'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 5
  4. Научная статья № 9

Просмотры  156 просмотров

Полушкина М.Д.

  


НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ *

  


Аннотация:
в настоящем исследовании анализируется процессуальное положение прокурора в административном процессе. Установлено, что является ошибочным считать прокурора административным истцом, если он обращается за кого-то с административным заявлением, ведь фактически административный истец в таком случае – это лицо, в защиту прав и законных интересов прокурор обратился в суд с заявлением, а прокурор – это всего лишь лицо, участвующее в деле. Кроме того, автор выявил некоторые иные проблемы правового регулирования порядка участия прокурора в административном судопроизводстве и предложил пути решения посредством внесения некоторых изменений в действующее законодательство   

Ключевые слова:
прокурор, административный истец, административное судопроизводство, заключение прокурора по делу   


УДК 34

Полушкина М.Д.

студентка 4-го курса юридического факультета

Кубанский аграрный университет им. И.Т. Трубилина

(г. Краснодар, Россия)

 

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА

В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

 

Аннотация: в настоящем исследовании анализируется процессуальное положение прокурора в административном процессе. Установлено, что является ошибочным считать прокурора административным истцом, если он обращается за кого-то с административным заявлением, ведь фактически административный истец в таком случае – это лицо, в защиту прав и законных интересов прокурор обратился в суд с заявлением, а прокурор – это всего лишь лицо, участвующее в деле. Кроме того, автор выявил некоторые иные проблемы правового регулирования порядка участия прокурора в административном судопроизводстве и предложил пути решения посредством внесения некоторых изменений в действующее законодательство.

 

Ключевые слова: прокурор, административный истец, административное судопроизводство, заключение прокурора по делу.

 

В процессе своей деятельности органы публичной власти могут так или иначе нарушить права и законные интересы какого-либо гражданина или юридического лица. В случае такого нарушения гражданин или юридическое лицо может обратиться в суд, чтобы его требования об устранении нарушений были рассмотрены в порядке административного судопроизводства. Административное судопроизводство в научной литературе понимают по-разному. Некоторые авторы рассматривают административное судопроизводство как непосредственную деятельность суда, связанную с рассмотрением и разрешением административных дел [1]. Другие автор понимают под административным судопроизводством способ защиты и восстановления субъективных оспариваемых прав, свобод и законных интересов [2].

При рассмотрении административных дел суд руководствуется положениями Кодекса административного судопроизводства РФ.

Прежде чем переходить к рассмотрению процессуального положения прокурора в административном судебном процессе следует рассмотреть, что следует понимать под термином «субъекты административного судопроизводства». К субъектам административного судопроизводства следует относить лиц, наделенных законодательством об административном судебном процессе не менее одним правом либо же не менее одной обязанностью [3].

В качестве одного из субъектов административного судебного процесса выступает прокурор. Роль прокурора в административном судопроизводстве неоднозначна в виду того, что законодатель определяет возможность прокурора принимать участие в процессе рассмотрения административного дела в качестве лица, участвующего в деле, а также непосредственно как административного лица [4]. Поэтапно рассмотрим, по какой причине в научной литературе подход законодателя по данному вопросу подвергается существенной критике.

Итак, в соответствии с административными процессуальными нормами на прокурора возлагается обязанность представлять права и законные интересы различных субъектов права, в частности граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и иных лиц. При этом прокурор не в любом случае может выступать в защиту граждан, а только тогда, когда они по объективным причинам, таким как недееспособность, неудовлетворительное состояние здоровья, несовершеннолетний возраст и другим причинам, не могут самостоятельно обратиться в суд и отстаивать в судебном процессе свои права. Когда прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов указанных выше субъектов, его процессуальное положение в судебном процессе при рассмотрении административного дела – лицо, участвующее в деле.

Однако, помимо того, что законодатель определяет прокурора как лица, участвующего в деле, при рассмотрении административных дел судом, в КАС РФ также говорится о том, что прокурор – это административный истец. По нашему мнению, и в научной литературе достаточно давно критикуют признание прокурора в качестве административного лица. А дело в том, что административное лицо – это лицо, в защиту прав и интересов которого уполномоченный субъект, в том числе прокурор, обращается в суд с соответствующим заявлением. При этом прокурор в силу должностных обязанностей как работник органа прокуратуры выполняет надзорную и иные функции, действует от имени государства, соответственно защищает публичные интересы. Участие в рассмотрении дел в суде – это функция, признанная наукой о прокурорской деятельности в качестве функции органа прокуратуры. Тем самым, по нашему мнению, и мнению большинства правоведов, необоснованным является подход законодателя, заключающийся в объединении административного истца и лица, который выступает в его интересах, в лице прокурора – субъекта, выполняющего публичные функции.

Представляется более правильной позиция законодателя, которая находит отражение в ГПК РФ. Во-первых, в ГПК РФ процессуальное положение прокурора в судебном процессе – лицо, участвующее в деле, и не более. И помимо всего прочего, если сопоставить ст. 45 ГПК РФ и ст. 39 КАС РФ, то можно заметить, что в анализируемой норме гражданско-процессуального законодательства говорится о том, что прокурор может обратиться с заявлением в целях защиты прав, свобод и интересов определенных субъектов, вместе с тем как в соответствующей норме КАС РФ законодатель оперирует термином «административное заявление». По нашему мнению, следует исключить по аналогии со ст.45 ГПК РФ из ст. 39 КАС РФ указание на то, что прокурор обращается в суд именно с административным заявлением.

Более того, в судебном процессе прокурор может выступать для дачи заключения по административному делу, на что указывается в п. 7 ст. 39 КАС РФ. Вместе с тем, анализируемая норма закона является бланкетной, то есть законодатель четко не определяет конкретный перечень административных дел, по которым прокурор может дать свое заключение, а отсылает к иным статьям. Многие авторы критикуют этот подход законодателя и высказывают мнение, что КАС РФ должен содержать закрытый перечень административных дел, по которым прокурор может выступать в судебном процессе и давать заключением по делу [5]. По нашему мнению, закрепление конкретного перечня административных дел, по которым прокурор сможет выступать в целях дачи заключения, представляется целесообразным в виду того, что эти изменения позволят повысить эффективность в деятельности прокурора как участника административного судебного процесса.

В заключении отметим, что роль прокурора в административном судебном процессе можно охарактеризовать как факультативную в виду того, что он может принимать участие в указанном виде судопроизводства лишь в том случае, если есть достаточные для того предусмотренные законом основания. Значение участия прокурора в процессе рассмотрения административных дел в суде очень высоко в виду того, что прокурор обеспечивает законность действий всех участников судопроизводства, а ведь это немаловажно с учетом того, что на одной стороне при рассмотрении дел, возникающих из административных или иных публичных правоотношений, выступает публичный орган власти – субъект, изначально занимающий более высокий статус.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Басов С.Л. Основные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2017. - 64 с.
  2. Белая К.В. Прокурор как субъект административного судопроизводства // Вопросы студенческой науки. - - № 4. - С. 273-275.
  3. Спиридонов П.Е. Субъекты административного процесса: понятие и виды // Вестник ВГУ. Серия: Право. - - №2 (49). - C. 178-192.
  4. Зеленская Л. А. Прокурор как лицо, участвующее в деле в административном судопроизводстве / Л. А. Зеленская, Д. М. Витохина // Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2015. – № 4 (30). – С. 231-234.
  5. Гуринова М. И. Проблемы правового регулирования участия прокурора в административном судопроизводстве // За нами будущее: взгляд молодых ученых на инновационное развитие общества : сборник научных статей 2-й Всероссийской молодежной научной конференции, Курск, 04 июня 2021 года. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 25-28.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Полушкина М.Д. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 57 - 61. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6916 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6916



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.