'
Хушбоков О.У.
УЧИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности профессии «учителя». Автором указаны на некоторые социальные аспекты профессии учителя
Ключевые слова:
учитель, учительство, компетенции, первый учитель
УДК 37
Хушбоков О.У.
преподаватель иностранных языков
Термезский государственный педагогический институт
(г. Термез, Узбекистан)
УЧИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ
Аннотация: в статье рассматриваются особенности профессии «учителя». Автором указаны на некоторые социальные аспекты профессии учителя.
Ключевые слова: учитель, учительство, компетенции, первый учитель.
«Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённых в своё дело»
© А.П. Чехов
Учитель! Звучит очень громко. Учитель – одна из самых популярных профессий, преподаватель, педагог, модератор и помощник.
Учителя меняют мир. Первые учителя были известны ещё в Древней Греции. История учительства началась вместе с историей человечества. Первый лицей был создан в Афинах более двух тысячелетий назад. И тогда появилась профессия учителя. Образованные и грамотные люди – это основная движущая сила развития человечества в XXI веке. Учитель – профессия, востребованная во все времена. Современный учитель – это прежде всего главный помощник и советник.
Софисты (от греческого языка sophist’s –искусник, мудрец) – по сути, были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за высокое вознаграждение. Софисты (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифон) не оставили после себя единой школы. Общими в их взглядах были отказ от религии, рациональное объяснение явлений природы, этической и социальный релятивизм (идеалистическое учение об относительности условности и субъективности человеческого познания).
В культурной эпохе можно подчеркнуть, что вышеуказанная профессия - это больше чем призвание к учительству.
Повесть «Первый учитель» знаменитого киргизского писателя Чингиза Торекуловича Айтматова прочитал с удовольствием.
«- Я не мулла, аксакал, я комсомолец,- быстро отозвался Дюйшен. – А детей теперь будут учить не муллы, а учителя. Я обучался грамоте в армии и до этого малость учился. Вот какой я мулла.» [1, с. 15].
И я лично прекрасно помню своего первого учителя Алиярова Урала в 18-ой средней школы имени А. П. Чехова Кумкурганского района Сурхандарьинской области Республики Узбекистан. С огромным удовольствием рассказываю и не буду уставать рассказывать о педагогов нашей школы своим детям, школьникам и студентам. Всегда и с радостью хочу перелистать школьные альбомы.
Немецкий автор Heinrich Stalb подчеркивает в своей книге «Brücken zum Studium»:
- Der Lehrer ist Helfer, Berater, Unterstützer (nicht z.B. „Dompteur“ oder „Allesbesserwisser“). [2, с. 15]. Перевод с немецкого «учитель – это помощник, советник, сторонник (но не укротитель или всезнайка).
Еще в начале XVII в. выдающийся основатель мировой педагогической мысли Я.А. Коменский рассуждал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей высокой нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны учеников и личным примером воспитывать у них человечность.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. Профессионал всегда, даже при самых неожиданных обстоятельствах (а их бывает немало), обязан сохранять за собой ведущее положение в учебно–воспитательном процессе. Никаких срывов, растерянности, беспомощности воспитателя ученики не должны чувствовать и видеть. А.С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов – испорченная, неуправляемая машина. Нужно это помнить постоянно, контролировать свои действия и поведение, не опускаться до обиды на детей, не нервничать по пустякам.
Есть очень много причины, чтобы стать учителем и внести свой вклад. Учительства – прекрасная профессия в мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Khushbokov O.U.
Teacher of foreign languages
Termez State Pedagogical Institute
(Termez, Uzbekistan)
TEACHER & TEACHING: YESTERDAY & TODAY
Abstract: the article discusses the features of the profession “teacher”. The author points to some social aspects of the teaching profession.
Keywords: teacher, teaching, competencies, first teacher.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3
Ссылка для цитирования:
Хушбоков О.У. УЧИТЕЛЬ И УЧИТЕЛЬСТВО: ВЧЕРА И СЕГОДНЯ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 216 - 218. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7030 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*