'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 42

Просмотры  43 просмотров

Асадуллина Д.М., Курамшина Н.Г.

  


ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ КАК МЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается понятие экологической сертификации, правовые основы ее проведения. Рассматривается экологическая сертификация, как специальная экономическая мера по обеспечению охраны окружающей среды, выделяется отдельно обязательная и добровольная сертификация   

Ключевые слова:
экологическая сертификация, экологическая ситуация, экологический вред, охрана окружающей среды   


УДК 349.6

Асадуллина Д.М.

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

Курамшина Н.Г.

профессор, доктор биологических наук

Уфимский университет науки и технологий

(г. Уфа, Россия)

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ КАК МЕРА

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Аннотация: в статье рассматривается понятие экологической сертификации, правовые основы ее проведения. Рассматривается экологическая сертификация, как специальная экономическая мера по обеспечению охраны окружающей среды, выделяется отдельно обязательная и добровольная сертификация.

 

Ключевые слова: экологическая сертификация, экологическая ситуация, экологический вред, охрана окружающей среды.

 

Охрана окружающей среды – актуальная проблема современности. Существование общества прочно связано с извлечением и потреблением ресурсов природной среды, а значит, и с неизменным ее преобразованием. Промышленный прогресс, который способствует появлению все новых технологий, в конце концов, приводит к тому, что вред, причиняемый человеком природе, приобретает серьезные размеры, угрожающие основе существования общества [3, с. 247].

Ухудшение экологической ситуации влияет на социальные потребности граждан, противоречит ее интересам, создавая социально-экономическую напряженность на региональном и федеральном уровнях. Не управляя данными процессами, общество может сделать окружающую среду малопригодной для своего существования. Не оздоровляя окружающую среду, оно может запустить разрушительные процессы, способные оказать негативное влияние на развитие человеческой цивилизации.

Под экологическим вредом понимается любой произвольный ущерб, нанесенный состоянию природной среды, вследствие несоблюдения правовых экологических требований, и связанное с ним снижение охраняемого законом материального и нематериального блага, включая жизнь и здоровье человека, имущество физических и юридических лиц [3, с. 251].

Здесь особую роль в реализации основ российского природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в сфере охраны природной среды. Одной из форм совершенствования правовой системы в контексте охраны окружающей среды, а также меры, которые обеспечивают предупреждение нанесения экологического вреда, является сертификация.

Экологическая сертификация – средство экологической политики и управления на государственном и административном уровнях. Эффективная система экологической сертификации отвечает запросам общества в рамках охраны природной среды, позволяет потребителю получать надежную информацию об экологическом соответствии продукции, а производителю увеличить конкурентоспособность услуг и товаров и выйти на новые рынки, в том числе международные [1, с. 78].

Экологическая маркировка или декларация – это положительный результат проведения экологической сертификации, то есть свидетельство экологичности услуги или товара. Такая маркировка или декларация оформляется как письменное заявление либо изображение. Размещается на этикетке или упаковке, в технической документации, рекламных материалах и т. д.

Экологическую сертификацию иногда представляют не только как отдельный процесс, но и как функцию управления в сфере охраны окружающей среды. В рамках данного функционирования уполномоченный орган подтверждает соответствие объекта сертификации определенным критериям и требованиям действующего законодательства. Объектами могут выступать различные услуги, товары, работы, системы управления качеством и т. д. [1, с. 79].

В наши дни правовое обеспечение охраны окружающей среды представляет собой комплекс экономических, организационно-правовых, идеологических механизмов, что не может не вызвать некоторые проблемы на практике. Такой вывод справедлив и по отношению к одному из элементов организационно-правового механизма охраны природной среды – экологической сертификации.

Она может носить, как обязательный, так и добровольный характер. Между ними имеются значительные отличия. Главным образом, обязательное подтверждение соответствия проводится лишь в случаях, установленных соответственным техническим регламентом, который определяет минимальные требования к безопасности его объекта. Добровольное же подтверждение соответствия выполняется по инициативе заявителя на предмет соответствия требований документов по стандартизации, систем добровольной сертификации, условий договора [2, с. 63].

Система экологической сертификации, направленная на охрану окружающей среды, а также жизни и здоровья граждан, в настоящее время на законодательном уровне разработана недостаточно; действующие акты либо устарели, либо носят необязательный характер, не затрагивают важнейшие его аспекты.

С учетом значения данной системы и выделенных недостатков вопрос о совершенствовании системы экологической сертификации приобретает особую актуальность. На наш взгляд, к решению указанной задачи следует подходить целостно, как на федеральном, так и на региональных уровнях, учитывая сложный характер системы. Это позволит экологической сертификации перейти от номинальной роли к роли сертификации, как необходимой мере по обеспечению охраны окружающей среды.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Землина О.О. Понятие экологической сертификации и правовые основы ее проведения // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 1 (28). – С. 78-81.
  2. Кванина В.В. Отдельные вопросы законодательства об экологической сертификации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. – 2021. – Т. 21, № 4. – С. 62-70.
  3. Тезиев Т.М., Алборов И.Д., Хугаева Р.Г. Основные направления правового регулирования вопросов охраны окружающей среды // Актуальные вопросы современной науки. – 2016. – № 45. – С. 247-260.

 

Asadullina D.M.

Ufa University of Science and Technology

(Ufa, Russia)

 

Kuramshina N.G.

professor, doctor of biological sciences

Ufa University of Science and Technology

(Ufa, Russia)

 

ENVIRONMENTAL CERTIFICATION

HOW TO ENVIRONMENTAL MEASURE

 

Abstract: the article discusses the concept of environmental certification, the legal basis for its implementation. Ecological certification is considered as a special economic measure to ensure environmental protection; mandatory and voluntary certification is singled out separately.

 

Keywords: ecological certification, ecological situation, ecological harm, environmental protection.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Асадуллина Д.М., Курамшина Н.Г. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ КАК МЕРА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 227 - 230. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7033 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7033



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.