'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 44

Просмотры  66 просмотров

Дмитриев П.А., Костюк Н.Н.

  


ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ *

  


Аннотация:
в статье, на основе научного анализа проводится рассмотрение проблем, возникающие в процессе исполнения договора поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Выявлены существующие проблемы в данной области. Представлен анализ понятийного аппарата, а именно: транспортно-экспедиционное обслуживание, договор поставки продукции. С учетом выявленных проблем в данной сфере, предложены пути их решения. Определено текущее состояние по данной проблеме   

Ключевые слова:
договор поставки продукции, услуги транспортной экспедиции, транспорт, перевозки, транспортно-экспедиторские услуги   


УДК 347.751.7

Дмитриев П.А.

АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Костюк Н.Н.

заведующий кафедрой Гражданско-правовых дисциплин,

доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин

АНО ВО «Университет при МПА ЕврАзЭС»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ

ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ

ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ

ОБСЛУЖИВАНИЮ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 

 Аннотация: в статье, на основе научного анализа проводится рассмотрение проблем, возникающие в процессе исполнения договора поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию. Выявлены существующие проблемы в данной области. Представлен анализ понятийного аппарата, а именно: транспортно-экспедиционное обслуживание, договор поставки продукции. С учетом выявленных проблем в данной сфере, предложены пути их решения. Определено текущее состояние по данной проблеме.

 

Ключевые слова: договор поставки продукции, услуги транспортной экспедиции, транспорт, перевозки, транспортно-экспедиторские услуги.

 

Кардинальные изменения, которые произошли в последние десятилетия в нашем государстве, отразились на многих сферах деятельности, в том числе на сфере экономики и политики.

Будущее экономики государств видится невозможным без параллельного развития, а также кардинального реформирования области транспорта. Транспорт является одной из самостоятельных частей экономики любого государства.

В транспортной системе транспортно-экспедиторскому обслуживанию отводится лидирующая позиция. Транспортная система является одной из государствообразующих факторов. Очевидно, что перемещение грузов в пространстве является одной из главных потребностей каждого человека в любом государстве. В связи с чем, вопрос проблем, возникающих в процессе исполнения договора поставки продукции посредством оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, является актуальным.

Если говорить о роли и значении исполнения договора поставки продукции посредствам транспортно-экспедиционной деятельности, то он несет в себе как правовое, так и экономическое значение, поскольку с помощью данного вида перевозок, имеет место быть удовлетворение потребностей населения в перемещении в пространстве продукции и в пределах определенной территории.

Характер взаимоотношений сторон по договору поставки продукции посредством транспортно-экспедиционной деятельности является многокомпонентным и сложным, исследование которого необходимо осуществлять через правовое регулирование. В связи с этим, гражданско-правовые договоры призваны оказывать правовое обеспечение данного процесса.

Поставка продукции посредством транспортного экспедирования является одной из видов перевозок, существующих и используемых в транспортной сфере. Транспортно-экспедиционная деятельность включает в себя широкий комплекс мероприятий и услуг по поставке продукции от его производителя потребителю.

Транспортно-экспедиционная деятельность трактуется как специализированный вид перевозочной деятельности, сводящейся к организации поставки продукции и оказанию широкого спектра сопутствующих услуг, которая осуществляется экспедитором для владельца груза по соглашению за соответствующую экспедиторскую комиссию.

Отсюда следует, что главной задачей договора поставки продукции посредством транспортно-экспедиционного обслуживания является поиск наиболее оптимальных вариантов поставки продукции для заказчика одним или несколькими видами транспорта.

Сущность поставки продукции посредствам транспортно-экспедиторской деятельности заключается в комплексе услуг относительно организации и сопровождении поставки продукции. Посредством заключения договора поставки продукции при помощи транспортно-экспедиционного обслуживания клиент получает возможность освобождения от таможенных, организационных, законодательных и иных вопросов, которые могут возникать в процессе доставки грузов. Происходит закрепление груза за сотрудником транспортно-экспедиторской компании, который реализует мониторинг на всем процессе доставки, а также производит широкий спектр действий, таких как подготовка грузов, составление сопроводительной документации, маркировка, упаковка и т.д.

Тем не менее, исполнение договора поставки продукции путем оказания услуг транспортно-экспедиционного обслуживания несет в себе ряд проблем.

В 2003 году был принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Данный закон был принят в развитие ст.801 Гражданского кодекса Российской Федерации и нацелен на расширение правового регулирования деятельности транспортно-экспедиционного характера. Тем не менее, данный закон несет в себе целый комплекс проблем и неразрешенных вопросов, связанных с правовым регулированием поставки продукции путем транспортной экспедиции. Отсюда следует наличие ряда проблем в области исполнения договора поставки продукции путем транспортно-экспедиционного обслуживания, которые требуют разрешения: как на уровне доктрины, так и на законодательном уровне.

Во-первых, до настоящего времени является дискуссионным роль самих транспортно-экспедиторских услуг. Ряд ученых не рассматривают его как самостоятельный договор, требующий специального правового регулирования. Однако законодатель производит выделение и регламентирует договор транспортной экспедиции.

Отсутствует единая природа понимания поставки продукции посредством услуг транспортной экспедиции. Анализ положений ст.801 Гражданского кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что он является консенсуальным, возмездным, взаимным. Большинство исследователей, солидарны с позицией законодателя. Тем не менее, в современной доктрине можно встретить подход, согласно которому данный договор может быть как реальным, так и консенсуальным.

Отсюда возникает вопрос квалификации действий клиента, если он не исполнил обязанность по передаче груза экспедитору. Если договор квалифицировать как реальный, то в случае, если продукция не передана экспедитору, договор будет считаться не заключенным.

Если же данный договор относить к консенсуальному, то подобное неисполнение обязанности передачи груза стороной договора необходимо квалифицировать как нарушение договорных обязанностей, что влечет за собой применение мер гражданско-правовой ответственности.

Анализ судебной практики свидетельствует о том, что арбитражные суды квалифицируют данный договор как консенсуальный.

Следующей проблемой является выделение договора поставки продукции и транспортной экспедиции. Так, А.В. Ребриков отмечает, что договор транспортного обслуживания с обязательством экспедитора за счет собственных средств доставить продукцию следует рассматривать как единое обязательство смешанного типа, выделение в котором договора поставки продукции и транспортной экспедиции можно только на теоретическом уровне.

Неопределенность данного вопроса оказывает негативное влияние на судебно-арбитражную практику. Анализ судебной практики позволяет говорить о том, что соглашение об оказании данных услуг в ряде случаев квалифицируется судами как договор транспортной экспедиции, в других же случаях определяется как смешанный договор, в котором наряду с нормами по транспортной экспедиции, применяются нормы о поставке продукции.

Подобное положение дел обусловлено тем, что Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», в отличие от Гражданского кодекса Российской Федерации включает в себя широкий и исчерпывающий перечень возможных услуг. Очевидно, что подобные различные трактовки нуждаются в ликвидации и разрешении данного вопроса на законодательном уровне.

В настоящее время возрастает количество судебных споров, вытекающих из договоров поставки продукции посредством транспортной экспедиции. Является очевидным тот факт, что противоречия и пробелы в законодательстве вызывают массу судебных обращений. Данный процесс нуждается в четком порядке и соблюдении всех законных требований на всех его стадиях. Реализация данных задач возможна только за счет правильного использования правовых средств, в том числе по договорам поставки продукции посредством транспортной экспедиции.

В целом, необходимо сказать, что, учитывая важность транспортной сферы как составной части национальной экономики каждого государства, лидирующие позиции транспортно-экспедиционной деятельности, законодательство нуждается в реформировании и совершенствовании, поскольку имеет большое количество пробелов и противоречий.

Указанные выше проблемы нуждаются в скорейшем их решении посредством выработки единой и согласованной международной политики в сфере транспортного экспедирования. В основе решения проблем должны лежать принципы наиболее эффективного использования потенциала транспорта, свободного доступа перевозчиков на территорию любого государства, и повышения качества транспортных услуг, реализация адаптации национальных транспортных комплексов к требованиям международного транспортного рынка. При успешной реализации данных задач произойдет дальнейшее развитие интеграционного сотрудничества в сфере международного транспортного экспедирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410,
  2. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О транспортно-экспедиционной деятельности» // «Собрание законодательства РФ», 07.07.2003, № 27 (ч. 1), ст. 2701.
  3. Жидкова М.В. Проблемы квалификации договора транспортной экспедиции // Транспортное право. - М.: Юрист, 2018, № 2.
  4. Казакова Е. Б., Чеботаева А. А. Договор поставки: основные проблемы его применения // Наука. Общество. Государство. 2019. №1 (25).
  5. Кулешов В. В. Некоторые особенности экспедиционных услуг, связанных с перевозкой грузов // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. №3.
  6. Ребриков А.В. Договор транспортной экспедиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2017. С. 10 и след.
  7. Российское гражданское право: Учебник: В 2-х томах. Том II / Отв. ред. Е.А. Суханов. — М.: Статут, 2019.

 

Dmitriev P.A.

University under the IPA EurAsEC

(Saint Petersburg, Russia)

 

Kostyuk N.N.

Head of the Department of Civil Law Disciplines,

Associate Professor of the Department of Civil Law Disciplines

University under the IPA EurAsEC

(Saint Petersburg, Russia)

 

PROBLEMS IN PROCESS OF EXECUTION

OF CONTRACT FOR SUPPLY OF PRODUCTS VIA PROVISION

OF FREIGHT FORWARDING SERVICES & WAYS TO SOLVE THEM

 

Abstract: in the article, on the basis of scientific analysis, the problems arising in the process of execution of the contract for the supply of products through the provision of freight forwarding services are considered. The existing problems in this area are identified. The analysis of the conceptual apparatus is presented, namely: freight forwarding services, a contract for the supply of products. Taking into account the identified problems in this area, ways to solve them are proposed. The current status of this problem has been determined.

 

Keywords: product supply agreement, freight forwarding services, transport, transportation, freight forwarding services.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Дмитриев П.А., Костюк Н.Н. ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПО ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 238 - 244. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7035 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7035



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.