'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (57) том 5
  4. Научная статья № 16

Просмотры  89 просмотров

Сат С.Х., Монгуш Ч.Н.

  


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье анализируются современные условия, в которых протекает трудовая деятельность медицинских работников. Получен вывод о том, что залогом успеха в повышении качества медицинской помощи в современной России является развитие личностного потенциала медицинских работников, выступающего залогом их профессиональной эффективности   

Ключевые слова:
медицинские работники, личностные особенности, коммуникация, эмпатия, профессиональное взаимодействие, межличностные отношения   


УДК 159

Сат С.Х.

студентка 2 курса

кпи кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

(г. Кызыл, Россия)

 

Научный руководитель:

Монгуш Ч.Н.

кпн, зав.кафедры психологии

ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»

(г. Кызыл, Россия)

 

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

 

Аннотация: в статье анализируются современные условия, в которых протекает трудовая деятельность медицинских работников. Получен вывод о том, что залогом успеха в повышении качества медицинской помощи в современной России является развитие личностного потенциала медицинских работников, выступающего залогом их профессиональной эффективности.

 

Ключевые слова: медицинские работники, личностные особенности, коммуникация, эмпатия, профессиональное взаимодействие, межличностные отношения.

 

В настоящее время существует большое количество разнообразных профессий, которые имеют свою специфику и где от работников требуется успешное выполнение трудовых функций, что влечет необходимость обеспечения труда высококвалифицированными и выносливыми кадрами. Медицинская практика является одной из таких сфер.

И от того, насколько качественно организован труд медицинских работников, в какой мере персоналу созданы все необходимые условия и предоставлены средства, насколько эффективно он подобран и осуществляет свои обязанности, напрямую зависит реализация конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Пандемия коронавируса COVID-19 как один из ярчайших примеров современности показала, насколько хрупка человеческая жизнь. На самом главном рубеже защиты жизни стоит медицинский работник, от реализации в условиях социального давления личностных, нравственных, психологических, профессиональных качеств которого по истине зависит безопасность человечества.

Медицинским работникам по долгу профессии суждено трудиться в условиях регулярных перегрузок, повышенной эмоциональной напряженности, вызванной высокой трудовой нагрузкой, дефицитом времени, частой неопределенностью методов лечения и необходимостью постоянного принятия решений, влияющих на жизнь и здоровье людей, непрекращающихся воздействий разного рода стрессоров и провоцирующих факторов, сочетающихся с интенсивной межличностной коммуникацией.

Исследование связи личностных особенностей и профессиональной деятельности в медицинской сфере является социально обусловленным. Личностным качествам медицинского работника должна отводиться одна из ключевых ролей, поскольку именно они оказывают прямое и непосредственное влияние на его профессиональную деятельность через применение теоретических знаний и практических навыков в ежедневном труде. Помимо этого, личные качества и особенности конкретного медика преломляются в его коммуникации, как с пациентами, так и со всей медицинской иерархией и трудовым коллективом. Именно в коммуникативном аспекте труда медицинских работников сосредоточен важнейший признак профессии, выступающей одной из наиболее рельефных разновидностей профессионального взаимодействия типа «человек-человек».

А.А. Крылов выделяет для медицинских работников следующие профессионально важные личностные качества: увлеченность своей специальностью, активный гуманизм независимо от наличия антипатии, желание делать добро, чувство долга, способность к состраданию, доброта и любовь к людям; умение вызывать доверие у пациентов, готовность облегчить страдания, выдержка, терпимость по отношению к пациентам, коммуникативность, готовность к самопожертвованию, деловой педантизм, ответственность за результаты лечения, желание самосовершенствоваться в профессии, самокритика, умение помещать в центр своего сознания пациентов, развитое восприятие («клинический нюх», «клинический глаз»), устойчивая эмоциональная сфера, способность не поддаваться панике, опрятность, высокая психологическая культура, деликатность и тактичность по отношению к больным, оптимизм, способность подавлять в себе чувство брезгливости у постели больного.

Медицина – это область деятельности человека, в которой в избытке наличествуют отрицательные эмоциональные состояния. Пациенты ждут от медицинского работника сочувствия, заботливости, что требует проявления эмпатийности. Поэтому считается, что в медицину, как и в другие социономические профессии, должны идти люди с высоким уровнем эмпатии. Считается, что высокая степень эмпатийность врача способствует лучше прочувствовать состояние пациента.

При этом эмпатия и другие личностные особенности медицинских работников сталкиваются, корректируются и изменяются в зависимости от некоторых специфических особенностей их профессии.

  1. Их труду присуща большая ответственность за здоровье пациентов, которые вверяют свою проблему, свое благополучие на разрешение врача.
  2. Медработникам приходится регулярно находиться в угнетающей атмосфере посторонних негативных эмоций, они становятся то утешением для больного, то мишенью для раздражения и агрессии.
  3. Их труд сопровождает неравномерный рабочий режим и нередко – несоответствие заработной платы уровню профессионального риска.

Поэтому медицинским работникам приходится «ставить перед собой» своего рода барьер психологической защиты от пациентов, становясь менее эмпатичными, для того чтобы уберечь себя от неизбежного в противном случае эмоционального выгорания. Одновременно защита своей личности от эмоциональных переживаний путем чрезмерного отключения от пациента, граничащего с апатией, может поставить под угрозу надлежащее качество медицинских услуг.

Из этого следует, что в требованиях к медицинским работникам обнаруживается своего рода противоречие: с одной стороны, они должны быть достаточно эмоционально устойчивыми для сохранения собственной профессиональной идентичности и способности точно и оперативно принимать трудные решения, но с другой – от них требуется сострадание и сопереживание, без которых коммуникация в системе «врач-пациент» просто невозможна. Способность к установлению хорошего и прочного коммуникативного контакта является залогом успешного сбора анамнеза у пациента, установления с ним доверительных отношений и, как следствие, получения более полной картины болезни для определения подходящих методов лечения. Такой контакт важен и при налаживании социальных связей в трудовом коллективе, позволяющих поддерживать дружеские отношения и обстановку взаимопомощи с коллегами и руководством.

В научных исследованиях приводятся данные о том, что даже у молодых врачей уровень эмпатии в среднем является заниженным, причем с приобретением опыта профессиональной деятельности и специальных навыков этот уровень понижается еще больше.

Стоит признать, что в современной медицине во главу угла ставятся интересы пациента и забота о его благополучии, что следует из Кодекса профессиональной этики врача Российской Федерации (п.п. 28, 33, 34, 37 и др.). Но и интересы и потребности медицинских работников, их благополучие в целях долгосрочного сохранения медицинских ресурсов не могут и не должны оставаться без внимания.

Поэтому современной медицинской практике со всей очевидностью требуются специалисты медицинского профиля, обладающие не только набором профессионально-значимых качеств, соответствующих современным требованиям образовательных и профессиональных стандартов, но, что самое главное, способных развиваться еще и личностно, а не только профессионально. Нет сомнений, что для чего им должны быть созданы соответствующие условия, предоставлены необходимые ресурсы. Медицинскому работнику следует оказывать поддержку в его эмоциональной работе, что поможет ему развить и сохранить эмпатию.

В этой связи стоит согласиться с высказанными исследователями предложениями в адрес руководителей медицинских организаций по созданию в каждой медицинской организации специальной системы охраны профессионального здоровья медицинских работников, а также на регулярной и систематической основе проведению мероприятий по повышению психологической грамотности медиков, обучению саморефлексии, долгосрочной реализации мероприятий по улучшению условий труда медицинских работников.

Представляется, что благодаря последовательному развитию социально значимых личностных качеств медицинских работников можно достичь оптимальной трудовой мотивации и высокой эффективности труда. Поэтому залог успеха в повышении качества медицинской помощи в современной России видится нам в развитии личностного потенциала медицинских работников, выступающего залогом их профессиональной эффективности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Губачёв Ю.М. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека / Ю.М. Губачев. М.: Наука, 2002. 310 с.
  2. Жданова Л.Г., Арнгольд С.А. Особенности проявлений эмпатии у медицинских работников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 3. С. 37 - 40.
  3. Кодекс профессиональной этики врача Российской Федерации: принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации (г.Москва, 5 октября 2012 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/561281077?section=text (дата обращения: 11.11.2022).
  4. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенков; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 2003. 486 с.
  5. Николаев Е.Л. Что волнует медицинского работника на рабочем месте: психологический контекст профилактики профессионального стресса // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11. № 3. С. 27 - 45.
  6. Психология: учебник. /Под редакцией А.А. Крылова. М.: Проспект, 2000. 290 с.

 

Sat S.H.

2nd year student of tyvsu

kpi Department of Psychology

Tuva State University

(Kyzyl, Russia)

 

Scientific advisor:

Mongush Ch.N.

kpn, Head of the Department of Psychology

Tuva State University

(Kyzyl, Russia)

 

PERSONAL CHARACTERISTICS OF MEDICAL WORKERS

 

Abstract: the article analyzes the current conditions in which the labor activity of medical workers takes place. It is concluded that the key to success in improving the quality of medical care in modern Russia is the development of the personal potential of medical workers, which is the key to their professional effectiveness.

 

Keywords: medical workers, personality traits, communication, empathy, professional interaction, interpersonal relationships.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (57) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Сат С.Х., Монгуш Ч.Н. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Вестник науки №12 (57) том 5. С. 98 - 104. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6923 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6923



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.