'
Никульникова Ю.А.
РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ *
Аннотация:
рассматриваются особенности обучения, направленного на развитие параллельного мышления. «Нешаблонное» мышление позволяет оценить проблему с разных сторон и найти рациональное решение
Ключевые слова:
латеральное мышление, вертикальное мышление, паттерн-клише
УДК 37
Никульникова Ю.А.
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицей «Созвездие» № 131
(г. Самара, Россия)
РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация: рассматриваются особенности обучения, направленного на развитие параллельного мышления. «Нешаблонное» мышление позволяет оценить проблему с разных сторон и найти рациональное решение.
Ключевые слова: латеральное мышление, вертикальное мышление, паттерн-клише.
Современная ситуация требует того, чтобы учащиеся анализировали информацию и креативно подходили к решению задач. Но как это сделать, если ученики не хотят читать? А может быть, и не нужно заставлять?
Дело в том, что каждый ученик в возрасте 15 лет является участником международной программы по оценке образовательных достижений учащихся «PISA». Направления исследования: математическая грамотность, естественно-научная и читательская. Для того, чтобы участие в международном исследовании качества образования было успешным, нужно научить каждого ученика навыкам смыслового чтения (ознакомительного, изучающего и рефлексирующего). Эта задача требует нестандартных, принципиально новых решений.
Существует мнение, что творчество и логика антиподы. Логическое мышление пригодится математикам и программистам, так как оно подразумевает постепенное, ступенчатое решение поставленной задачи, направление мысли вертикальное, а результатом является единственно верное число. Творческое мышление существует для музыкантов, актеров, для людей, связанных с творчеством, результат – что-то необычное, направление мысли горизонтальное, а решение задачи хаотичное. Казалось бы, логично, но эта гипотеза не верна. И логическое, и творческое мышление при возникновении проблемной ситуации задаются целью — найти единственно верный, правильный, самый эффективный способ её решения. Что делать, если у задачи есть несколько решений? Если нужно проанализировать художественное произведение, какое мышление нужно «включить» и использовать?
Латеральное мышление - множество вариантов, которые находятся в поле видимости. Вместо единственно верного решения латеральное мышление обеспечивает охват всех возможных решений. Это становится возможным в результате вертикального, горизонтального и диагонального движения мысли. В результате получается сразу несколько нестандартных, но достаточно эффективных решений.
Первым кто объяснил миру, что такое латеральное мышление, был Эдвард де Боно (1933-2021) — британский писатель и психолог. В 1970 году предложил абсолютно новое понятие, образовав термин от английского выражения «lateral thinking», которое переводится как «поперечный, направленный в сторону, боковой». Эдвард де Боно утверждал, что методы формирования латерального мышления можно использовать на любом уровне сложности, будь то детский сад или совет директоров. Психолог сотрудничал с известными компаниями: Pepsico, IBM, Du Pont, Prudential, British Airways, British Coal, NTT (Япония), Ericsson (Швеция), Total (Франция), Siemens AG.
Цель латерального мышления: разрушить стереотипы, паттерны-клише.
Паттерн - схема-образ, действующая как представление, благодаря которому в режиме одновременности восприятия и мышления выявляются закономерности, как они существуют в природе и обществе. Это шаблон, который позволяет принимать правильные решения, если человек уже был в такой ситуации.
Как логик анализирует текст? Сравнивает, создаёт цепочку умозаключений, пытается разработать алгоритм действий и следует ему. На каждом из этапов он отдаёт себе отчёт, что делает и куда пойдёт дальше.
А творческий человек ловит ассоциацию и видит необычное решение. Никаких этапов и долгих обдумываний. Зачастую и объяснения отсутствуют, почему и как был получен такой результат.
У обладателя латерального мышления есть своя схема решения проблемы:
Для того, чтобы сделать умственную работу интересной и продуктивной, Эдвард де Боно предложил методику «Шесть шляп мышления». В основе лежит идея параллельного мышления, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Класс делится на несколько групп. Даётся проблемное задание (текст, вопросы). Каждый надевает шляпы разных цветов и проговаривает проблему с точки зрения своей шляпы:
белая («Учёный») – нужно проанализировать статистические данные, факты, цифры, собрать информацию, подумать, какой информации не хватает, найти ее;
красная («Эмоции») – записать свои интуитивные догадки, прислушаться к «внутреннему голосу», без логических обоснований;
зеленая («Художник») - придумать новые идеи, модифицировать существующие, найти альтернативы, исследовать возможности;
жёлтая («Оптимист») – рассмотреть все преимущества, плюсы рассматриваемой ситуации;
чёрная («Критик») – найти недочёты и недостатки, высказать негативные догадки, опасения, указать на ошибки, подводные камни;
синяя («Руководитель») – управляет процессом, контролирует, фиксирует результаты, обобщает предложенные идеи.
После этого шляпы передаются по кругу каждому участнику. Все члены группы получают возможность проанализировать проблему с разных сторон. Их беспристрастное мнение, как правило, меняется. В итоге они выдают более обобщённые и универсальные решения поставленной задачи.
Использование метода на уроках русского языка и литературы:
в ходе обсуждения попросить ученика надеть или снять шляпу конкретного цвета;
обозначив правила, мгновенно переключить мышление, т.е. сменить шляпу;
назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать.
Нелинейное мышление легче всего развивается у детей, потому что в их голове меньше сформированных паттерн-клише. Они доверяют интуиции, не боятся показаться смешными, придумывая и высказывая всякие абсурдные, с точки зрения взрослых, вещи.
Умение мыслить нестандартно, совмещать различные подходы к решению задач, позволяет находить и воплощать в жизнь принципиально новые идеи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Захарова Е.Я., Милёхина О.В. Проблемы формирования семантического поля знаний студентов // Социально-экономическая и политическая модернизация Казахстана - фактор повышения благосостояния населения: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Республика Казахстан. Семей, 2008. С. 121-128.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. – с. 12–14
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66-72
Боно Э. Учите своего ребенка мыслить: Пер. с англ. Минск: ООО «Попури», 2005. 432 с.
Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.
Nikulnikova Yu.A.
teacher of Russian language and literature
Lyceum «Constellation» No. 131 (Sozvezdie)
(Samara, Russia)
DEVELOPMENT OF LATERAL THINKING AT LESSONS
OF RUSSIAN LANGUAGE & LITERATURE
Abstract: the features of training aimed at the development of parallel thinking are considered. "Unconventional" thinking allows you to evaluate the problem from different sides and find a rational solution.
Keywords: lateral thinking, vertical thinking, pattern-cliche.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3
Ссылка для цитирования:
Никульникова Ю.А. РАЗВИТИЕ ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 207 - 211. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7028 (дата обращения: 23.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*