'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  70 просмотров

Мещерякова О.А.

  


ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
статья посвящена вопросу оптимизации детско-родительских отношений посредством игрового тренинга. Целью статьи выступают преимущества применения игрового тренинга в младшем школьном возрасте. В статье рассматривается мнение таких ученых как Е.И. Рогов, Г.С. Абрамова, А.И. Захаров   

Ключевые слова:
детско-родительские отношения, младший школьный возраст, оптимизация, тренинг, игровой тренинг, игра, игротерапия   


УДК 159

Мещерякова О.А.

магистрант

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический университет

(г. Челябинск, Россия)

 

ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: статья посвящена вопросу оптимизации детско-родительских отношений посредством игрового тренинга. Целью статьи выступают преимущества применения игрового тренинга в младшем школьном возрасте. В статье рассматривается мнение таких ученых как Е.И. Рогов, Г.С. Абрамова, А.И. Захаров.

 

Ключевые слова: детско-родительские отношения, младший школьный возраст, оптимизация, тренинг, игровой тренинг, игра, игротерапия.

 

Детско-родительские отношения всегда занимали важное место в отечественной педагогической науке. Проведенный теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме, позволил определить, что в настоящее время детско-родительские отношения усугубляются в условиях кризисных явлений в обществе.

Изучение научной литературы показал, что в качестве критериев оптимизации любого учебно-воспитательного процесса принимают во внимание два показателя: первое - это получение реально возможных (максимальных) результатов в тех или иных условиях в воспитательном процессе, второе соблюдение установленных параметров времени на тот или иной процесс в воспитании и педагогическом взаимодействии.

Проблема оптимизации детско-родительских отношений с успехом может решаться и с помощью совместной деятельности родителей с детьми, ведь через взаимодействия с близким взрослым ребенка учится понимать и строить отношения с окружающими (А.А. Бодалев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Я. Варга, К.Н. Дембеле, В.В. Зеньковский, Е.И. Захарова, А.Г. Ковалев, М.И. Лисина, П.М. Якобсон и др.)

Важно организовать такого рода деятельность, цель-создание условий для оптимизации детско-родительских отношений, а ключевой, в данной формулировке, является словосочетание «создание условий».

Значимость оптимизации детско-родительских отношений, обеспечение позитивной атмосферы и гармоничных отношений в семьях обусловлена влиянием семейных отношений на личностное и психическое развитие ребенка младшего школьного возраста, так как именно этот возрастной период является сензитивным для усвоения системы человеческих отношений и развития личности [23].

Таким образом, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка и родителя отношения [2].

Оптимизировать процесс взаимодействия детско-родительских отношений смогут помочь-тренинговые игровые упражнения и задания.

Игровые тренинги – метод психологического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых эти понятия, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.

              Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Игровые тренинги представляют собой взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувств взрослыми. В настоящее время сфера применения игровых тренингов значительно расширилась.

Общие показания к проведению игровых тренингов: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков [3].

Е.И. Рогов пишет, что организация игрового тренинга - ключ в организации воспитания ребенка.

Он говорит, что в игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка.

Е.И. Рогов выделял, что любые игры только тогда дают результаты, когда дети играют с удовольствием [4].

Г.С. Абрамова пишет, что занятия с детьми младшего школьного возраста с использованием элементов игрового тренинга проходят, либо в виде сюжетно-ролевой развивающей игры, либо в форме тематической игры, в которую включены игры и упражнения на развитие у ребёнка сенсорных каналов восприятия (слуха, зрения, ощущения, обоняния и осязания), либо в форме тренинга с включением педагогических приемов по организации учебно-воспитательного процесса, основанных на элементах невербального общения (язык жестов, мимики, звуковых сигналов).

Значительный вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей внес А.И. Захаров. Он разработал показания и клинико-психологические критерии формирования детской психотерапевтической группы, исследовал возможности объединения семейной и групповой терапии, а также методику игровой психотерапии, которая является частью целого комплекса различных воздействий на ребенка-невротика, включающего и семейную психотерапию. Игра рассматривается им и как самостоятельный метод, и как составная часть, сочетающаяся с рациональной и суггестивной психотерапией.

А.И. Захаров выделяет ряд правил, соблюдение которых является необходимым в игровом тренинге:

- игра применяется как средство диагностики, коррекции и обучения;

- выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для клиента;

- руководство игрой способствует развитию самостоятельной инициативы детей;

- спонтанные и направленные игры — две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором главное — возможность импровизации;

- соотношение спонтанного и направленного компонентов зависит не столько от возраста детей, сколько от их клинических особенностей;

- направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров, воспроизводимых им и психологом персонажей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что оптимизация - это поиск наилучшего варианта решения задач при определённых требованиях или ограничениях, в любом случае, оптимизация - это некий путь к методическому творчеству, посредством преодоления шаблонов в воспитании и во взаимодействии с родителями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Взаимодействие педагога с семьей по формированию у школьников метапредметных результатов [Электронный ресурс] / Ю.В. Гольцева. — Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2019. — 95 с. — 100 экз. — ISBN: 978-5-907210-12-7.
  2. Грюнвальд Б.Б., Макаби Г.В. Консультирование семьи / Пер. с англ. –
  3. Костина Л.М. «Игровая терапия с тревожными детьми» СПб: РЕЧЬ, 2003 г, 160 с.М.: Форум, 2014.- 258с.
  4. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005 — 150с, илл.
  5. Родительская позиция как фактор развития когнитивных компонентов саморегуляции ребенка / Волчегорская Е.Ю., Гольцева Ю.В., Руссу Н.Н. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. — 2022. — № 2 (168). — С. 243-256.
  6. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н. Ю. Синягина. - М.:ВЛАДОС, 2014.- 118с.

 

Meshcheryakova O.A.

South Ural State University of Humanities and Pedagogy

(Chelyabinsk, Russia)

 

GAME TRAININGS AS MEANS OF OPTIMIZING

CHILD-PARENT RELATIONS IN PRIMARY SCHOOL AGE

 

Abstract: the article is devoted to the optimization of child-parent relations through game training. The purpose of the article is the advantages of using game training in primary school age. The article considers the opinion of such scientists as E.I. Rogov, G.S. Abramova, A.I. Zakharov.

 

Keywords: child-parent relations, primary school age, optimization, training, game training, game, game therapy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Мещерякова О.А. ИГРОВЫЕ ТРЕНИНГИ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №1 (58) том 2. С. 130 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6961 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6961



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.