'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  347 просмотров

Кузнецова Т.Ю., Климентьева Н.Н.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ *

  


Аннотация:
в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье   

Ключевые слова:
адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое сопровождение, фазы адаптации   


УДК 37

Кузнецова Т.Ю.

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

 

Научный руководитель:

Климентьева Н.Н.

кандидат психологических наук, доцент

Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова

(г. Улан-Удэ, Россия)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА

АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

 

Аннотация: в статье мы рассмотрели сущность понятия «адаптация», определили основные фазы процесса адаптации. Под адаптацией подразумевается процесс вхождения личности в новую для нее самой сферу и приспособление к существующим требованиям. Мы рассмотрели три фазы процесса адаптации. Также нами изучены основные факторы адаптации детей к детскому саду. В статье представлен опыт, как адаптировать детей младшего дошкольного возраста в детском образовательном учреждении. Тема является актуальной, так как проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада имеет большое значение. От того, как проходит привыкание ребенка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, что помогает предотвратить, или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.

 

Ключевые слова: адаптация, дети раннего возраста, ДОУ, психолого-педагогическое сопровождение, фазы адаптации.

 

Актуальность исследования. В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в процессе адаптации к ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться. Ребёнок начинает испытывать стресс в процессе адаптации, ведь для него всё становится новым, а именно: установка новых правил, режим дня, новое окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками.

На сегодняшний день недостаточно изучено, как ребёнок ведёт себя при адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как происходит оценка психического и эмоционального состояния ребёнка в данный период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Педагог старается помочь ребёнку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со сверстниками и взрослыми.

При неправильной организации работы по психолого-педагогическому сопровождения детей в процессе адаптации могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.

Проблема адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения рассматривается как междисциплинарная проблема, объединяющая данные социологии, педагогики и психологии.

Термин «адаптация» (от лат. adapto – приспособляю) в научный оборот было введено Г. Аубертом, который обозначил изменения приспособительного характера чувствительности кожных анализаторов к действию внешних раздражителей.

В биологии под адаптацией понимается приспособление строения и функций организма к условиям среды, реакция на раздражающее и дестабилизирующее воздействие, которое можно выразить формулой «стимул – реакция».

В философии адаптация рассматривается в качестве особой формы отражения, характеризуемой внутренней активностью живых систем и опережающей реакцией на внешнее воздействие. По мнению Б.Ф. Ломова, адаптация – это процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды и к изменяющимся социальным условиям.

В психологии адаптация означает процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя, а также активное приспособление индивида к условиям социальной среды и (или) результат этого процесса. Основной акцент делается на состоянии гармонии, гомеостатического равновесия и баланса между индивидом и социальной и природной средой.

В социологии под адаптацией понимают процесс активного творческого приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что даёт ему возможность успешно функционировать в определённом социуме.

В социальной педагогике адаптация воспринимается как активное приспособление к условиям социальной среды путём принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, устоявшихся в обществе.

Необходимо отметить, что Н.Д. Ватутина выделяет три фазы адаптационного процесса детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, к которым относятся:

1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);

2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);

3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети, к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

В то же вслед за Н.Д. Ватутиной выделяем три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

1) лёгкая адаптация – сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребёнок прибавляет в весе, адекватно ведёт себя в коллективе, болеет не чаще обычного;

2) адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребёнок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;

3) тяжёлая адаптация – длится от 2 до 6 месяцев, ребёнок часто болеет, теряет уже имеющиеся привычки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.

Особенности поведения детей в период адаптации в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились на момент прихода в ДОУ. В соответствии с этим Н.Д. Ватутина выделяет три группы детей относительно присущих им различий в поведении и потребности в общении.

К первой группе относятся дети, которые обладают потребностью в общении с близкими взрослыми. Эти дети ожидают только от этих взрослых внимание, ласку, доброту и сведения об окружающем.

Ко второй группе принадлежат дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем.

К третьей группе принадлежат дети, которые испытывают потребность в активных самостоятельных действиях и в общении со взрослыми

Для того чтобы адаптация ребёнка к условиям дошкольной образовательной организации была более успешной, необходимо оказывать грамотную поддержку всем трём вовлечённым в образовательный процесс сторонам – детям, их родителям и самим педагогам. Комфортные и благоприятные условия могут быть созданы только путём оказания профессиональной психолого-педагогической помощи, то есть с помощью грамотного психолого-педагогического сопровождения. В научной терминологии понятие «психолого-педагогическое сопровождение» стало особенно популярным среди педагогов и психологов, последние 10 лет. Рассмотрим значение понятия «сопровождение». Понятие «сопровождение» означает «действие, сопутствующее определённому явлению, сопровождающее его, содействующее его протеканию». В словаре С. И. Ожегова, понятие «сопровождать» означает следующее – «следовать рядом с кем-то вместе, находиться рядом, вести в определённое место или идти рядом с определённым человеком».

Согласно суждениям Е. В. Шиловой, сопровождение – это «помощь, представление поддержки подрастающему поколению в личностном формировании посредством применения усилий различных специалистов, работающих в системе образования, таких как: психологи, социальные педагоги, педагоги специального образования»). Согласно суждениям Л. М. Шипицыной, сопровождение – это разностороннее исследование ситуации, в базе которого располагается целостность взаимного действия, сопровождаемого и сопровождающего

Задачи психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Задачи

Направление деятельности

Предупреждение возникновения проблем развития ребёнка

Профилактика и предотвращение проблем, снижение риска их появлений

Помощь ребёнку в решение актуальных задач развития, обучения, социализации

Оказание содействия ребёнку при столкновении с учебными трудностями, помощь в решении проблемы выбора образовательного и профессионального маршрута, устранение конфликтов со сверстниками, учителями или родителями

Психологическое обеспечение образовательных программ

Участие педагога-психолога в реализации программы воспитания и социализации образовательной организации

Развитие психолого-педагогической компетентности воспитанников, родителей и педагогов

Повышение психологической культуры всех участников образовательного процесса, просвещение

 

По мнению О. И. Головня, принципы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста включают:

  1. Принцип личностного формирования ребёнка посредством его деятельности.
  2. Принцип направления на процесс коммуникации.
  3. Принцип открытости.
  4. Принцип непрерывности.
  5. Принцип индивидуализации.
  6. Принцип гуманизации

В Федеральном законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в статье № 42 п. 1 говорится, что путями психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста считаются: профилактическая деятельность, диагностирование, консультационная деятельность, деятельность по развитию личности ребёнка, коррекция, психологическое образование и просвещение, экспертиза. Опишем содержание каждого из перечисленных направлений (Федеральный закон).

Как отмечает М. С. Сдвижкова, «профилактика - одно из ключевых направлений деятельности педагога-психолога, помогающее предотвратить различные проблемы. Специфика профилактики в раннем дошкольном возрасте состоит в возможности воздействия на ребёнка не прямо, косвенно, а через его родителей или воспитателей».

Следующее направление деятельности педагога-психолога - это диагностика. По мнению Л. В. Красильниковой, «она может быть, как индивидуальной, так и групповой. Владея знаниями о новообразованиях на разных возрастных этапах ребёнка и основных кризисных периодах, в ДОУ отслеживается норма развития ребёнка».

На основе полученной информации можно также выявить проблемные периоды в жизни ребёнка, например, такой как: период адаптации к детскому саду. Период адаптации происходит у ребёнка с 1,5 лет и старше, так как не все дети начинают посещать детский сад в одном возрасте. Таким же образом диагностируется и сопровождается готовность к поступлению в учебное заведение.

Г. С. Абрамова отмечает, что консультирование также, как и диагностика, может быть, как индивидуальным, так и групповым. Оно является периодическим видом деятельности педагога-психолога, так как осуществляется, как правило, по мере необходимости в связи появившимися проблемами у педагогов или у родителей.

По мнению Л. Е. Гринина, развивающую и корректирующую работу можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. В ходе развивающей деятельности педагог-психолог ориентируется на нормы среднего возраста развития, создаёт для ребёнка благоприятную среду, в которой он может достичь оптимального для него уровня развития

Психологическое просвещение – это второстепенный, но, тем не менее, также значительный вид деятельности педагога-психолога, который направлен на повышение психологической компетентности педагогов, администрации образовательного учреждения и родителей. Современная модель образования регламентирует осуществление личностно-ориентированного подхода к каждому ребёнку, а именно требует перехода к тому, что педагогу-психологу в ДОУ необходимо объединить действия всех сотрудников с целью решения поступающих проблем. Именно поэтому через просветительскую работу с педагогическим коллективом ДОУ рекомендуется решать актуальные задачи обучения, воспитания и развития детей

Таким образом, под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему психологических и педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных потребностей дошкольников, успешную социализацию в процессе воспитания, обучения, коррекции и развития.

Стоит уделить внимание рассмотрению сущности понятия «психолого-педагогическое сопровождение». Итак, подчеркнём, что понятие «сопровождение» (от английского слова guideness) возникло впервые в работах по практической психологии Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) в сочетании со словом «развитие» – «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей». Этот термин в настоящее время широко известен и активно используется (Э. Александровская, М. Битянова, Т. Дворецкая, Е. Казакова, Е. Козырева, А. Колеченко, В. Семикин, Т. Чиркова и др.).

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что понятие «психолого-педагогическое сопровождение» можно рассматривать в нескольких аспектах:

– как профессиональную деятельность педагога-психолога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребёнка;

– как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ребёнку сделать нравственный самостоятельный выбор при решении образовательных задач;

– как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого;

–как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и других специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися;

– как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.

Опираясь на точки зрения С.А. Белоусовой, Л.М. Митиной, Г.Н. Серикова под психолого-педагогическим сопровождением будем понимать движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка.

В основе эффективности управления процессом адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения лежит продуманная и грамотная организация работы психолого-педагогического сопровождения.

Работа психолого-педагогического сопровождения включают в себя: организацию взаимодействия администрации ДОУ, педагогических специалистов и родителей (законных представителей) воспитанников по организации адаптационного периода; повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей об особенностях периода адаптации детей к детскому саду; оказание психолого-педагогической помощи в успешной адаптации каждого ребёнка в новых социальных условиях; создание атмосферы безопасности доверия в системе «педагог – ребёнок– родитель»; стимуляцию потенциальных возможностей ребёнка, лежащих в зоне его ближайшего развития; профилактику дезадаптации.

Таким образом, основная работа по организации психолого-педагогического сопровождения состоит в том, чтобы помогать ребёнку безболезненно перейти на новый уровень образования, эмоционально, коммуникативное, физически психически развивать ребёнка и способствовать его адаптации в сложном и многогранном мире. Адаптация ребёнка – это сложный и многофакторный процесс, успех которого зависит не только от работы воспитателя, но от слаженных и обоснованных действий всех участников педагогического процесса. Грамотно построенная система воспитания поможет ребёнку справится со всеми трудностями информировать положительное отношение к новым условиям жизни. Главная роль в создании благоприятного климата в группе принадлежит воспитателю. Ему необходимо постоянно работать над повышением профессиональной компетентности в вопросах успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста, создавать ребёнку ситуации успеха в общении со сверстниками и создании развивающей предметно –пространственной среды для свободной и самостоятельной игровой деятельности.

Таким образом, адаптация детей раннего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема является очень актуальной в наше время. Особое значение она должна представлять для педагогов и родителей, на которых ложится вся ответственность за их воспитанников. Только успешная адаптация в ДОУ способствует дальнейшему развитию ребёнка как личности в будущем.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анучина О. А. Организация работы по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. № 4 (9). С. 221-224 4.
  2. Богданова В. В. Желтикова Н.Ф. Психологические особенности адаптации ребенка 2-3 лет к детскому саду // В сборнике: Теоретико методологические и прикладные аспекты социальных институтов права, экономики, управления и образования Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Гуманитарно-социальный институт. 2016. С. 179-183.
  3. Лясота В.В. Психолого- педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / 2022 / Вестник науки
  4. Михайленко О.И. , Ибрагимова Х.А. Психологические особенности адаптации ребенка к новому детскому коллективу 2020
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кузнецова Т.Ю., Климентьева Н.Н. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ // Вестник науки №1 (58) том 2. С. 112 - 122. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6959 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6959



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.