'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 2
  4. Научная статья № 31

Просмотры  77 просмотров

Пашкина Ю.А., Деларю В.В.

  


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА СВОЕГО ТЕЛА У СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ *

  


Аннотация:
показаны нарушения восприятия образа своего тела у слабовидящих подростков, проживающих в школе-интернате: неудовлетворенность собственным телом и его параметрами, негативная оценка внешности, чувство собственной непривлекательности, а также низкие уровни самооценки, самоотношения и уверенности. Представлена показавшая свою эффективность программа психологической коррекции выявленных негативных проявлений   

Ключевые слова:
слабовидящие подростки, образ своего тела, телесность, самооценка, психологическая коррекция   


УДК 159.93

Пашкина Ю.А.

студент 6 курса

кафедра общей и клинической психологии

Волгоградский государственный медицинский университет, студент

(г. Волгоград, Россия)

 

Научный руководитель:

Деларю В.В.

доктор социологических наук, профессор,

профессор кафедры общей и клинической психологии

Волгоградский государственный медицинский университет

(г. Волгоград, Россия)

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

КОРРЕКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА СВОЕГО ТЕЛА

У СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ

 

Аннотация: показаны нарушения восприятия образа своего тела у слабовидящих подростков, проживающих в школе-интернате: неудовлетворенность собственным телом и его параметрами, негативная оценка внешности, чувство собственной непривлекательности, а также низкие уровни самооценки, самоотношения и уверенности. Представлена показавшая свою эффективность программа психологической коррекции выявленных негативных проявлений.

 

Ключевые слова: слабовидящие подростки, образ своего тела, телесность, самооценка, психологическая коррекция.

 

Личностное развитие людей с сенсорными нарушениями – актуальная проблема в настоящее время, так как она напрямую связана с проблемой качества их жизни, успешностью социальной адаптации и интеграции в общество. При этом, особенно в подростковом возрасте, восприятие своего тела имеет большую значимость, так как во многом детерминирует социальное, физическое, психическое и психологическое благополучие данной категории лиц [3-7].

Цель исследования: динамика восприятия образа своего тела у слабовидящих подростков в процессе психологической коррекции.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие 32 слабовидящих подростка, обучающихся в школе-интернате, в возрасте от 13 до 15 лет («группа коррекции»); контрольную группы составили 32 подростка без нарушений зрительного анализатора, в возрасте от 13 до 15 лет. Общий объем выборки составил 64 человека. Психодиагностическое исследование проводилось с использованием методик: «Многокомпонентный опросник отношения к своему телу» (T.F. Cash); «Опросник образа собственного тела» (О.А. Скугаревскийи, С.В. Сивуха); «Шкала состояний образа тела» (BISS); «Методика исследования уровня самооценки» (С.А. Будасси); «Методика исследования самоотношения» (С.Р. Пантелеев) [1,2]. Психологическая коррекция осуществлялась в групповой форме (7 человек). В ходе психологической коррекции использовались приемы когнитивно-поведенческой терапии, динамической терапии, арт-терапии, сказкотерапии, методы свободного группового обсуждения, интерактивные и ролевые игры.

Результаты и их обсуждение. Согласно полученным данным, у слабовидящих подростков, обучающихся в школе-интернате, диагностируются нарушения восприятия образа своего тела в виде неудовлетворенности собственным телом и его параметрами, негативной оценки внешности, чувства собственной непривлекательности. Они обладают низкими уровнями самооценки, самоотношения и уверенности, что целесообразно учитывать при проведении психологической коррекции. Вышеизложенное позволило выбрать участников для прохождения программы психологической коррекции нарушений восприятия образа своего тела среди слабовидящих подростков.

Программа психологической коррекции нарушений образа своего тела у слабовидящих подростков, обучающихся в школе-интернате, проведена в три этапа: подготовительный, основной и заключительный. В программе предусмотрено десять занятий по сто минут. Каждое занятие программы посвящено определенным целям и задачам, основные из которых: снижение негативных эмоций, нормализация эмоционального состояния, обучение эффективным способам социальной адаптации и межличностной коммуникации. Оценка эффективности проведенной программы психологической коррекции проводилась с помощью повторной диагностики слабовидящих подростков, принявших участие в программе, и подростков с нарушениями зрения, не прошедших программу (полученные результаты представлены на рисунке).

Чтобы установить достоверность выявленных результатов у слабовидящих подростков, прошедших программу коррекции, был применен Т-критерия Стьюдента, который показал статистически важные различия между показателями шкал слабовидящих подростков, а именно: «Оценка внешности», «Удовлетворенность параметрами тела», «Удовлетворенность образом собственного тела», «Удовлетворенность внешностью», «Удовлетворенность своим телом», «Собственная привлекательность», «Чувства к своей внешности», «Оценка своей внешности в сравнении с другими», «Уровень самооценки», «Самоуверенность», «Глобальное самоотношение» (см. табл).

 

Таблица. Показатели Т-критерия Стьюдента для ретестовой диагностики

Шкалы

Разность средних

Оценка внешности

0,367

Ориентация на внешность

0,902

Удовлетворенность параметрами тела

0,449

Удовлетворенность образом собственного тела

0,154

Удовлетворенность внешностью

0,145

Удовлетворенность своим телом

0,180

Собственная привлекательность

0,639

Чувства к своей внешности

0,524

Уровень самооценки

1,008

Самоуверенность

1,954

Глобальное самоотношение

0,984

 

На основе статистического анализа установлено, что предложенная программа психологической коррекции нарушений образа своего тела у слабовидящих подростков, обучающихся в школе-интернате, показала свою эффективность, что предполагает её использование в практической деятельности специалистов, работающих с данным контингентом подростков.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баранская Л.Т., Татаурова С.С. Методика исследования образа тела. Учебное пособие.
  2. Баранская Л.Т., Ткаченко А.Е., Татаурова С.С. Адаптация методики исследования образа тела в клинической психологии // Образование и наука. 2008 №3.
  3. Волгуснова Е.А. Исследование коррекции восприятия образа тела у подростков // Вестник Шадринского педагогического университета. – 2021. - № 2. - DOI 10.52772/25420291_2021_2_208. - https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-korrektsii-vospriyatiya-obraza-tela-u-podrostkov/
  4. Волков Б. С. Психология подростка. – М.: Гаудеамус, 2005.
  5. Голубь О.В., Безрукова А.Н., Белая А.А. Влияние идентификации образа-Я на социально-психологическую адаптацию личности // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. - № 1. - https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-identifikatsii-obraza-ya-na-sotsialno-psihologicheskuyu-adaptatsiyu-lichnosti/
  6. Деларю В.В., Туровская Н.Г. Специальная психология: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолгГМУ, 2018. – 164с.
  7. Фаустова А.Г. Соотношение категорий «образ тела» и «концепция тела» в трудах зарубежных ученых // Электронный научный журнал «Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие». – 2018. –№ 6. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Пашкина Ю.А., Деларю В.В. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА СВОЕГО ТЕЛА У СЛАБОВИДЯЩИХ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №1 (58) том 2. С. 170 - 174. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6970 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6970



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.