'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 5
  4. Научная статья № 15

Просмотры  112 просмотров

Рябкова Ю.Д.

  


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС В СОВЛАДАНИИ СО СТРЕССОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ *

  


Аннотация:
данная статья структурирована на исследовании эмоционального интеллекта и выявлении его уровней на основании участия респондентов, относительно анализа копинг-стратегий. Анализируя комплексность реакций, отожествленных конфронтацией психологических защит на стрессовое потрясение, выстроена взаимосвязь эмоционального интеллекта и ситуативной тревожности. Практическая значимость работы подчеркнута результатами исследования отдельной группы респондентов, объединённых общим возрастным периодом. Благодаря которому удается подтвердить выдвигаемую гипотезу об эмоциональном интеллекте играющего главную роль личностного ресурса в противостоянии сложившейся ситуации   

Ключевые слова:
стресс, эмоции, эмоциональный интеллект, ресурс, копинг-стратегии, респондент, корреляционная связь   


УДК 740

Рябкова Ю.Д.

студентка 3-го курса магистратуры,

специальность «Социальная психология»,

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС

В СОВЛАДАНИИ СО СТРЕССОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

 

Аннотация: данная статья структурирована на исследовании эмоционального интеллекта и выявлении его уровней на основании участия респондентов, относительно анализа копинг-стратегий. Анализируя комплексность реакций, отожествленных конфронтацией психологических защит на стрессовое потрясение, выстроена взаимосвязь эмоционального интеллекта и ситуативной тревожности. Практическая значимость работы подчеркнута результатами исследования отдельной группы респондентов, объединённых общим возрастным периодом. Благодаря которому удается подтвердить выдвигаемую гипотезу об эмоциональном интеллекте играющего главную роль личностного ресурса в противостоянии сложившейся ситуации.

 

Ключевые слова: стресс, эмоции, эмоциональный интеллект, ресурс, копинг-стратегии, респондент, корреляционная связь.

 

Пандемия COVID-19 и вызванные ею последствия, это чрезвычайная и стрессовая ситуация. Нет основания полагать, что это единственная и последняя пандемия в наше время. Люди боятся заражения, смерти и смерти членов семьи. В то же время очень многие люди потеряли или рискуют потерять свои источники дохода. Многие были изолированы и разлучены с близкими на какое-то время, иногда долгое.

Люди также испытывают чувство незащищенности, когда неясно, как продолжать работать, учиться, отдыхать и т. д. Люди подвержены стрессу, так как происходит нарушение баланса между окружающей средой, в которой мы живем, и нашим телом. Окружающая среда меняется быстрее, чем мы успеваем адаптироваться к этим изменениям.

Недоверие к системе здравоохранения, введение QR-кодов и трудности в работе также являются значительными факторами стресса для людей в ситуации с коронавирусной инфекцией.

 Сейчас очень важна способность противостоять состоянию неопределенности, умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам и преодолевать связанный с этим стресс.

Подобранная информация, непосредственно касающаяся изучения понятия эмоционального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии, выявляет первоисточник употребления термина, введение его в обиход и использование понятия для более глубокого погружения в исследование.

Одним из первооткрывателей, который в своих научных трудах всерьез задумался о влиянии инстинктов и эмоций как на животных, так и на человека стал учёный Чарльз Дарвин. Позже другие пытались понять и разобраться, что первично: физиологические процессы или эмоции. В 1920-е годы Эдвард Торндайк внедрил понятие «социальный интеллект» и внес особый вклад в разработку первых тестов для его определения. В итоге деятели науки начали осознавать, что интеллектуальные способности не всегда занимают первое место в достижении положительного результата человека. [3, с. 54]

Впервые термин «эмоциональный интеллект» был преподнесен в качестве аббревиатуры, в 1988 году израильским профессором психологии Рувеном Бар-Оном, однако само определение «эмоциональный интеллект» возникло позднее в 1990 году в работе «Emotional Intelligence» американских психологов Дж. Майера, Д. Карузо и П. Саловей.

Эмоциональный интеллект определяется как устойчивая личностная черта, которая подчеркивает способность человека правильно определять, понимать, управлять и изменять эмоции в себе и других и использовать эти эмоции для обработки когнитивных процессов.

Касательно отечественной психологиий Г. Г. Гарскова первая ввела термин «эмоциональный интеллект» и определила его как умение постигать взаимоотношения личности, переданные по средствам самих эмоций, и управлять эмоциональной сферой в зависимости от интеллектуального синтеза и анализа.

Концепция идеи, направленной на единении аффекта и интеллекта в отечественной психологии, появилась ещё гораздо раньше самой теории эмоционального интеллекта в западных научно-исследовательских кругах. Л.С. Выготский представил умозаключение о единой системе аффективных и интеллектуальных процессов: «аффективные и интеллектуальные процессы представляют собой единство, но оно не есть неподвижное и постоянное». Развивая эту мыслеформу, С.Л. Рубинштейн наблюдал и отмечал, что мышление- это единство эмоционального и рационального. 

Современные эксперты, не оставляют этот вопрос в тени, так, например, исследования эмоционального интеллекта подробно изложены в трудах Д.В. Люсина (2004), И.Н. Андреевой (2011, 2015), А.И. Комарова (2011), О.В. Белоконь (2009) и др. 

Специально отобранный однородный материал на базе авторского опросника и известных методик, направленных на определение и дифференциацию уровня эмоционального интеллекта и состояния стрессогенности привел к следующим результатам. Например, по шкале Общий уровень эмоционального интеллекта нам удалось разбить выборку на 3 группы, в зависимости от их уровня эмоционального интеллекта, распределение уровней эмоционального интеллекта представлено на рисунке 1.  

Рис. 1. Распределение уровней эмоционального интеллекта

 

Опираясь на результаты проведенного исследования, можно сказать, что большая часть респондентов, принявших участие в исследовании, обладают низким уровнем эмоционального интеллекта, примерно равные доли респондентов обладают средним и высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Респонденты с высоким и средним уровнем эмоционального чаще прибегают к адаптивным копинг-стратегиям таким как:

  1. Позитивное переформулирование и личностный рост
  2. Активное совладание
  3. Планирование

В свою очередь, респонденты с низким уровнем чаще используют неадаптивные копинги:

  1. Концентрация на эмоциях и их активное выражение
  2. Отрицание
  3. Поведенческий уход от проблемы
  4. Использование успокоительных

Соответственно, в данном случае можно увидеть, что эмоциональный интеллект выступает в качестве личностного ресурса. Позволяющего конструктивно преодолевать стрессовые ситуации, использую адаптивные стратегии совладания со стрессом. Так как, зачастую, непонимание своих эмоций, а, следовательно, и причин их появления, не позволяют человеку совершать конструктивные действия по разрешению проблемной ситуации, так как он не может в полной степени руководить своими действиями решениями.

Исследование взаимосвязи ситуативной тревожности и эмоционального интеллекта показало, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают более низким средним уровнем ситуативной тревожности. Однако, не смотря на различия в средних значениях по показателю ситуативной тревожности, уровень тревожности респондентов всех групп находится в диапазоне среднего и высокого уровня, что может говорить о высоком уровне переживаний и беспокойства, относительно нестабильной ситуации в мире, спровоцированной, в том числе и пандемией COVID-19. Скорее всего главную роль в снижении уровня тревожности играет компонент эмоционального интеллекта – «Управление своими эмоциями», так как данный параметр имеет наиболее сильную корреляционную связь с «Ситуативной тревожность» (r=-0,602), в сравнении с остальными компонентами эмоционального интеллекта. В свою очередь, способность управлять своими эмоциями позволяет человеку адекватно оценивать свое состояние и использовать свои эмоции конструктивно. Следует отметить, что скорее всего при увеличении выборки разница между людьми с разным уровнем эмоционального интеллекта будет более заметна, так как в нашем исследовании определённо прослеживается тренд на снижение уровня ситуативной тревожности при повышении уровня эмоционального интеллекта.

Исследование уровня стресса респондентов показало, что существуют достоверные различия в средних значениях между группой респондентов с низким эмоциональным интеллектом и группами с высоким и средним уровнем эмоционального интеллекта. Однако, как и в случае с ситуативной тревожностью, различий в распределении уровней стресса выявлено не было, примерно равные доли респондентов в каждой из групп обладают низким и среднем уровнем стресса, высокого уровня стресса в выборке выявлено не было. Не смотря на отсутствие различие в распределении уровней стресса, здесь также прослеживается тенденция к снижению средних значений с повышением уровня эмоционального интеллекта, на что указывает и обратная корреляционна связь.

Подводя итог, можно сказать, что эмоциональный интеллект выступает в качестве определенного личностного ресурса, который позволяет человеку использовать адаптивные копинг-стратегии, адекватно и без лишних переживаний воспринимать события, происходящие вокруг него. Высокий уровень понимания и управления своими эмоциями позволяет человеку испытывать меньшую ситуативную тревожность и стресс.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абраменкова, В.В. Социальная психология: Учебник / В.В. Абраменкова. - М.: Инфра-М, 2019. - 272 c.
  2. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер, 2018. - 800 c.
  3. Яблонский, А. Н. Методологические вопросы анализа сложных систем / А. Н. Яблонский // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. М.: Наука, 2020.  С. 52-65.
  4. Мельникова, Н.А. Социальная психология / Н.А. Мельникова. - М.: Рипол-классик, 2017. - 160 c.

 

Ryabkova Yu.D.

Saint Petersburg Humanitarian University of Trade Unions

(Saint Petersburg, Russia)

 

EMOTIONAL INTELLIGENCE AS PERSONAL RESOURCE

COPING WITH STRESS DURING PANDEMIC

 

Abstract: this article is structured on the study of emotional intelligence and the identification of its levels based on the participation of respondents, regarding the analysis of coping strategies. Analyzing the complexity of reactions identified by the confrontation of psychological defenses to a stressful shock, the relationship between emotional intelligence and situational anxiety is built. The practical significance of the work is emphasized by the results of a study of a separate group of respondents united by a common age period. Thanks to which it is possible to confirm the hypothesis put forward about the emotional intelligence of the personal resource playing the main role in confronting the current situation.

 

Keywords: stress, emotions, emotional intelligence, resource, coping strategies, respondent, correlation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Рябкова Ю.Д. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС В СОВЛАДАНИИ СО СТРЕССОМ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 91 - 97. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6922 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6922



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.