'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 36

Просмотры  108 просмотров

Климова Ю.А.

  


РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается роль интерактивных технологий, необходимых для применения в системе современного учебного процесса, а также влияние технологий на эффективность учебного процесса и увеличение познавательного интереса к предмету со стороны школьников. Сделаны выводы о результатах работы по использованию интерактивных технологий и их применении в преподавании истории в современной школе   

Ключевые слова:
интерактивные технологи, принципы применения, преподавание истории, уроки истории   


УДК 37

Климова Ю.А.

студент, напр. «Педагогическое образование»,

профиль «Историческое»

Северо-Кавказский федеральный университет

(г. Ставрополь, Россия)

 

РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

 

Аннотация: в данной работе рассматривается роль интерактивных технологий, необходимых для применения в системе современного учебного процесса, а также влияние технологий на эффективность учебного процесса и увеличение познавательного интереса к предмету со стороны школьников. Сделаны выводы о результатах работы по использованию интерактивных технологий и их применении в преподавании истории в современной школе.

 

Ключевые слова: интерактивные технологи, принципы применения, преподавание истории, уроки истории.

 

В современной школе учитель не может обойтись без знания новых технологий, применяемых в процессе обучения. Целью применения интерактивных технологий на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного исторического материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в изучаемую эпоху. Это происходит за счет использования видео и аудио возможностей компьютеров, что очень актуально для современных школ.

Педагогом-психологом Ричардом Э. Мейером разработана теория мультимедийного обучения. В ее основе лежит мнение Мейера о том, что оптимальное обучение происходит, когда визуальные и вербальные материалы представлены вместе и одновременно [3, c. 116].

 К принципам применения интерактивных технологий на уроке относятся:

 Во-первых, принцип эффекта модальности. Информация закодирована как визуально, так и вербально. Это позволяет снизить когнитивную нагрузку на учащихся, в результате чего они лучше усваивают новую информацию [1, c. 51].

 Во-вторых, это принцип пространственной связи. Повышается качества обученности, когда слова учителя и соответствующие им визуальные изображения представлены на экране рядом.

 В-третьих, принцип избыточности. Рассказ учителя должен сопровождаться анимацией. Если же добавить на экран монитора, помимо анимации, текст, ученикам будет тяжело воспринимать информацию. Преподаватель должен исключить посторонний материал.

В-четвертых, принцип индивидуальных отличий. Целевые эффекты лучше воспринимают слабо эрудированные учащиеся. Учитель должен учитывать этот принцип при подготовке к уроку.

Сущность интерактивного обучения состоит в том, чтобы организовать учебный процесс таким образом, что практически все обучающиеся оказывались вовлеченными в познавательную деятельность. Использование интерактивных технологий в преподавании истории в школе позволяет решать следующие задачи:

 - ученики принимают активное участие в процессе усвоения нового материала, повышается их познавательная мотивация, вырабатываются навыки самостоятельной учебной деятельности;

- повышаются навыки группового общения (круглый стол, мозговой штурм, конференция);

- учащиеся учатся работать в команде (выполнение индивидуальных и групповых проектов, деловые и ролевые игры).

Рассмотрим подробнее интерактивные технологии, которые применяются в процессе преподавания истории в школе. В первую очередь, важно упомянуть о роли мультимедийных обучающих систем. Они включают в себя материалы, направленные на изучение и закрепление знаний по курсу предмета «История» в школе. Во время урока учитель выступает в роли тьютера – помощника учащихся. В задачи тьютера входит разработка индивидуальных образовательных программ для обучающихся. Также он выступает в роли консультанта, организует коммуникацию между участниками группы, чтобы ученики обменивались друг с другом информацией [3, c. 156].

 Видеоуроки и мультимедийные презентации сопровождают объяснения учителя во время урока. Эти технологии получили широкое распространение в современных школах. Изучение истории невозможно без просмотра исторических хроник, фотографий, обучающих видео материалов. Ученики должны понимать, о чем рассказывает учитель. Информация лучше воспринимается, когда задействована слуховая и зрительная память.

При изучении истории презентация становится важным средством визуализации, и собственно представления информации. Современные учебные презентации становятся уже не просто набором слайдов с картинками и текстом. Наибольшего эффекта можно добиться, создавая интерактивные презентации, с использование многочисленных технических средств (триггеры, гиперссылки, анимированные указки и т.п.).

Глубокому погружению в тему также способствует просмотр виртуальных экскурсий. Это уникальная возможность познакомиться с историческими памятниками, музейными коллекциями и архитектурными объектами, которые территориально недоступны. Крупнейшие музеи мира дают возможность познакомиться с их экспонатами, не отходя от компьютера. При изучении культуры разных стран мира, будет уместно показать ученикам виртуальную экскурсию. Это значительно расширит их знания по теме и вызовет у них неподдельный интерес к уроку.

Различные виды информации позволяет сочетать работа с электронными учебниками: видео, гиперссылки, контрольные материалы. Однако практика работы с электронными учебниками не получила на данный момент широкого распространения в российских школах. Чтобы дети могли пользоваться электронным учебником, родители должны приобрести для них полноценный компьютер-планшет. Большая часть российских семей не может позволить себе эту покупку. Родители также считают, что планшет послужит дополнительным отвлекающим фактором на уроке, поэтому выступают против внедрения электронных учебников в образовательный процесс.

Продуктивным материалом для урока истории являются схемы. Они дают возможность обобщить, систематизировать материал. Благодаря интерактивному принципу работы, схемы предлагают учителю разные варианты их использования. Так, интерактивную схему «Устройство Русской православной церкви в X-XV веках» можно применять и для систематизации знаний, и для представления новой информации, и для опроса учащихся.

Для поиска дополнительной информации по истории и выполнения самостоятельной работы применяются мультимедийные энциклопедии, словари и электронные справочники. С их помощью ученики могут находить материал для выполнения творческих заданий и самостоятельного создания мультимедийных продуктов к уроку истории.

 Для историка важно использовать в своей работе карты исторических событий. Создание мультимедийного слайда поможет решить конкретные задачи урока с использованием такой карты. Анимированные карты отображают события в динамике. Особенно они актуальны при изучении войн. Ученики могут видеть расположение войск противников, ход военных действий, потери и достижения сторон.

 Интерактивные графики, представляя процессы в развитии, позволяют акцентировать внимание учащихся на том или ином значении. Например, в рамках изучения феодального общества в курсе истории Средних веков демонстрация на уроке графика «Основание новых городов в Европе в Средние века» позволит сформировать у учащихся представление о динамике данного чрезвычайно важного процесса.

 Особую роль на уроке с применением мультимедийных технологий играют практические работы, выполненные в виде отдельных интерактивных модулей. Эти модули могут использоваться для организации групповой работы учащихся, а также в ходе фронтальной работы с классом. Игровая форма этих заданий привлекает учащихся и пробуждает интерес к предмету.

На основе вышеизложенного, выделим следующие преимущества обучения с использованием интерактивных технологий:

Во-первых, за урок усваивается больший объем учебного материала, и ученики выступают в роли активных участников образовательного процесса.

Во-вторых, ученики получают навык работы в группах, знакомятся с современными интерактивными технологиями и учатся пользоваться ими для получения дополнительной информации по предмету, что способствует расширение их кругозора.

В-третьих, интерактивные технологии дают возможность постоянной коммуникации с преподавателем и делают образование более индивидуальным.

Таким образом, применение интерактивных технологий играет большую роль в преподавании истории в школе. Информация усваивается лучше, когда ученики интерактивно взаимодействуют с ней под руководством учителя.

Невозможно представить современный урок истории без демонстрации учебной карты, фотографий, исторических хроник и аудио файлов. Современные технологии значительно расширяют возможности преподавателя, позволяют ему сделать урок красочным и интересным для учащихся. Это способствует повышению интереса к изучению истории и улучшает качество обучения и успеваемости учащихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. В. Матяш. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 160 с.
  2. Дендев Б. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. Монография / Под.редакцией: Бадарча Дендева. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. – 320 с.
  3. Бордовский, Г.А. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе /Г.А. Бордовский, И.Б. Готская, С.П. Ильина, В.И. Снегурова. – М: РГПУ, 2007. – 484с.
  4. Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе. Пособие для учителей и студентов. - М.: Поматур, 2001. - 336 с.

 

Klimova Yu.A.

North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

ROLE OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES

IN TEACHING HISTORY IN MODERN SCHOOL

 

Abstract: this paper examines the role of interactive technologies necessary for application in the system of modern educational process, as well as the impact of technology on the effectiveness of the educational process and the increase in cognitive interest in the subject on the part of schoolchildren. Conclusions are drawn about the results of the work on the use of interactive technologies and their application in teaching history in a modern school.

 

Keywords: interactive technologies, principles of application, teaching history, history lessons.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Климова Ю.А. РОЛЬ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 201 - 206. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7027 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7027



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.