'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 2
  4. Научная статья № 21

Просмотры  54 просмотров

Мартынович Е.Ю.

  


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА *

  


Аннотация:
в данной статье представлены теоретические основы по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором определена эффективность психолого-педагогического сопровождения детей в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста   

Ключевые слова:
эмоции, эмоциональная сфера, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение   


УДК 37

Мартынович Е.Ю.

магистрант 44.04.02 Психолого-педагогическое

образование направленность (профиль) подготовки –

Психолого-педагогическое сопровождение развития личности

Институт образования

Кемеровский государственный университет

(Россия, г. Кемерово)

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ

СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация: в данной статье представлены теоретические основы по проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Также в статье представлены результаты эмпирического исследования, в котором определена эффективность психолого-педагогического сопровождения детей в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

 

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, старший дошкольный возраст, психолого-педагогическое сопровождение.

 

Развитие эмоциональной сферы, на сегодняшний день является актуальным вопросом, т.к. можно наблюдать в обществе прогрессивное увеличение количества эмоционально неуравновешенных детей, а также детей, к которым очень сложно найти подход [3]. Эмоциональная сфера начинает свое развитие с момента рождения ребенка и в процессе его взросления и социализации в обществе и включает в себя следующие составляющие, представленные на рисунке 1.

Рисунок 1. Развитие эмоциональной сферы

 

Эмоциональная сфера у детей в дошкольном возрасте имеет следующие этапы развития:

От 1 года до 3 лет эмоциональная сфера ребенка имеет прочную зависимость от поведения взрослых. Реакции ребенка на взаимоотношения со взрослыми строятся на осознании значимости в семье и реакциях на поведение ребенка. В данном случае отсутствуют такие составляющие, как эмпатия, отзывчивость, терпение и т.п. Преобладает эгоцентризм, яркая эмоциональность. Дети в данном возрасте с легкостью манипулируют взрослыми, при условии максимального родительского внимания к капризам и истерикам ребенка. В этот период не умеет предвидеть последствий своих действий, а эмоциональные реакции на те или иные взаимодействия с родителями основываются на памяти, т.е. ребенок ведет себя так, как привык себя вести, зная, что таким поведением ребенок получает желаемое. Также в этот период оценка взрослого играет важную роль в формировании эмоциональной сферы ребенка, формируются задатки самооценки ребенка (меня хвалят – я хороший; меня ругают – я плохой). Общение взрослых и ребенка должны иметь четко обозначенные рамки для ребенка в воспитании (бить животных – нельзя, брать со стола нож – нельзя; играть – можно, и т.п.) [2.]

В 4-5 лет эмоциональная сфера ребенка становится более разнообразной: удивление, ревность, гнев, нежность, застенчивость и другие эмоции. При нормальном формировании эмоциональной сферы ребенок чаще всего пребывает в спокойном состоянии, в игре – радостный, при ушибе – испытывает боль и плачет. При нарушении эмоциональной сферы ребенка может быть чрезмерная раздражительность (не ту игрушку предложили или чужую игрушку не дали, ревность к родному братику или сестренке и т.п.). Также в этом возрасте дети способны уже понимать мимику людей (сердится, радуется, удивляется и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте 5-7 лет, характерно проявление эмоциональной сферы основанной на причинно-следственной связи, например, ребенок зная, что завтра его день рождения, предвкушает получение подарков, радуется будущему событию. Или, например, разбил мамин телефон, и ребенок чувствует, что за этим последует наказание. Эмоциональная сфера в норме, если реакции ребенка соответствуют предыдущему или будущему событию (подарили игрушку – радуется; или страх перед наказанием). В случае, если ребенок чрезмерно капризничает в этом возрасте, кричит, и сильно эмоционирует, например, если не покупают интересующую игрушку, то ребенку требуется психологическая помощь специалиста [4].

В связи с вышесказанным возникла необходимость в проведении эмпирического исследования с целью подтверждения гипотезы, что использование средств психолого-педагогического сопровождения обеспечивает позитивные изменения в развитии эмоциональной сферы старших дошкольников.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 241 «Детский сад комбинированного вида» г. Кемерово. В исследовании приняли участие 52 детей с 2 групп старшего дошкольного возраста (5-6лет) по 26 человек в каждой.

Исследование имело следующую структуру (рис.2)

Рисунок 2. Структура исследования

 

Для проведения констатирующего этапа исследования на базе МАДОУ № 241 «Детский сад комбинированного вида» нами была выбраны 3 диагностические методики, представленные в структуре исследования, которые направлены на изучение эмоционального состояния старших дошкольников.

Результаты констатирующего этапа исследования показали средние показатели тревожности и наличия страхов у дошкольников, а также низкую степень негативного психологического состояния как в контрольной, так и в экспериментальной группах. После определения психологического состояния дошкольников и их эмоциональной сферы была разработана и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоциональной сферы. Данная программа состояла из 4 блоков (диагностический, коррекционный, консультативный и аналитический). Основной блок программы – коррекционный, в котором проводятся игровые занятия, беседы, игры, музыкальные занятия, упражнения на релаксацию и т.п. На занятиях дети в непринужденной игровой форме учатся распознавать свои и чужие эмоции, расслабляться, отвлекаться от привычного состояния, а также учатся общаться и играть в совместные тихие и подвижные игры со сверстниками. На заключительном этапе была определена положительная динамика в экспериментальной группе (в которой была реализована программа психолого-педагогического сопровождения). В экспериментальной группе на контрольном этапе отмечается положительное эмоциональное состояние дошкольников, а также снижение страхов и тревожности.

Сравним средние результаты диагностики. Результаты представим в таблице 1.

 

Таблица 1. Динамика средних показателей по методикам

Методика

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

«Выбери нужное лицо»

32,9

32,9

31,6

23,9

«Страхи в домиках»

10,9

10,9

11,3

8,8

«Паровозик»

3,8

3,8

3,9

2,9

  

Представим наглядно средние показатели по группам на рисунке 3.

Констатирующий этап                                 Контрольный этап

Рисунок 3. Динамика средних показателей диагностики

 

Динамика средних показателей на контрольном этапе исследования показала, что в контрольной группе изменений не произошло, при этом в экспериментальной группе видна положительная динамика.

Для изучения статистической значимости данного исследования был произведен расчет Т-критерия Стьюдента, с помощью программы STATISTIKA 10. Результаты представлены в таблице 23.

 

Таблица 2. Расчет Т-критерия Стьюдента

Методика

p

F-отн дисперс

p-дисперс.

«Выбери нужное лицо»

0,0208

2,0738

0,07409

«Страхи в домиках»

0,0254

3,8044

0,00139

«Паровозик»

0,0003

1,1859

0,67308

 

Согласно таблице 2 результаты показали, что на контрольном этапе результаты уровня тревожности и страхов по выбранным методикам при p≥0,05, имеют статистически значимые различия. Это говорит о том, что на контрольном этапе исследования в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика эмоционального состояния детей после психолого-педагогического сопровождения, эффективность которого подтверждают статистическая значимость результатов на контрольном этапе исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Изард К. Эмоции человека (доп. и перераб.) / К. Изард. – СПб.:
  2. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 124 с.
  3. Фрейд З. Малое собрание сочинений; Азбука, Азбука-Аттикус / З. Фрейд. – М.: - 992 c.
  4. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 457 с.

 

Martynovich E.Y.

Kemerovo State University

(Kemerovo, Russia)

 

PSYCHOLOGICAL & PEDAGOGICAL SUPPORT

DEVELOPMENT OF EMOTIONAL SPHERE

OF CHILDREN SENIOR PRESCHOOL AGE

 

Abstract: this article presents the theoretical foundations on the problem of the development of the emotional sphere of older preschool children. The article also presents the results of an empirical study in which the effectiveness of psychological and pedagogical support of children in the development of the emotional sphere of older preschool children is determined.

 

Keywords: emotions, emotional sphere, senior preschool age, psychological and pedagogical support.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мартынович Е.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Вестник науки №1 (58) том 2. С. 123 - 129. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6960 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6960



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.