'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (9) том 4
  4. Научная статья № 38

Просмотры  154 просмотров

Чистяков Н.О.

  


ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАК АНАЛОГ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА И ОБЫСКА *

  


Аннотация:
в статье раскрывается вопрос о касающийся проблемы подмены следственных действий оперативно-розыскными мероприятиями в процессе расследования уголовных дел. На примере соотношения оперативного обследования и следственного осмотра и допроса раскрываются имеющиеся в законодательстве об оперативно-розыскной деятельности пробелы и недоработки, а также предложены пути решения   

Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, обследование помещений, осмотр, обыск   


В оперативно-розыскной деятельности существуют аналоги следственного осмотра местности, жилища, помещений и т.д. Так в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрено такое оперативно-розыскное мероприятие как «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», под которым понимается проникновение и осмотр указанных объектов с целью обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов, веществ или документов, вероятно имеющих отношение к совершению преступления, а равно и для решения иных конкретных задач оперативнорозыскной деятельности. На практике с данным оперативно-розыскным мероприятием также возникают ряд проблем. Во-первых зачастую оперативные сотрудники неправильно понимают сущность данного мероприятия, и вместо осмотра проводят действия похожие на обыск. Так во время обследования сотрудники оперативно-розыскных органов вскрывают ящики, хранилища, комнаты, сейфы и т.д., изымают имущество граждан, что по сути является обыском. При этом, учитывая, что оперативнорозыскные мероприятия могут проводится до возбуждения уголовного дела, то подмена обыска обследованием помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств на практике вполне вероятна, однако полученные в ходе обследования материалы и предметы доказательствами являться не будут. При этом опять же ФЗ об ОРД не содержит в себе каких-либо указаний по этому вопросу. При этом у МВД есть специальная инструкция в открытом доступе, регулирующая порядок проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, которая, хоть и позволяет оперативным сотрудникам изымать предметы и документы, однако ничего не говорит по поводу вскрытия закрытых помещений, сооружений, ящиков, хранилищ и т.д.[1] На недопустимость подмены обыска обследованием неоднократно указывал Конституционный Суд РФ. Так в Определении от 19.02.2009 №114-О-О суд указал, что ст. 8 Закона об ОРД определяет лишь условия проведения оперативно-розыскных мероприятий и не затрагивает вопросы изъятия личного имущества граждан. Эти вопросы регулируются другими законодательными актами. Именно поэтому гласное обследование не следует смешивать с уголовно-процессуальным обыском, поскольку они имеют свои основания, процедуру и порядок фиксации.[2] Подобной позиции придерживается и Верховный Суд РФ, который в Кассационном определении от 09.01.2013 №45-О12-77 указал на недопустимость фактической подмены уголовно-процессуальной формы оперативно-розыскной деятельностью.[3] Второй немало важной проблемой является возможность оперативного обследования жилых помещений. ФЗ об ОРД не указывает в п. 8 ч. 1 ст. 6 указание конкретно на «жилое помещение» либо «жилище», используя весьма широкий термин «помещение», под который может подпадать и жилое помещение. Ранее указанная Инструкция МВД не распространяет свое действие на обследование жилых помещений. По сути на возможность проведения данного оперативно-розыскного мероприятия в жилом помещении указывает теория оперативно-розыскной деятельности. Исходя из буквального понимания норм оперативно-розыскного закона, оперативным сотрудникам предоставлено право как гласного так и негласного обследования по судебному решению. Сама возможность проведения негласного обследования жилого помещения, то есть в тайне от проживающего там лица, кажется весьма странной. Фактически ФЗ об ОРД позволяет оперативным сотрудникам вскрывать жилое помещение, осматривать его и изымать предметы и документы и всё это в отсутствие владельца помещения или проживающего там лица. При этом представляется возможным установить требование о присутствии при проведении негласного обследования представителей общественности, либо участкового уполномоченного полиции. Исходя из вышеизложенного следует отметить, что ныне действующее оперативно-розыскное законодательство необходимо изменить в сторону более подробной регламентации условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, чтобы в будущем исключить возможности нарушений прав и свобод граждан в процессе расследования уголовных дел. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Чистяков Н.О. ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ, УЧАСТКОВ МЕСТНОСТИ, ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КАК АНАЛОГ СЛЕДСТВЕННОГО ОСМОТРА И ОБЫСКА // Вестник науки №9 (9) том 4. С. 139 - 141. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/699 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/699



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.