская ЦРБ на втором этаже Первомайской врачебной амбулатории имеются пустующие помещения площадью 739,2, на которых возможно создание 40 гериатрических коек, однако помещения требуют серьезного капитального ремонта. Первый этаж площадью 741,2 кв.м. частично занят кабинетами врачебной амбулатории в которой на данный момент трудятся 2 врача терапевта участковых, 1 акушерка, 2 участковые медицинские сестры, медицинская сестра по физиотерапии, палатная медицинская сестра, а также медицинский регистратор. Так как в амбулаториях раньше осуществлялось стационарное лечение, то имеются просторные холлы, санузлы, пищеблок, а также небольшая прилегающая территория, которую можно благоустроить. В непосредственной близости находится школа и детский дом во взаимодействии с которыми возможно проведение совместных мероприятий.

Автором были произведены расчеты потребности в финансовых средствах. На капитальный ремонт амбулатории потребуется около 42,5 миллионов рублей, а на оснащение еще около 15,5 миллионов рублей. В дальнейшем потребуются средства на питание, содержание и уход за пожилыми людьми, заработную плату сотрудникам отделения ухода и прочие сопутствующие расходы. Очевидно, что у районных больниц отсутствуют финансовые средства в таких объемах и без привлечения дополнительного финансирования реализация данного проекта представляется невозможной.

С целью привлечения средств был подготовлен проект создания отделения по уходу за пожилыми и инвалидами, дорожная карта, а также презентация для представления потенциальным донорам. Определены основные группы доноров - государственные, представители коммерческих сфер и частные лица. Источниками сведений о потенциальных донорах выбраны круг личных и профессиональных контактов, интернет, информация СМИ. Принято решение концентрироваться на потенциально наиболее перспективных донорах.

Рассылка письменных обращений с предложением оказать поддержку проекту показала, что представители коммерческих сфер и частные лица готовы оказывать помощь в виде затрат на капитальный ремонт, оборудование, мебель, облагораживание территории, первичные расходные материалы в случаях, когда в качестве основной цели не рассматривается извлечение прибыли и ее распределение между участниками, и когда деятельность направлена на достижение социальных значимых целей.

Обобщая итоги анализа можно определить, что потребность в создании отделения по уходу за пожилыми и инвалидами в Благоварском районе Республики Башкортостан существует и получение спонсорской помощи на его создание возможно. Результатом проекта станет удовлетворение потребностей конкретных социальных групп, которые готовы оплачивать услуги по уходу, а также создание новых рабочих мест в Первомайской врачебной амбулатории. Также реализация данного проекта позволит реинвестировать средства от приносящей доход деятельности на начальном этапе в развитие самого отделения, а позднее и Языковской центральной больницы в целом. Полученные средства помогут покрыть текущие расходы, такие как заработная плата сотрудникам, оплата коммунальных, транспортных услуг, организация досуга пожилых людей и инвалидов. Будет полезным для обеих сторон привлечение школьников и воспитанников детского дома к общению с пожилыми. Это поможет детям развить навыки общения, самодисциплины, а пожилым получить немного внимания.

После реализации данного проекта руководство Языковской центральной больницы планирует обеспечить финансирование части геронтологичкских коек за счет средств фонда обязательного медицинского страхования. 

Проблема формирования системы ухода должна решаться комплексно при конструктивном взаимодействии основных социальных институтов семьи и государства. Развитие системы ухода представляется ключевым фактором, который необходимо учитывать при разработке политики в области здравоохранения.

Для организации финансирования крупных социальных проектов необходимы значительные материальные средства, привлекаемые из различных источников: дотации из местных и региональных бюджетов, гранты, выделяемые различными организациями, спонсорские средства бизнеса и другие. Такого рода проект предполагает наличие общности интересов достаточно широкого круга социальных субъектов: органов государственной власти, бизнес-структур, общественных организаций, инициативных групп, а также отдельных граждан.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Текст]: Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204.
  2. Анализ систем и политики здравоохранения / Как сбалансировать условия предоставления помощи пожилым? // Краткий аналитический обзор / Всемирная организация здравоохранения, 2008. 28 с.
  3. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни по Российской Федерации / Федеральная служба государственной статистики. 19.09.2018
  4. Всемирный доклад о старении и здоровье / Всемирная организация здравоохранения. 2016 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.who.int/ageing/publications/worldreport-2015/ru/ (дата обращения: 05.04.2020).
  5. Корчагина И.И., Прокофьева Л.М. Оценки нуждаемости в долговременном уходе: опыт Франции и России // Народонаселение. 2020. Т. 23. № 3. С. 59-70.
  6. Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р «Об утверждении Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года».
  7. Пудова О. С. К вопросу о введении системы долговременного ухода // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. 2019. Вып. 17: Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. С. 21–32. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Кюльмясу А.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В СОЗДАНИИ ОТДЕЛЕНИЯ ПО УХОДУ ЗА ПОЖИЛЫМИ И ИНВАЛИДАМИ // Вестник науки №12 (57) том 4. С. 486 - 494. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6906 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6906



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.