'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 5
  4. Научная статья № 11

Просмотры  54 просмотров

Туманова А.В., Кебадзе О.Г.

  


НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ В СОЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье проводится анализ основных направлений развития и поддержания в готовности системы связи и оповещения в соединениях Гражданской обороны Российской Федерации и их взаимодействия в зоне чрезвычайной ситуации с применением метода традиционного анализа документов   

Ключевые слова:
нормативное правовое обеспечение, органы власти, Гражданская оборона, чрезвычайные ситуации, средства связи и оповещения   


УДК 342.51

Туманова А.В.

студентка 4-го курса по направлению

подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»
Академия гражданской защиты МЧС России
(г. Москва, Россия)

 

Научный руководитель:

Кебадзе О.Г.
старший преподаватель кафедры (юридических дисциплин)

Академия гражданской защиты МЧС России
(г. Москва, Россия)

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

СВЯЗИ В СОЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье проводится анализ основных направлений развития и поддержания в готовности системы связи и оповещения в соединениях Гражданской обороны Российской Федерации и их взаимодействия в зоне чрезвычайной ситуации с применением метода традиционного анализа документов.

 

Ключевые слова: нормативное правовое обеспечение, органы власти, Гражданская оборона, чрезвычайные ситуации, средства связи и оповещения.

 

Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 20 декабря 2016 года № 696,
целью государственной политики в области гражданской обороны является обеспечение необходимого уровня защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях[1].

На сегодняшний день принято большое количество различных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, это и федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, приказы МЧС России и совместные приказы, приказы других министерств.

Федеральные конституционные законы

  1. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении».
  2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Федеральные законы

  1. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
  2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» .
  3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

4.Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации».

  1. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве».
  2. Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей».
  3. Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения».
  4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
  5. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне».
  6. Федеральный закон от 27 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  7. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Приказы МЧС России и совместные приказы

1.Приказ МЧС России от 15.12.2002 N 583 «Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.03.2003 N 4317).

2.Приказ МЧС России от 25.10.2021 N 726 «Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2021 N 66480).

3.Приказ МЧС России N 578, Минкомсвязи России N 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.10.2020 N 60567).

Гражданская оборона (ГО) Российской Федерации – это система мероприятий по подготовке к обороне населения, материальных и культурных ценностей на территории России от угроз, возникающих при ведении боевых действий или же вследствие данных действий, в том числе при выявлении чрезвычайных ситуаций. В деятельности ГО задействованы все органы власти.

Свое организационное оформление институт Гражданской Обороны получил после вступления в силу Федерального закона «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ [2].

Гражданская оборона Российской Федерации базируется на определенных принципах, которые определены федеральным законом «О гражданской обороне» (ред. от 14.07.2022):

Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента введения в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

Согласно статье 2 указанного федерального закона одной из пятнадцати задач гражданской обороны является «оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [2].

Соответственно, одной из ключевых задач ГО считается своевременное оповещение населения, чьи жизнь и здоровье находятся в опасности, что позволяет не только заблаговременно предотвратить людские жертвы, но и выявить первые признаки чрезвычайных ситуаций (ЧС). В таких ситуациях вся нагрузка ложится на имеющиеся на вооружении системы оповещения.

Связь является основным средством, обеспечивающим управление силами ГО объекта экономики. В условиях современного мира роль связи еще более возрастает, иногда она становится единственным средством управления войсками. Для обеспечения управления используются: проводные, радио, радиорелейные, подвижные и сигнальные средства связи. Роль и значение каждого вида связи определяется характером проводимых мероприятий ГО, требованиями управления к связи и характеристиками самих средств связи.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации" основными мероприятиями по гражданской обороне, осуществляемыми в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, являются:

создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее модернизации на базе технических средств нового поколения;

создание и поддержание в состоянии готовности локальных систем оповещения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;

установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей;

комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации;

сбор информации и обмен ею [3].

Учитывая обширность задач и органов управления, можно сделать вывод, что вопрос организации связи требует повышенных требований по техническим характеристикам, организационному построению и размещению.

Для этого используется специализированная организация управления связи оповещения в системе ГО, а также имеется определенная четкая классификация и способ функционирования. В настоящее время в Российской Федерации созданы и функционируют:

федеральная система оповещения;

региональные системы оповещения;

территориальные системы оповещения;

местные системы оповещения;

локальные системы оповещения;

объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Основными факторами в ходе организации связи являются: обширность территорий страны, разные климатические условия, различная развитость инфраструктуры связи, неравномерность распределения населения на территории страны, сложная геополитическая обстановка в мире, а также необходимость выполнения мероприятий по импортозамещению. «Внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями» [1] является одной из приоритетных задач в области гражданской обороны.

Во исполнение Федерального закона «О гражданской обороне», Федерального Закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования также осуществляют комплекс мероприятий по решению вопросов в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, организации и осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании годовых планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - план основных мероприятий) муниципального образования (организации) [4].

Достижение целей государственной политики в области гражданской обороны осуществляется через реализацию таких задач, как:

а) совершенствование с учетом современных требований нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гражданской обороны в части, касающейся защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях;

б) завершение реконструкции систем оповещения и информирования населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, и создание в установленном порядке локальных систем оповещения;

в) повышение качества подготовки должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций к выполнению мероприятий по гражданской обороне;

г) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны;

д) обеспечение эффективного функционирования сил и средств гражданской обороны, поддержание необходимого уровня их готовности к использованию по предназначению, оснащение их современным вооружением и специальной техникой;

е) формирование условий для дальнейшего развития системы обеспечения выполнения мероприятий по гражданской обороне с учетом экономических, географических и других особенностей регионов;

ж) оптимизация мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, а также повышение эффективности их выполнения;

з) внедрение современных технологий защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при военных конфликтах и чрезвычайных ситуациях, с использованием технических средств, созданных отечественными производителями;

и) своевременный учет тенденций изменения характера современных вооруженных конфликтов и проявлений экстремизма;

к) формирование новых подходов к организации и ведению гражданской обороны, обеспечивающих необходимый уровень защищенности населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, характерных для определенных территорий Российской Федерации, при минимальном уровне финансовых и материальных затрат.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 20.12.1016 года № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».
  2. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.1998 N 28-ФЗ // "Российская газета" от 19 февраля 1998 г. N 32-33.
  3. Постановление Правительства РФ от 26.11.2007 N 804 (ред. от 30.09.2019) «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»// "Российская газета" от 1 декабря 2007 г. N 270.
  4. Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 «Об утверждении положения об организации и ведении ГО в муниципальных образованиях и организациях» // Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2008 г. Регистрационный N 12740.

 

Tumanova A.V.

Academy of Civil Protection of Ministry of Emergency Situations of Russia

(Moscow, Russia)

 

Scientific advisor:

Kebadze O.G.

Academy of Civil Protection of Ministry of Emergency Situations of Russia

(Moscow, Russia)

 

REGULATORY LEGAL SUPPORT OF ORGANIZATION

COMMUNICATIONS IN CIVIL DEFENSE UNITS

IN EMERGENCY SITUATION

 

Abstract: this article analyzes the main directions of development and maintenance of the communication and warning system in the Civil Defense units of the Russian Federation and their interaction in the emergency zone using the method of traditional document analysis.

 

Keywords: regulatory legal support, authorities, Civil defense, emergency situations, means of communication and notification.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Туманова А.В., Кебадзе О.Г. НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ СВЯЗИ В СОЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 68 - 76. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6918 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6918



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.