'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 33

Просмотры  51 просмотров

Алибеков А.Б.

  


ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МУЖЕСТВА ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ КЛАССАХ С ОПИСАНИЕМ ФРАГМЕНТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ТЕМУ «НАКАНУНЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены особенности уроков мужества по истории в современных старших классах   

Ключевые слова:
образовательный процесс, уроки мужества, история, учебная деятельность, мотивация, урок, факты, победа, исторические корни   


УДК 372.893

Алибеков А.Б.

студент 3 курса

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

(г. Ставрополь, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МУЖЕСТВА

ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ КЛАССАХ

С ОПИСАНИЕМ ФРАГМЕНТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ

НА ТЕМУ «НАКАНУНЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ»

 

Аннотация: в работе рассмотрены особенности уроков мужества по истории в современных старших классах.

 

Ключевые слова: образовательный процесс, уроки мужества, история, учебная деятельность, мотивация, урок, факты, победа, исторические корни.

 

Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал, изучаемый из года в год, дает возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

На современном этапе сегодня педагогическая наука переживает переломный этап своего развития.

Перестройка коснулась и исторического образования. Ведется интенсивный поиск методических решений на основе личностной парадигмы и технологического подхода в обучении.

Актуализация рассматривает развитие у школьников старших классов нужной мотивации учения, стойкого и серьезного желания учиться, опираясь для этого на имеющиеся у школьника мотивы, вызвать у них новые. В педагогическом процессе развитие положительной мотивации учения у школьников составляет часть процесса, не нарушая целостности, то есть обеспечивается единство цели, содержания, выбора оптимальных средств, методов контроля, подведения итогов.

Для успешности учебной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Это можно достичь с помощью нескольких установок. Ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги. Предоставление ученику свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает гораздо большую ответственность за его результаты.

Таким образом, создается ситуация выбора при изучении нового материала. Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания, оно должно быть посильно любому ученику.

Второй уровень - тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету.

Третий уровень это - творческое задание.

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность.

Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более четко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно связана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности.

Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности. На уроках истории:

- развивается мотивация в воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Компоненты процесса обучения на уроке мужества - категории исторические, они изменяются с развитием общества. Цели преподавания истории, как правило, отражают те изменения, которые происходят в обществе. Четкое определение целей обучения является одним из условий его эффективности. Определение целей должно учитывать общие задачи обучения истории, развития учащихся, их знания и умения, обеспечение учебного процесса. Цели должны быть реальны для тех условий, которые существуют в конкретной школе.

Изучение таких важных исторических событий, как Сталинградская битва на уроке мужества, дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому. В связи с этим огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты отечественной истории, и одна из важнейших в их ряду - Сталинградская битва, решающее сражение второй мировой войны, ведь именно в этот период произошёл подлинный подъём национального самосознания, проявился героизм и самопожертвование всего советского народа в борьбе с фашизмом.

Сталинград навсегда вошел в историю, как символ непобедимости и сплоченности советского народа, как необыкновенный героизм, как символ непобедимости русской армии.

Прошло почти 80 лет с тех пор, как на фронтах 1942-1943 гг. во время титанической битвы на советско-германском фронте - решающего по своим масштабам фронта Второй мировой войны, и по ее военно-политическим результатам.

В литературе о войне есть тенденция приуменьшать роль Сталинградской битвы. Утверждается, в частности, что борьба за город не имела столь уж существенного значения для исхода войны. Может быть и так, но волею обстоятельств Сталинград стал символом решающей схватки двух враждебных миров.

Начавшееся Сталинградское сражение выявило временный военный паритет сторон, а по мере затягивания военных действий постепенное увеличение превосходства советских войск, достигнутое в ходе кровопролитнейших боев за город. 17 июля 1942 г. немецкие войска генерала Паулюса столкнулись с серьезным сопротивлением со стороны 62-й советской армии в излучине Дона. Это была одна из трех армий, взятых из резервов Главного командования и направленных на усиление Сталинградского направления.

В ходе первого этапа наступления, на котором вводилась лишь часть сил, находящихся в боевой готовности, русские войска должны были выполнить следующую узкую, но важную задачу, освободить Сталинград.

Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, Гитлер продолжал держать на востоке большинство своих дивизий и направлял сюда новые силы, в том числе и войска своих союзников. И все же гитлеровское командование не решилось вести наступление на всем фронте. Боевые действия на юго-западном направлении вступили в новый этап. Развернулось величайшее сражение II мировой войны - Сталинградская битва.

Началась она 17 июля 1942г. и закончилась 2 февраля 1943г. По характеру боевых действий Сталинградская битва делится на 2 периода:

- оборонительный, продолжавшийся до 19 ноября 1942г.;

- наступательный, завершившийся разгромом крупнейшей стратегической группировки врага в междуречье Дона и Волги.

Победа в Сталинградской битве явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне, положила начало массовому изгнанию захватчиков с советской земли. Однако до нее было еще далеко. Надо было отбить натиск немцев.

Цель наступления фашистских войск летом 1942г. состояла в том, чтобы прорваться к Волге и нефтеносным районам Кавказа, захватить Сталинград - важный стратегический и крупнейший промышленный пункт, перерезать коммуникации, связывающие центр страны с Кавказом, овладеть плодородными районами Дона, Кубани, нижней Волги.

Руководителю необходимо привести примеры мужества и героизма воинов при обороне Сталинграда. В ожесточенных кровопролитных оборонительных боях бойцы и командиры Красной Армии проявляли непревзойденную стойкость, отвагу, мужество, самоотверженность.

Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение истории России. События Сталинградской битвы с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю, что иногда отражается и в современных учебниках. К сожалению, в современных программах по истории недостаточно часов отводится такой теме.

 Опыт преподавания истории заставляет обратить внимание на современные педагогические технологии, позволяющие в наибольшей степени вовлечь школьников в познание важнейшего периода жизни Отечества и использование вне учебной деятельности. Отсюда поиск новых и разнообразных форм работы с детьми.

В старших классах во время изучения тем, посвященных Сталинградской битве чаще всего применяется краеведческий материал в ходе изучения нового материала. Используется материал по-разному, в изложении, в сообщении или докладе ученика, в лекции, беседе, в работе с книгой, документом, картой.

Таким образом, в ходе урока учащиеся не только знакомятся с основными событиями коренного перелома в Сталинградской битве, но и развиваются умения работать с историческими документами, умения логически выстраивать свой ответ. Приводя аргументы и факты, конкретные цифры, примеры героизма защитников Сталинграда развивается чувство патриотизма и формируется личностное отношение к истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Зная предмет математики, мы можем заглянуть в прошлое, во времена Сталинградской битвы с точки зрения цифр.

Блестящая победа под Сталинградом показала возросшую мощь советской армии, стала образцом советского военного искусства.

Эта победа оказала значительное влияние на жизнь и деятельность народов, ставших жертвами агрессии. Возросла их уверенность в неизбежном разгроме фашисткой Германии.

Так же победа под Сталинградом показала всему миру мощь советской армии. Героизм и отвагу её воинов. Упорство трудящихся. Ведь благодаря этому, и толь этому советская армия одержала победу в этой битве. В этой кровавой мясорубке. И ещё раз хочу подчеркнуть, что победа в этой битве была одержана только благодаря массовому героизму советских бойцов, советского народа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ерёменко А.И. Сталинград / А.И. Ерёменко // М: Военное издание министерства обороны СССР.- М.: ИНФРА-М, 2022. - 315 с. - DOI 10.12737/1179455. - ISBN 978-5-16-016560-8. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1867565
  2. Основы педагогики: учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.]; под ред. М. А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 272 с. - ISBN 978-5-16-013728-5. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1055189
  3. Преподаватель XXI век: общероссийский журнал о мире образования. - М.: МПГУ, 2021. - № 3. Часть 1. - 200 с. - ISSN 2073-9613. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/972870
  4. Современный педагогический взгляд: всероссийский научно-методический журнал. - Владивосток: Эксперт-Наука, 2021. - № 9 (58). - 41 с. - ISSN 2519-9935. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1867622

 

Alibekov A.B.

North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

FEATURES OF LESSONS OF COURAGE IN HISTORY

IN MODERN HIGH SCHOOLS WITH DESCRIPTION OF FRAGMENT

ON HISTORY OF RUSSIA ON TOPIC

«ON THE EVE OF THE BATTLE OF STALINGRAD»

 

Abstract: the paper considers the features of the lessons of courage in history in modern high schools.

 

Keywords: educational process, lessons of courage, history, educational activity, motivation, lesson, facts, victory, historical roots.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Алибеков А.Б. ОСОБЕННОСТИ УРОКОВ МУЖЕСТВА ПО ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННЫХ СТАРШИХ КЛАССАХ С ОПИСАНИЕМ ФРАГМЕНТА ПО ИСТОРИИ РОССИИ НА ТЕМУ «НАКАНУНЕ СТАЛИНГРАДСКОЙ БИТВЫ» // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 186 - 193. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7024 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7024



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.