'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 2
  4. Научная статья № 11

Просмотры  125 просмотров

Перевалов А.А.

  


РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье осуществляется разработка конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области   

Ключевые слова:
рекомендации, инновации, развитие, регион, потенциал, малый-средний бизнес, целеполагание   


УДК 33

Перевалов А.А.

магистрант 2 курса Департамента предпринимательства

института финансов, экономики и управления

Тольяттинский государственный университет

(Россия, г. Тольятти)

 

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ

МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Аннотация: в данной статье осуществляется разработка конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса Самарской области.

 

Ключевые слова: рекомендации, инновации, развитие, регион, потенциал, малый-средний бизнес, целеполагание.

 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в научной среде и практической деятельности управления инновационным потенциалом Самарской области достаточно мало внимания, по нашему мнению, уделяется разработке конкретных рекомендаций по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса исследуемого региона.

Рекомендации по улучшению регулирования и развития инновационного потенциала Самарской области рассмотрим с двух позиции: с позиции мер по развитию инновационного потенциала в целом; с позиции мер по развитию инновационного потенциал субъектов МСП, задействованных в НИОКР.

Говоря в целом о развитии инновационного потенциала региона, следует обратить внимание на исследования профессора, кандидата экономических наук К.И. Гомана [1], который говорит о необходимости создания в регионе Концепции инновационного развития промышленного комплекса Самарской области как части национальной промышленной политики РФ. По мнению ученого, в настоящее время региональному предпринимательскому сектору региона необходимы крупномасштабные проекты развития инновационной деятельности и современные высокотехнологичные промышленные структуры с учетом интересов бизнеса и государства, способные ускорить инновационные преобразования субъектов бизнеса области путем формирования и внедрения новой техники и технологий на всех этапах производственного процесса.

Основной стратегией инновационного развития предпринимательского комплекса региона является формирование его устойчивой конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, где Самарская область является основным участником, за счет развития высокотехнологичных отраслевых промышленных кластеров, являющихся региональными центрами развития и роста [1].

В Самарском регионе осуществляется реализация стратегии социально-экономического развития на период до 2030 года, в границах которой сформированы два стратегических направления развития области: обеспечение экономического роста региона и развитие человеческого капитала [2].

Важным направлением в реализации инновационной кластерной стратегии модернизации предпринимательского сектора региона являются технологические платформы (ТП), которые обеспечивают решение задач [3]:

- формирование целей, принципов и путей проведения технологической модернизации, определение временных границ формирования технологической платформы;

- анализ инновационного потенциала в предпринимательском секторе региона и определение приоритетов НИОКР;

- формирование научно-технологической инфраструктуры, в том числе инфраструктуры региона в целом и инфраструктуры предприятий;

- определение объемов финансирования деятельности ТП и проектов инновационной деятельности.

Концептуальная разработка стратегии инновационного кластерного развития предпринимательского сектора региона представлена на рисунке 1.

Факторы влияния на инновационное развитие:

 

- трансформация социально-экономических процессов, обусловленная ресурсно-экологическими и политико-экономическими факторами современной модели отечественной экономики и глобализацией мирового экономического пространства;

- развитие интеграционных процессов в предпринимательском секторе

Целеполагание в стратегии инновационного

кластерного развития Самарской области

ЦЕЛИ

планомерное формирование кластеров, обеспечивающих отрасли инновационного развития предпринимательского сектора региона;

 

модернизация предпринимательского сектора региона с повышением доли высокотехнологических производств на базе отечественных научных исследований;

 

повышение числа критических технологий, обеспечивающих инновационное лидерство в базовых секторах предпринимательского сектора региона;

 

формирование инновационных кластеров на основе инновационного лидерства, за счет внутренних разработок и стимулирования политики импортозамещения;

 

развитие инновационной инфраструктуры и институциональной среды для развития инновационной системы предпринимательского сектора региона;

 

трансферт технологий и стимулирование зарубежных инвестиций

Задача: качественное изменение существующей технологической структуры промышленного комплекса региона в контексте перехода на новый технологический уклад

 

Рисунок 1 - Целеполагание в стратегии инновационного кластерного развития Самарской области [разработано автором на основании [1]]

 

Перечень ТП был утвержден правительством от 03.08.2010 [4]. В нем сказано, что целью формирования ТП является развитие прорывных технологий, а сама ТП позиционируется в качестве коммуникационного, а не финансового инструмента по согласованию интересов участников инновационной деятельности.

Якорными предпринимательскими кластерами стратегического развития Самарского региона станут высокотехнологичные кластеры; авиационно-космический, автомобилестроительный, нефтегазохимический, инновационно-внедренческий.

Самарская область как территория с высокой концентрацией производственно-технического, научного, образовательного потенциала располагает благоприятными условиями для развития инноваций. В настоящее время регион является одним из лидеров ПФО и РФ в целом по развитию инновационной деятельности.

Для интенсивного развития инновационных проектов, создания современной инновационной инфраструктуры сформирована и успешно апробирована областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Самарской области на 2015-2030 годы». В области создано государственное учреждение «Агентство инновационного развития Самарской области». Для решения актуальных технологических задач высокотехнологичных предприятий в регионе создан «Региональный центр инноваций и трансферта технологий».

Говоря о развитии инновационного потенциала субъектов МСП Самарской области, задействованных в НИОКР, необходимо выделить также следующие направления:

- необходимо развивать меры государственной поддержки, особенно в части госфинансирования;

- необходимо концентрировать внимание на соответствии деятельности субъектов МСП инновационной политике государства по конкретным отраслям экономики;

- необходимо усиливать кооперацию в рамках выполнения НИОКР;

- необходимо усиливать участие субъектов МСП в сбытовых снабженческих сетях;

- необходимо увеличивать число сотрудников получающих высшее образование.

Представляется, что за счет реализации всех перечисленных выше мероприятий может быть увеличен и объем отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды.

Таким образом, сформулированы рекомендации по улучшению развития инновационного потенциала субъектов малого и среднего бизнеса региона.

Во-первых, говоря в целом о развитии инновационного потенциала региона, следует обратить внимание на следующие меры:

  1. Организационные: формирование кластеров регионального предпринимательского сектора путем использования возможностей крупных индустриальных парков; создание государственно-частного партнерства [5]; организация политики импортозамещения; развитие кадрового, научного и технологического потенциала предпринимательских структур.
  2. Экономические: субсидирование и льготы по кредитным ставкам; применение налоговых каникул; государственные гарантии; ускоренная амортизации.
  3. Юридические: применение на практике законодательных документов по новым нормам и правилам создания инновационно-ориентированных субъектов бизнеса, новым стандартам качества продукции; формирование равных возможностей хозяйствующим субъектам по доступу к имеющимся ресурсам.
  4. Инфраструктурные: технологические платформы (формирование целей, принципов и путей проведения технологической модернизации, определение временных границ формирования технологических платформ; анализ инновационного потенциала в предпринимательском секторе региона и определение приоритетов НИОКР; формирование научно-технологической инфраструктуры; определение объемов финансирования деятельности ТП и проектов инновационной деятельности).

Во-вторых, говоря о развитии инновационного потенциала субъектов МСП Самарской области, задействованных в НИОКР, необходимо:

- развивать меры госфинансирования;

- концентрировать внимание на соответствии деятельности субъектов МСП инновационной политике региона;

- усиливать кооперацию в рамках выполнения НИОКР;

- усиливать участие субъектов МСП в сбытовых снабженческих сетях;

- увеличивать число сотрудников получающих высшее образование.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гоман К.И. Проблемы и направления развития инновационной деятельности в промышленности Самарской области // Вестник Самарского университета. 2019. № 1. С. 14-19;
  2. О Стратегии социально-экономического развития Самарской области на период до 2030 года: Постановление Правительства Самарской области от 12.07.2017 № 441 (ред. от 17.09.2019) [Электронный ресурс]. Электронный фонд нормативно-правовой базы РФ [официальный сайт]. URL: https://docs.cntd.ru/document/553265294 (дата обращения 22.12.2022);
  3. Кунашева З.А., Багова Д.М. Формирование инфраструктуры инновационного развития экономики на основе технологических платформ // Национальные приоритеты и безопасность. 2020. С. 190-194;
  4. Порядок формирования перечня технологических платформ. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=518321#P1QNj3TplEFmlGs5 (дата обращения: 22.12.2022).
  5. Константинович, Д. А. Муниципально-частное партнерство как элемент инвестиционного механизма реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования / Д. А. Константинович, Я. С. Митрофанова // Бюллетень транспортной информации. – 2022. – № 1(319). – С. 44-52.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Перевалов А.А. РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ // Вестник науки №1 (58) том 2. С. 66 - 72. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6950 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6950



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.