'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 17

Просмотры  54 просмотров

Лисенкова А.С.

  


РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ *

  


Аннотация:
в работе представлена модель топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе. Рассмотрен анализ развития ТЭК   

Ключевые слова:
ТЭК, энергоресурсы, альтернативная энергетика   


 

УДК 33

Лисенкова А.С.

магистр

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

 

Аннотация: в работе представлена модель топливно-энергетического комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе. Рассмотрен анализ развития ТЭК.

 

Ключевые слова: ТЭК, энергоресурсы, альтернативная энергетика.

 

Россия является одним из ведущих мировых производителей и экспортеров нефти и газа. Его доказанные запасы нефти составляют около 107,2 миллиарда баррелей, что составляет почти 6,2% от общего объема мировых запасов. Одним из актуальных вопросов развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России, дискуссия по поводу которого продолжается на протяжении уже многих лет, является вопрос о размерах, формах и направлениях вмешательства государства в деятельность отдельных отраслей комплекса, а также оценка последствий вмешательства для экономики и общества в целом.

Особенностью развития ТЭК на современном этапе, во многом определяющей характер его управления и реформирования со стороны государства, является - внешняя ориентация. С конца XX века наблюдается исключительная ориентация на экспортную составляющую энергоносителей. Конечно, развитие экспортного потенциала ТЭК осуществляется не только в экономических интересах государства, но и становится инструментом геополитического воздействия на субъекты мирового хозяйства.

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра территориально расположен самом центре Западно-Сибирской равнины. Территория автономного округа обширна и простирается на 1400км с запада на восток, и 900км с севера на юг. Ханты-Мансийский район располагает значительным природно-ресурсным потенциалом. Ханты-Мансийский автономный округ-Югра-это один из крупнейших нефте и газодобывающих регионов мира и главный нефтегазовый регион Российской Федерации. Именно ему принадлежат лидирующие позиции среди показателей в следующих отраслях среди всех регионов России:

  • 1 место: по добыче и переработке нефти, по выработке электроэнергии
  • 2 место: по объемам промышленности, по добыче природного газа, по поступлению налогов в бюджет РФ
  • 3 место по объему инвестиций в регион

Электроэнергетическая система автономного округа входит в состав энергосистемы Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и имеет связи с энергосистемами Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской областью, также имеется связь с энергосистемами Свердловской и Томской областей [1]

ХМАО-Югра в области энергетики также представляется интересным объектом анализа. Данный регион занимает первое место среди всех регионов по выработке электроэнергии. Согласно отчету за 2019 год в ХМАО—Югре действуют 56 электростанций с суммарной мощностью выработки в 14120,7 МВт, которые подключены к единой энергетической системе, а в 2021 году выработано 9 899,7 тыс. т у.т. (80,5 млрд кВт-ч) или 7,2 % от всей российской электроэнергии. Пять из них являются очень крупными тепловыми станциями (более 100МВт), и 51 предприятие не включенных единую энергетическую систему. Их деятельность направлена на обеспечение крупных ресурс добывающих предприятий нефтегазовой отрасли. Активное развитие этих электростанций началось в 2000-х годах, когда государство, в рамках региональной политики требовало от предприятий большего использования попутного газа, который в значительной степени просто сжигался при нефтедобыче. Самый активный период строительства таких станций пришёлся на 2020 год. В округе так же работают 30 небольших дизельных или газотурбинных станций для обеспечения отдельных удаленных или изолированных поселков и предприятий. 87% от вырабатываемой энергии приходится на предприятия добывающие ТЭР. Схема энергоснабжения состоит из 6 энергорайонов, которые являются избыточными по мощности и их энергомощности направляются в другие, энергодефицитные районы. [2].

Объемы производства промышленной продукции электроэнергетики региона напрямую зависят от объемов нефтедобывающей промышленности, которая имеет высокую долю энергопотребления. В ХМАО на добычу одной тонны нефти в среднем приходятся 30-35 кВт.ч. Согласно стратегии энергетического развития ХМАО до 2030 года [3], основной задачей преодоление энергетических барьеров экономического роста за счет оптимального наращивания энергетического потенциала и снижения потребности в энергоресурсах за счет энергоемкости и энергосбережения предприятий. Также важным приоритетом является расширение и перевооружение крупных существующих электростанций, строительство локальных электростанций в дефицитных энергорайонах, перевод на централизованное электроснабжение основной части населенных пунктов автономного округа. Согласно данной стратегии, в регионе также должна прийти и альтернативная энергетика на основе ветрогенерации и биотоплива, а также с использованием сжиженного природного и попутного нефтяного газа, в тех районах, где строительство крупных электростанций будет экономически нецелесообразным. Значительным шагом в начале воплощения этой стратегии в жизнь стал частичный перевод Сургутская ГРЭС-2 на сжиженный газ и попутный нефтяной газ. Сургутская ГРЭС-2, самая большая ТЭС на территории России и крупнейшая на Евразийском континенте. [3]

Анализ современных тенденций показал, что устойчивое развитие отраслей ТЭК возможно только на основе правильного сочетания рыночных механизмов саморазвития и их государственной поддержки, а также государственного регулирования основных параметров функционирования отраслей и предприятий ТЭК. В условиях рыночной экономики устойчивое развитие, повышение эффективности производительности предприятий ТЭК становится прерогативой самих предприятий через совершенствование элементов своей внутренней среды.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Распоряжение Правительства автономного округа от 30.04.2021 N 217-рп «Об одобрении схемы и программы развития электроэнергетики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на период до 2026 года»
  2. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры от 22.03.2013 N 101-рп (ред. от 26.09.2014) «О стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года».
  3. Распоряжение Правительства ХМАО - Югры «Об утверждении схемы и программы развития электроэнергетики ХМАО-Югры на период до 2021 г.»: Департамент жилищно-коммунального хозяйства ХМАО-Югры.

 

Lisenkova A.S.

Baltic State Technical University

named after D.F. Ustinov

(St. Petersburg, Russia)

 

IMPLEMENTATION OF STATE POLICY

IN FIELD OF FUEL & ENERGY COMPLEX

IN KHANTY-MANSI AUTONOMOUS REGION

 

Abstract: the paper presents a model of the fuel and energy complex in the Khanty-Mansi Autonomous region. The analysis of the development of the fuel and energy complex is considered.

 

Keywords: fuel complex, energy complex, energy resources.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лисенкова А.С. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 83 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7008 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7008



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.