'
Фирсова Е.С., Саттарова Л.С.
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
данная статья раскрывает эффективность разнообразных форм работы с одаренными и способными детьми. В статье раскрывается понятие, что такое детская одаренность, раскрываются признаки одаренности, которые обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой, учитывая их индивидуальные особенности, помогать им реализовывать себя, доводить их индивидуальные достижения до оптимального уровня
Ключевые слова:
одаренность, младший школьный возраст, причины трудностей одаренных детей, методы и формы работы с одаренными детьми, педагогические принципы
УДК 37
Фирсова Е.С.
студент
Уфимский университет науки и технологий (СФ)
(г. Стерлитамак, Россия)
Саттарова Л.С.
старший преподаватель
Уфимский университет науки и технологий (СФ)
(г. Стерлитамак, Россия)
ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ
ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: данная статья раскрывает эффективность разнообразных форм работы с одаренными и способными детьми. В статье раскрывается понятие, что такое детская одаренность, раскрываются признаки одаренности, которые обеспечиваются психолого-педагогической поддержкой, учитывая их индивидуальные особенности, помогать им реализовывать себя, доводить их индивидуальные достижения до оптимального уровня.
Ключевые слова: одаренность, младший школьный возраст, причины трудностей одаренных детей, методы и формы работы с одаренными детьми, педагогические принципы.
Одаренность – наша с вами будущее. Современное образование содержит в себе серьезные вопросы по обучению, развитию и воспитанию одаренных детей. Сегодня проблема работы с одаренными детьми связана с быстро меняющимися условиями в мире, требованиями. Одаренные дети, как правило, часто входят «группу риска» наряду с другими младшими школьниками со сложными жизненными проблемами [1, с. 145]. Тем самым одаренным детям необходимы специальные индивидуальные программы, хорошо обученные и методически подкрепленные учителя для того, чтобы узнать и учесть проблемы одаренного ребенка, развить согласно свои задаткам и способностям.
Что же такое одарённость? Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.)».
Младший школьный возраст – это тот период его школьной жизни, когда он накапливает все новое, тем самым происходит период усвоения тех или иных знаний. Начало обучения в школе, некий период, даже переворот, в котором ребенку даже с одаренностью придется столкнуться с проблемами в обучении и во взаимопонимании со сверстниками.
Поэтому во многих руках опытных педагогов лежит ответственность решить глобальные проблемы одаренного ребенка в его обучении начальной школе. Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка. Но, помимо всего этого, такие дети нуждаются в колоссальной поддержке. Таким образом, методическая работа педагогов и психологов с одаренными детьми в начальной школе позволяет выделить некие причины трудностей одаренных младших школьников:
- опережающее познавательное развитие одаренных детей;
- отсутствие достаточного опыта взаимоотношений со сверстниками;
- своеобразная избалованность;
- социальная несамостоятельность.
Говоря, об опережающим познавательном развитии одаренных детей в начальной школе, уже с первого класса будет возникать скука, они будут выслушивать то, что им давно известно или же заниматься такой деятельностью, в которой они бывают не успешны. Зачастую одаренные дети стремятся поделится своими знаниями, своими идеями и задумкам со взрослыми или своими сверстниками. Одаренные дети также имеют склонность быть выше, доминировать по каким-то обсуждениям, вопросам, разработкам, в которых они сильны, подвергавшиеся самостоятельному даже изучению. Такие своего рода проблемы в следствии могут перерасти в непонимание со сверстниками, так как те будут считать его «всезнайкой». Такой некий отрицательный выговор от сверстников, постоянные попытки высказаться учителю, в конечном итоге перейдут к потере интереса к обучению в начальной школе. Следует в данном окружении такого ребенка, давать понять сверстникам, что это совершенно не плохое качество, дать понять, что мы можем у такого ребенка чему-то научиться. Но, многие родители совершают ошибку и сразу забирают ребенка на перевод домашнего обучения. Если не будет обучения, познавательной активности, социального опыта, то это приведет к умственной лени и социальной дезадаптации, он не будет преодолевать всевозможные трудности, не будет какой-то цели, где мы прекрасно понимаем, что без этого человек не может существовать и реализовывать свой талант [4, c. 110]. А это для одаренного ребенка имеет огромное значение, если не будет создаваться условия и развитие для одаренного ребенка, то все это приведет к разрушительным с точки зрения дальнейшего развития одаренного ребенка. Поэтому и создаются специальные программы, работают методически подкрепленные педагоги, которые могут помочь одаренным детям в их нелегкий период [5, 73].
Другой метод поддержки обучения одаренных детей имеет форму дополнительных занятий в разнообразных кружках (по математике, моделированию и т.д. В данных дополнительных учреждениях есть возможность подобрать индивидуальный подход к ребенку и работы на достаточно сложном уровне, не позволяющем скучать. Необходимо создавать достаточную мотивацию и хорошие условия для прогресса одаренного ребенка.
Помимо всего того, что говорилось выше, есть еще острая проблема – социальная несамостоятельность. Она также связаны с выше перечисленными проблемами. То есть, здесь зачастую бывает, что одаренные дети увлечены интеллектуальной деятельностью, но неспособны к самостоятельности, потому что родители чрезвычайно опекают ребенка [2, c. 73]. Буквально завязывают им шнурки, водят за ручку до учебного заведения, лишают возможности, любые попытки к действию ребенка, фактически лишая его возможности научиться самостоятельности в повседневной жизни, социализироваться. Важно приучить трудиться и самостоятельно принимать решения.
Есть группа педагогических принципов по работе с одаренными детьми: индивидуализация, дифференциация обучения; принцип опережающего обучения; принцип комфортности в любой деятельности; принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся; принцип развивающего обучения; использование новых педагогических технологий в образовательном процессе. Важно, чтобы работа с одаренными детьми поддерживала чувство самостоятельности ребенка, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения той или иной проблеме [3, c. 589-591].
Таким образом, работа с одаренными детьми, с их многочисленными возникающими проблемами должен вести профессиональный состав в виде педагогов, психологов, но также должна вестись и работа самих родителей. Нужно говорить, что требуется колоссальное внимание к социальной успешности таких детей, к развитию их эмоционального интеллекта, к организации возможностей для реализации социальной одаренности в реальной деятельности и во взаимоотношениях со сверстниками.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5
Ссылка для цитирования:
Фирсова Е.С., Саттарова Л.С. ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 26 - 30. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6910 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*