Чистяков Н.О. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РФ И СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №9 (9) том 4
  4. Научная статья № 39

Просмотры  5 просмотров

Чистяков Н.О.  


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РФ И СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ  


Аннотация:
в статье раскрывается вопрос о участии ФСО России и СВР России в уголовном судопроизводстве в качестве органов дознания. Автором проанализированы возможные случаи участия в расследовании на досудебной стадии уголовного процесса, в связи с чем выявлены главные пробелы в законодательстве. Также изучены основные области деятельности данных оперативно-розыскных органов   

Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, орган дознания, разведывательная деятельность, государственная охрана   


Самым главным участником уголовного судопроизводства на досудебной стадии является непосредственно следователь. Именно он осуществляет сбор доказательств и формирует уголовное дело, которое потом будет рассмотрено судом. Однако следователь не единственная процессуальная фигура, которая может собирать информацию, имеющую значение для уголовного дела. В некотором подчиненном от следователя состоянии находится другой немаловажный участник уголовного процесса - это орган дознания. Так п. 4 ч. 1 ст. 38 УПК РФ говорит, что следователь уполномочен давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.[1] Исходя из вышеприведенного положения в его взаимосвязи с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ можно сделать вывод, что к органам дознания относятся все без исключения органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность. Перечень данных органов утвержден в ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[2]. Однако ни УПК РФ ни ФЗ № 144 не определяют в каких именно сферах осуществляют оперативно-розыскную деятельность данные органы. И если отнесение органов внутренних дел, ФСБ, ФСИН, ФТС к органам дознания не вызывает возражений, то отнесение к ним таких оперативно-розыскных органов как ФСО и СВР вызывает ряд закономерных вопросов. Если говорить об органах государственной охраны, а именно о ФСО России и его подразделениях, то в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1996 N 57-ФЗ «О государственной охране» органы государственной охраны вправе осуществлять оперативнорозыскную деятельность только в целях государственной охраны, то есть только для обеспечения безопасности объектов государственной охраны, перечень которых определен в данном ФЗ.[3] При этом в специальном положении указано, что ФСО проводить оперативно-розыскные мероприятия, в том числе на охраняемых объектах и трассах проезда (передвижения) объектов государственной охраны, в организациях, привлекаемых к обеспечению и обслуживанию объектов государственной охраны, а также в подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации, принимающих участие в обеспечении безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, а также организует и проводит оперативно-розыскные и иные мероприятия по обеспечению собственной безопасности.[4] Как отмечается в научной литературе, Федеральную службу охраны нельзя отнести к органу дознания ещё и потому, что подследственность этого органа в УПК РФ не установлена, и должностные лица данного органа не наделены правом возбуждать уголовные дела и расследовать их.[5; с. 19] Исходя из этого можно сказать, что роль органов государственной охраны в уголовном судопроизводстве России крайне незначительна и их взаимодействие с органами следствия теоретически возможно только в случаи совершения преступных посягательств на объекты государственной охраны и только в форме уведомления Следственного комитета, МВД или ФСБ о совершенном преступлении. Подобная ситуация возникает со Службой внешней разведки РФ и органом внешней разведки Минобороны РФ. Деятельность этих органов в нашей стране регулируется Федеральным законом от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке». Определенное непонимание вносит ещё и тот факт, что данный нормативно-правовой акт прямо указывает на то, что органы внешней разведки РФ осуществляют разведывательную деятельность, которая в данном ФЗ позиционирует себя как самостоятельный вид юридической деятельности со своими принципами, целями, задачами, правовым регулированием (помимо данного Закона, это закрытые ведомственные акты СВР России и Минобороны РФ) и комплексом специальных мероприятий.[6] Исходя из этого можно сделать вывод, что основная задача органов внешней разведки это осуществление разведывательной деятельности, которая в свою очередь не является оперативно-розыскной деятельностью. На это также указывают и некоторые ученые-правоведы.[7]

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 4   


Ссылка для цитирования:

Чистяков Н.О. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РФ И СЛУЖБА ВНЕШНЕЙ РАЗВЕДКИ РФ КАК ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ // Международный научный журнал Вестник науки №9 (9) том 4. ISSN 2712-8849. С. 142 - 145. 2018 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/700 (дата обращения: 19.09.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2018