'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 45

Просмотры  60 просмотров

Макаренко А.А.

  


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства деятельности Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Предлагается возможность учреждения института заместителей уполномоченного для более эффективного и оперативного осуществления правозащитной деятельности   

Ключевые слова:
институт уполномоченных по правам человека, деятельность региональных уполномоченных, реформирование законодательства, исполнительная власть   


УДК 342.5

Макаренко А.А.
Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА:

СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы совершенствования законодательства деятельности Уполномоченных по правам человека в Российской Федерации и ее субъектах. Предлагается возможность учреждения института заместителей уполномоченного для более эффективного и оперативного осуществления правозащитной деятельности.

 

Ключевые слова: институт уполномоченных по правам человека, деятельность региональных уполномоченных, реформирование законодательства, исполнительная власть.

 

Действующий в России на протяжении двух последних десятилетий институт уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации доказал свою значимость и необходимость, став одним из важнейших элементов в общей системе государственной защиты прав человека и гражданина.

Правозащитная деятельность региональных уполномоченных и накапливаемая ими информация о состоянии защиты прав и свобод на территории субъектов Российской Федерации являются своеобразным правозащитным барометром, чутко улавливающим степень негативного воздействия на граждан таких неблагоприятных явлений, как социальная и экономическая незащищенность, бюрократическое бездушие, произвол со стороны властей.

Вместе с тем столь масштабное реформирование законодательства, регулирующего деятельность региональных уполномоченных, обозначило очевидную проблему, связанную с необходимостью приведения соответствующих региональных законов к единым стандартам. На этом пути возникают определенные трудности относительно как понимания смысла и содержания новейших норм федерального законодательства, посвященного региональным уполномоченным, так и необходимости уточнения их отдельных положений. Не урегулированы вопросы взаимодействия с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в первую очередь с региональными парламентами, возникшие в процессе трансформации новых федеральных установлений в законодательстве субъектов Российской Федерации.

Ежегодно большинство обращений составляют жалобы на органы исполнительной власти и их должных лиц (с ними население в большей степени сталкивается в повседневной жизни).

Многими органами исполнительной власти, на которые поступают жалобы, осуществляет руководство Президент РФ (Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов и другие). Региональные уполномоченные вынуждены обращаться за помощью в разрешении подобных жалоб к федеральному Уполномоченному, поскольку согласно п. 23 ст. 16.1 Закона № 184-ФЗ они обладают широким кругом полномочий только в отношении территориальных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Однако сотрудники рабочего аппарата Уполномоченного могут осуществлять лишь юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное обеспечение деятельности Уполномоченного (п. 2 ст. 37 Закона № 1-ФКЗ).

Очевидно несоответствие количества обращений, поступающих Уполномоченному, его физическим возможностям их разрешить, учитывая отсутствие у него в подчинении лиц, обладающих особым правовым статусом. Поэтому и он направляет обращения к региональным коллегам.

Можно выделить две основные проблемы, существующие в правозащитной деятельности, осуществляемой Уполномоченным и региональными уполномоченными:

- во-первых, уполномоченные не имеют правовых инструментов передачи своих функций другим лицам;

- во-вторых, региональные уполномоченные при разрешении жалоб на органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, не имеют правовых возможностей для осуществления полноценной правозащитной деятельности.

На основании изложенного, деятельность уполномоченных нельзя в полной мере назвать эффективной.

Необходимо создание правовых инструментов передачи уполномоченными своих функций специальному(ым) должностному(ым) лицу(ам) посредством комплексного внесения изменений в федеральное законодательство. Ввиду отсутствия в России научных исследований по данной проблеме необходим комплексный анализ существующих в мире моделей передачи Уполномоченным (далее - Омбудсмен) функций другому(им) лицу(ам).

Наиболее правильным представляется избрание в России одного заместителя Омбудсмена (Заместитель Уполномоченного, Заместитель). Во-первых, в большинстве исследованных государств предусмотрено наличие одного Заместителя (исторически именно это правовое решение себя оправдало). Во-вторых, Заместитель должен быть компетентным во всех вопросах правозащитной деятельности (это универсальный помощник, а не эксперт в конкретном направлении). Наличие у Омбудсмена Заместителя должно быть обязательным, поскольку в любой момент может возникнуть необходимость исполнения обязанностей первого, а эффективно это сделать сможет только лицо, обладающее сходным правовым статусом. Не позднее чем через шесть месяцев после избрания парламентом Уполномоченного он должен представить кандидатуру Заместителя. В противном случае Государственная Дума может выдвинуть кандидатуру самостоятельно. В связи с этим будет целесообразно внести в Регламент Государственной Думы изменения, предусматривающие эту правовую возможность.

Необходимо предусмотреть возможность учреждения института заместителей уполномоченного и на уровне законодательства субъектов РФ. Это позволит региональным уполномоченным более оперативно осуществлять правозащитную деятельность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Москалькова Т.Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 1. С. 4 - 7.
  2. Постановление Государственной Думы ФС РФ от 22 января 1998 г. №2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ». URL: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/
  3. Сабаева С.В. Взаимодействие уполномоченных по правам человека с государственными органами и институтами гражданского общества // Конституция Российской Федерации и современный правопорядок: Материалы

 

Makarenko A.A.

Chelyabinsk State University

(Chelyabinsk, Russia)

 

LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES

HUMAN RIGHTS COMMISSIONERS:

STATUS, PROBLEMS, IMPROVEMENT ISSUES

 

Abstract: the article discusses the issues of improving the legislation of the activities of Human Rights Commissioners in the Russian Federation and its subjects. The possibility of establishing the institute of deputy commissioners for more effective and expeditious implementation of human rights activities is proposed.

 

Keywords: institute of human rights commissioners, activities of regional commissioners, legislative reform, executive power.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Макаренко А.А. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 245 - 249. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7036 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7036



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.