'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 5
  4. Научная статья № 5

Просмотры  55 просмотров

Загорец А.Р.

  


СИСТЕМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается система инвестиционного законодательства в Российской Федерации. Отмечается отсутствие систематизации, фатальная рассогласованность актов законодательства, отсутствие единого законодательного акта в вопросах инвестиционной деятельности, что существенно затрудняет процесс правоприменения. Поскольку правовой режим инвестирования складывается под воздействием в большей мере норм гражданского права, частично административного, а также иных отраслей права: бюджетного и налогового, к тому же имеется масса специальных законов, которые прямо или косвенно регулируют инвестиционную деятельность и инвестиционные процессы в стране. Таким образом усложняется процесс определения конкретного нормативного акта, регулирующего данные отношения. Отсутствие единого «основного» закона приводит к путанице в вопросах принципов осуществления различного рода инвестиционных процессов, затрудняет процесс применения конкретных правил, поскольку они «разбросаны» по множеству правовых актов, даже прямо не относящихся к инвестиционному праву. Автором предлагается вариант систематизации данной отрасли права   

Ключевые слова:
система законодательства, инвестиции, инвестиционная деятельность, систематизация, федеральный закон, инвестиционное право   


 УДК 346.5

Загорец А.Р.

магистрант 3 курса

ХГУ им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

 

СИСТЕМА ИНВЕСТИЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается система инвестиционного законодательства в Российской Федерации. Отмечается отсутствие систематизации, фатальная рассогласованность актов законодательства, отсутствие единого законодательного акта в вопросах инвестиционной деятельности, что существенно затрудняет процесс правоприменения. Поскольку правовой режим инвестирования складывается под воздействием в большей мере норм гражданского права, частично административного, а также иных отраслей права: бюджетного и налогового, к тому же имеется масса специальных законов, которые прямо или косвенно регулируют инвестиционную деятельность и инвестиционные процессы в стране. Таким образом усложняется процесс определения конкретного нормативного акта, регулирующего данные отношения. Отсутствие единого «основного» закона приводит к путанице в вопросах принципов осуществления различного рода инвестиционных процессов, затрудняет процесс применения конкретных правил, поскольку они «разбросаны» по множеству правовых актов, даже прямо не относящихся к инвестиционному праву. Автором предлагается вариант систематизации данной отрасли права.

 

Ключевые слова: система законодательства, инвестиции, инвестиционная деятельность, систематизация, федеральный закон, инвестиционное право.

 

Необходимо отметить отсутствие какой-либо систематизации нормативных актов инвестиционного законодательства. Поэтому на сегодняшний день перед законодателем стоит множество задач относительно вопроса систематизации инвестиционного законодательства в России. Так, основу правового регулирования инвестиционной деятельности и инвестиций составляют несколько нормативных актов в ранге законов. В первую очередь регулятором выступает Гражданский кодекс РФ. Именно он определяет основы для осуществления инвестирования, путем определения правового положения участников инвестирования, оснований возникновения инвестиционных отношений, ответственности и т. д.

Стоит отметить обоснованность суждения Н. Г. Семилютиной, которая уверена в недостаточности норм Гражданского кодекса для описания механизма взаимодействия между инвестором и реципиентом инвестиций [1, с. 70]. В связи с эти весомая нагрузка на федеральном уровне ложится на федеральные законы: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О долевом участии в строительстве», «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» и на Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1210 «О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера». Так, регламентирование вопросов по возникновению и динамике акционерных правоотношений происходит посредством норм не только Гражданского кодекса, но и указанных выше федеральных законов.

Неотъемлемое значение в рассматриваемом вопросе имеют нормативно-правовые акты других отраслей права, то есть не гражданско-правовой направленности, это в первую очередь нормы административного права. К таким нормам относятся правила, по которым осуществляется государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг, антимонопольное законодательство, правила выдачи лицензии профессиональным участникам рынка ценных бумаг, и другие. Это связано с тем, что инвестиционный рынок является составляющей частью экономики страны, и здесь государство посредством публично-правового регулирования отношений между экономически сильной и слабой стороной, которые вступают в договорные отношения уравнивает их позиции. К публично-правовому регулированию относится использование административно – правовых средств.

Важное значение в вопросе инвестирования имеют нормы финансового права, в частности, Бюджетного кодекса Российской Федерации. Так, в случае осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг должны использоваться нормы Бюджетного кодекса РФ и иные нормы финансового права.

Итак, как уже было ранее отмечено, в российском законодательстве, регулирующем инвестиционные правоотношения, имеется некая рассогласованность актов, нет единого законодательного акта об инвестициях, который был бы основан на единообразной системе понятий. Важной причиной данной проблемы является отсутствие единого представления о том, что вообще такое инвестиции. Эта разобщенность проявляется коренным образом в том, что, когда возникает необходимость упорядочить инвестиционную деятельность в той или иной сфере, российский законодатель принимает закон, который регулирует отношения, в соответствующем секторе экономики. Каждый из этих законов исходит из собственного понятия инвестиций.

Все перечисленное нами выше множество «инвестиционных» законов, которые были созданы таким путем можно по-разному классифицировать, в зависимости от критериев. Но на наш взгляд, важнейшим критерием является критерий уровня принятия нормативного правового акта.

По данному критерию выделяются:

- международно-правовые акты,

- федеральное законодательство,

- законодательство субъектов Российской Федерации,

- акты, принимаемые органами местного самоуправления.

В рамках каждого уровня этой классификации также может иметь место дифференциация принимаемых правовых актов по их юридической силе.

Решение обозначенной проблемы, как справедливо отмечает В. Н. Лисица, состоит в его «разумной систематизации», которую можно осуществить посредством принятия единого Федерального закона об инвестиционной деятельности [2]. В таком законе должны содержатся нормы, «доказавшие свою востребованность», что приведет к частичному уменьшению числа действующих актов.

Думается, такой подход имеет место быть и вполне обоснован, поскольку отсутствие единого нормативного акта, который содержал бы в себе основные начала, общие положения об инвестиционной деятельности, регулировании иностранных инвестиций и т.п., узко направленных Федеральных законов.

Таким образом, мы поддерживаем точку зрения ученых, выступающих за систематизацию данной отрасли права, и предлагаем составить и ввести новый Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности», который бы содержал в себе основные принципы, правила осуществления инвестиционных правоотношений.

Предлагаемый обновленный закон может включать следующие разделы:

Общие положения

Правовые и экономические основы инвестиционной деятельности

 Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Государственное регулирование иностранных инвестиций

 Государственные гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности и защита вложений

Основы регулирования инвестиционной деятельности органами местного самоуправления  

Регулирование инвестиционной деятельности по купле-продаже инвестиций

Регулирование инвестиционной деятельности по аренде инвестиций

Регулирование инвестиционной деятельности при лизинге

 Страхование в инвестиционной деятельности

 Регулирование платежей в процессе осуществления инвестиционной деятельности

Порядок разрешения международных инвестиционных споров

Заключительные положения

Так, Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности», будет выступать систематизатором нормы в отрасли инвестиционного права, и также поможет укрепиться данному праву, как самостоятельной отрасли права, в некоторых местах, пересекающихся с регулированием в других отраслях права.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Доронина Н. Г., Семилютина Н. Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2005. №9 (105). 66-78
  2. Лисица В. Н. Инвестиционное право: учебник / В. Н. Лисица - Новосибирск: ННИГУ,2015. - 568 с.
  3. Инвестиционное право: учебное пособие / И. В. Ершова [и др.]. -Москва, 2014. 296 с.
  4. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федер. закон [принят Гос. Думой 15.07.1998; одобрен Советом федерации 17.07.1998] // Собрание законодательства РФ. - 1999. - Вып. №9. - Ст. 1096.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Загорец А.Р. СИСТЕМА ИНВЕСТИЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 35 - 40. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6912 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6912



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.