'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 47

Просмотры  38 просмотров

Пугаева О.А.

  


ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье поднимается проблема соотношения регионального законодательства и законодательства федерального уровня, которые направлены на противодействие коррупции. Исследуются схожие и отличительные черты   

Ключевые слова:
федеральное законодательство, региональное законодательство, противодействие коррупции, коррупция   


УДК 34

Пугаева О.А.

студент 2 курса магистратуры,

направление подготовки «Юриспруденция»,

Кафедра «Уголовного права» Институт права

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

(г. Волгоград, Россия)

 

ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье поднимается проблема соотношения регионального законодательства и законодательства федерального уровня, которые направлены на противодействие коррупции. Исследуются схожие и отличительные черты.

 

Ключевые слова: федеральное законодательство, региональное законодательство, противодействие коррупции, коррупция.

 

В Российской Федерации действуют такие законы как:

- ФЗ «О противодействии коррупции»;

- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[1].

Наряду с принятием данных нормативно-правовых актов были также внесены соответствующие правки в федеральное законодательство по оказанию противодействия коррупции. В это же время число подзаконных нормативно-правовых актов по рассматриваемой сфере достигло количества сотни штук.

В настоящее время существует тенденция, что большинство цивилистов при исследовании антикоррупционного законодательства не берут во внимание те нормативно-правовые акты, которые обладают меньшей юридической силой. Так, например, антикоррупционное законодательство включает в себя не только те нормативно-правовые акты, которые относятся к федеральному уровню, но также и другие нормативно-правовые акты, изданные в субъектах РФ. Из этого следует, что каждый из нормативно-правовых актов субъектов РФ призван детализировать и в большей степени уточнять различные тонкости по регулированию вопросов противодействию коррупции.

Между этим следует добавить, что на сегодняшний день существуют и такие субъекты, где направления антикоррупционной деятельности были выработаны раннее федерального законодательства. Обращаясь к началам названий законодательных актов субъектов РФ, мы можем с уверенностью сказать, что они копируют название нормативно-правовых актов федерального законодательства. Всего лишь в нескольких субъектах РФ названия законов по борьбе с коррупцией отличаются.

Проделанная нами работа позволила прийти, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают полномочиями, связанными с выявлением, предупреждением, пресечением и расследованием коррупции.

Меры по борьбе с коррупцией на уровне субъектов в большей степени являются предупредительными по своей сути. Из этого логично вытекает тот факт, что термин «профилактика» наиболее точно и определённо свидетельствует о предмете, который подпадает под правовое регулирование со стороны антикоррупционного законодательства регионального уровня.

Также в результате проделанной работы нам удалось выяснить, что структура законов регионального уровня по противодействию коррупции в РФ в некотором роде является схожей. Как правило содержание данных законов регионального уровня составляет от 13 до 15 статей. Кроме того, данная схожесть касается не только структуры, но и содержания. Только на уровне федерального законодательства предусмотрены наиболее существенные положения по антикоррупционным мерам. Для законов регионального уровня установлены пределы[2].

Рассмотрев литературу по антикоррупционному законодательству, нами было выявлено, что среди цивилистов преобладающим значением пользуется мнение по поводу того, что в качестве ошибки или существенного промаха признаётся ситуация, когда те или иные положения об антикоррупционной политике в целом были скопированы региональным законодателем из федерального законодательства. Однако мы не поддерживаем данную позицию. Это объясняется тем, что по нашему мнению, те термины и дефиниции, предусмотренные в законах регионального уровня, можно вообще не обнаружить при рассмотрении федерального законодательства. В этой связи мы считаем, что законодательство регионального уровня призвано уточнять, а также восполнять пробелы, допущенные в законодательстве федерального значения.

Наряду с вышеизложенным, по нашему мнению, необходимо отметить и то обстоятельство, что встречаются случаи, когда в федеральном законодательстве нет определённой дефиниции, но при этом в региональном законодательстве она представлена в некорректном виде.

В заключении хотелось бы отметить, что всеми субъектами РФ были предприняты соответствующие законы по противодействию коррупции. Структура совместно с содержанием данных законов о коррупции на региональном уровне очень схожа. Это объясняется тем, что субъектам РФ предоставлен объём полномочий в одинаковом размере. Учитывая данный факт, по нашему мнению, законы субъектов РФ не являются совершенными. В их содержании предусмотрено положение о противодействии коррупции. Однако данное положение еще вовсе не свидетельствует о том объёме полномочий, который предоставляется органам государственной власти субъектов РФ[3].

Мы можем с уверенностью сказать, что наблюдается дублирование тех или иных положений федерального законодательства в законах о коррупции законодательства субъектов РФ. В связи с этим подводя итог, мы убеждены что региональное законодательство не должно слепо копировать положения федерального законодательства о противодействии коррупции. По нашему мнению, основной задачей регионального законодательства о противодействии коррупции должно представляться развитие собственного законодательства, а также конкретизация тех или иных положений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Довголюк Н.В. Криминализация экономических отношений как угроза экономической безопасности России: причины (детерминанты) и формы реализации // Вестник Института дружбы народов Кавказа. 2017. № 1(41). С. 20-29.
  2. Жуковский В.И., Иванченко Е.А. Основные направления, меры и формы предупреждения преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями // Юбилейный сборник научных статей. Ставрополь, 2019. С. 177-194.
  3. Малахова В. Ю. К вопросу о сущности понятий «коррупция» и «коррупционное преступление» // Уголовное судопроизводство: проблемы теории и практики. 2018. № 2. С. 38-43.

 

Pugaeva O.A.

Volgograd State University

(Volgograd, Russia)

 

CHARACTERISTICS OF ANTI-CORRUPTION

LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: this article raises the problem of the correlation of regional legislation and federal legislation, which are aimed at combating corruption. Similar and distinctive features are investigated.

 

Keywords: federal legislation, regional legislation, anti-corruption, corruption.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Пугаева О.А. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 254 - 257. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7038 (дата обращения: 25.02.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7038



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.