'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  55 просмотров

Володина Э.С., Боркова Е.А.

  


ТРУД В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ И ГИБРИДНОЙ ЗАНЯТОСТИ: ПРОБЛЕМАТИКА И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается история массового перехода занятого населения на дистанционный формат работы в связи с возникновением пандемии короновирусной инфекции. Дистанционный и гибридный форматы работы имеют как преимущества, так и существенные недостатки перед привычными и стандартными условиями труда   

Ключевые слова:
пандемия, рынок труда, дистанционная занятость, гибридная работа, удаленный формат работы   


УДК 33

Володина Э.С.

студент

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Боркова Е.А.

кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Общей экономической теории

и истории экономической мысли»

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ТРУД В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ

И ГИБРИДНОЙ ЗАНЯТОСТИ: ПРОБЛЕМАТИКА

И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

 

Аннотация: в данной статье рассматривается история массового перехода занятого населения на дистанционный формат работы в связи с возникновением пандемии короновирусной инфекции. Дистанционный и гибридный форматы работы имеют как преимущества, так и существенные недостатки перед привычными и стандартными условиями труда.

 

Ключевые слова: пандемия, рынок труда, дистанционная занятость, гибридная работа, удаленный формат работы.

 

Практика использования удаленных форматов работы для наемных сотрудников в тех или иных формах применяется в организациях больше десятка лет. Тем не менее до пандемии она не получила широкого распространения, несмотря на все технические возможности, которыми располагали и работодатели, и работники: наличие портативных компьютеров, сетевых и облачных сервисов, доступа к широкополосному интернету и т. п.

Пандемия и последовавший локдаун сделали возможным проведение масштабного социального эксперимента по использованию удаленной работы для большого числа наемных работников и работодателей. Сложившаяся ситуация продемонстрировала широкую практическую применимость моделей удаленной работы и, что самое важное, разрушила значительную часть барьеров восприятия и стереотипов, связанных с данной формой организации труда, как для работодателей, так и для самих работников. Ситуация спровоцировала ряд значимых вопросов для осмысления базовых понятий, связанных с традиционной организацией труда, таких как рабочее место, рабочий график, роль и задачи работника и работодателя.

Гибридный формат работы - это сочетание офисного и удаленного режима работы сотрудников. Он получил название «гибридный офис, гибридная модель работы, гибридная модель управления, гибрид и т. д.» и стал очень востребованным по всему миру во время пандемии. В деловом сообществе практически ежедневно выходят публикации, в которых авторы либо рассказывают о своем практическом опыте внедрения гибридных форматов работы, либо пытаются спрогнозировать особенности организации работы в будущем. В отсутствие достаточного количества теоретических исследований спрос на систематизацию первого практического опыта со стороны делового сообщества огромен. По мнению практиков, такой формат не прост во внедрении, поскольку не является калькой гибкого графика работы, ранее уже известного и исследованного. Когда больше 30% сотрудников с самого начала работы общаются больше 50% времени виртуально, это накладывает отпечаток на процессы управления людьми и другие аспекты жизни организации. При гибридном режиме работы для каждого сотрудника составляется персональный график. Он зависит от должности, нагрузки и возложенных обязанностей. Как правило, личное присутствие требуется только во время важных совещаний, тимбилдингов, брейнштормов, запусков новых проектов. Остальное время отводится под индивидуальную работу. При этом для удобства сотрудников и в целях экономии средств наниматели организуют перепланировку офисных пространств.

Таким образом можно сделать вывод о том, что гибридная работа имеет сильное преимущество перед обычными условиями труда.

В России дистанционный формат работы стал массово распространяться только с началом пандемии в 2020 году. На данный момент статистика заболеваний идет на спад, а вместе с ней снижается и количество организаций, придерживающихся гибридного формата работы. На сайте РБК (РосБизнесКансалтинг) нам удалось найти следующую статистику: «Пятая часть или 19% работодателей поддержали гибридный формат работы, такая же доля компаний выступают за сохранение системы, действующей в настоящее время. При этом лишь 7% компаний готовы оставить на удаленке более 50% сотрудников. На сегодняшний день в относительном большинстве (45%) российских компаний работают из дома менее 10% штата, в 30% — от 10% до 30%, и только в 13% компаний более 75% сотрудников находятся на удаленке. Примечательно, что планы бизнеса расходятся с ожиданиями работников — ранее опрос сервиса «Работа.ру» показал, что 72% россиян предпочитают дистанционный формат работы. Кроме того, 90% соотечественников готовы сменить профессию, чтобы позволить себе «удаленку».

На основе данной информации можно сделать вывод о том, что гибридный формат работы в России имеет место быть и с каждым годом все больше приобретает популярность. Ведущие, успешные компании должны придерживаться данного формата, чтобы повышать производительность и не отставать от всемирного информационного развития. По прогнозам аналитиков Forrester, работодателей, которые не будут к этому готовы, ждет масштабная утечка квалифицированных и талантливых кадров.

Плюсы и минусы для работника и работодателя

Плюсы:

Экономия времени и средств на поездку в офис. Особенно это актуально для больших городов. Согласно опросу пользователей сервиса «Яндекс.Недвижимость», 38% сотрудников офисов Москвы добираются на работу в течение 30-60 минут. Еще 27% респондентов ежедневно выделяют на поездку лишний час-полтора — и это только в одну сторону. При гибридной работе наблюдается существенная экономия денежных и временных ресурсов работников.

Отсутствие дресс-кода. Сложно сконцентрировать внимание на реализации проектов и остальных задачах, когда сотруднику не комфортно в официальной одежде. Работая удаленно, внешний вид сотрудника не имеет значения, что сильно облегчает рабочий процесс.

Экономия на издержках.  В гибридном офисе нет необходимости выстраивать несколько рядов рабочих столов. Успешный гибридный офис, наоборот, состоит из универсальных пространств, созданных, чтобы дать возможность сотрудником комфортно выполнять различные задачи. Узнав, сколько сотрудников будет в офисе в тот или иной момент времени, работодатели могут заново спланировать уровень заполняемости, чтобы сократить расходы на аренду, канцелярские товары и другие корпоративные расходы. При гибридной работе происходит оптимизация размеров офисных пространств и бюджетов на командировки, а также изменение бюджета содержания офисов и затраты на релокацию сотрудников. Все это ведет к снижению основных затрат, а значит сэкономленные средства могут быть направлены в другие сферы развития организации или предприятия.

Появление большего количества свободного времени для саморазвития. Возможно, кто-то из сотрудников давно хотел повысить уровень своей квалификации или развиться в иных сферах. Удаленный формат работы предоставляет шансы реализовать задумки, на которые раньше не хватало времени. Также одно из самых главных преимуществ гибрида – психологический комфорт сотрудников. Отсутствует постоянный контроль и давление со стороны руководства. При таком графике можно спокойно работать в своем темпе и не подвергаться стрессовому воздействию.

Повышение эффективности труда. Когда сотрудники могут самостоятельно планировать свой день, они более четко находят правильный баланс между работой и отдыхом. Так, большинство компаний отмечают, что после внедрения гибрида подчиненные не только не стали хуже выполнять должностные обязанности, но и значительно улучшили личные показатели.

Стабилизация психологической обстановки в коллективе. До перехода на комбинированный режим сотрудники подвергались частым стрессам из-за нерешенных внерабочих вопросов. Когда сразу несколько человек приходят на работу уже на взводе, для зарождения конфликта хватает одного «неправильного» взгляда или сказанного невпопад слова. При гибридной работе сотрудники получают больше времени для налаживания внерабочих процессов, соответственно их психоэмоциональное состояние значительно улучшается.

Конкурентные преимущества в борьбе за привлечение и удержание талантов, в том числе возможности поиска сотрудников за пределами локальных рынков труда. Даже крупным компаниям трудно создать идеальные условия, чтобы привлечь профессионалов из отдаленных локаций. Гибридный формат значительно расширяет воронку кандидатов.

Минусы:

Эрозия корпоративной культуры и риски потери смыслов. Работая дома, сотрудники чувствуют себя изолированными. Даже ежедневные online-совещания не заменят живого взаимодействия с коллегами. В следствие чего, снижается уровень развития корпоративной культуры и коммуникации между сотрудниками. Также при гибридной работе происходит снижение деловой активности людей и уровня трудовой дисциплины.

Технические проблемы. Например, внезапные перебои интернет-соединения или отключение электроэнергии могут привести к срыву дедлайнов. Аналогичные ситуации происходят и в офисе, но в них решение данной проблемы происходит оперативнее, за счёт постоянного присутствия специалистов технической поддержки.

Утечка информации. Большинство компаний предоставляют сотрудникам возможность работать дома за собственными компьютерами, на которых не установлено защитное программное обеспечение. В результате персональные данные и коммерческие тайны могут разлететься по всей сети.

Наличие отвлекающих факторов. Хорошо, если сотрудник выделит отдельную комнату для работы, но на практике такая роскошь доступна не всем. Иногда приходится выполнять трудовые обязанности на фоне работающего телевизора и шумных детских игр. Большинство сотрудников могут отвлекаться на бытовые задачи и обязанности, что плохо сказывается на их работоспособности и эффективности.

Увеличение затрат на технологическое обеспечение сотрудников. Отделение бизнеса от его физических помещений — огромная и сложная задача, но гибридное рабочее пространство должно работать независимо от местоположения. Те же облачные пакеты для повышения производительности удаленной работы, такие как Google Workspace и Microsoft 365, позволяют гибридному офису работать из любой точки планеты. Это означает, что каждому сотруднику необходимо предоставить соответствующее оборудование и ресурсы, включая ноутбуки и телефоны, для выполнения работы, независимо от того, как далеко он находится от офиса.

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что гибридная работа имеет свои плюсы и минусы, но данный формат подходит не для всех сфер деятельности, потому его нельзя назвать универсальным. Однако, в современных реалиях наблюдается быстрое развитие технологических процессов, а также тенденция увеличения количества организаций внедряющих гибридный формат работы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Харченко В.С. Образ жизни российских фрилансеров: социологический анализ // Социологические исследования.
  2. Климова С.Г., Климов И.А. Опыт перехода российских компаний на удаленную работу в ситуации пандемии // Социологические исследования.
  3. Полякова В. Половина россиян заявили о выгорании на работе // РБК. 2021. 24.03. URL: https://www.rbc.ru/society/24/03/2021/605a4d1c9a79470dd28cfa92
  4. Удаленка и карантин: результаты опроса соискателей // HeadHunter. 2020. Октябрь. URL: https://hhcdn.ru/file/16953070.pdf
  5. https://www.hse.ru/our/news/519264654.html

 

Volodina E.S.

student

Saint Petersburg State University of Economics

(Saint Petersburg, Russia)

 

Borkova E.A.

Candidate of Economic Sciences,

Associate Professor of the Department of "General Economic Theory

and History of Economic Thought"

St. Petersburg State University of Economics

(St. Petersburg, Russia)

 

JOB IN REMOTE & HYBRID EMPLOYMENT:

PROBLEMS & ASSESSMENT OF JOB CONDITIONS

 

Abstract: this article examines the history of the mass transition of the employed population to a remote format of work in connection with the emergence of a pandemic of coronavirus infection. Remote and hybrid work formats have both advantages and significant disadvantages over the usual and standard working conditions.

 

Keywords: pandemic, labor market, remote employment, hybrid work, remote work format.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Володина Э.С., Боркова Е.А. ТРУД В УСЛОВИЯХ УДАЛЕННОЙ И ГИБРИДНОЙ ЗАНЯТОСТИ: ПРОБЛЕМАТИКА И ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 32 - 38. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6999 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6999



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.