'
Пугаева О.А.
ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *
Аннотация:
в данной статье поднимается проблема соотношения регионального законодательства и законодательства федерального уровня, которые направлены на противодействие коррупции. Исследуются схожие и отличительные черты
Ключевые слова:
федеральное законодательство, региональное законодательство, противодействие коррупции, коррупция
УДК 34
Пугаева О.А.
студент 2 курса магистратуры,
направление подготовки «Юриспруденция»,
Кафедра «Уголовного права» Институт права
ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»
(г. Волгоград, Россия)
ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в данной статье поднимается проблема соотношения регионального законодательства и законодательства федерального уровня, которые направлены на противодействие коррупции. Исследуются схожие и отличительные черты.
Ключевые слова: федеральное законодательство, региональное законодательство, противодействие коррупции, коррупция.
В Российской Федерации действуют такие законы как:
- ФЗ «О противодействии коррупции»;
- ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;
- ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[1].
Наряду с принятием данных нормативно-правовых актов были также внесены соответствующие правки в федеральное законодательство по оказанию противодействия коррупции. В это же время число подзаконных нормативно-правовых актов по рассматриваемой сфере достигло количества сотни штук.
В настоящее время существует тенденция, что большинство цивилистов при исследовании антикоррупционного законодательства не берут во внимание те нормативно-правовые акты, которые обладают меньшей юридической силой. Так, например, антикоррупционное законодательство включает в себя не только те нормативно-правовые акты, которые относятся к федеральному уровню, но также и другие нормативно-правовые акты, изданные в субъектах РФ. Из этого следует, что каждый из нормативно-правовых актов субъектов РФ призван детализировать и в большей степени уточнять различные тонкости по регулированию вопросов противодействию коррупции.
Между этим следует добавить, что на сегодняшний день существуют и такие субъекты, где направления антикоррупционной деятельности были выработаны раннее федерального законодательства. Обращаясь к началам названий законодательных актов субъектов РФ, мы можем с уверенностью сказать, что они копируют название нормативно-правовых актов федерального законодательства. Всего лишь в нескольких субъектах РФ названия законов по борьбе с коррупцией отличаются.
Проделанная нами работа позволила прийти, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации не обладают полномочиями, связанными с выявлением, предупреждением, пресечением и расследованием коррупции.
Меры по борьбе с коррупцией на уровне субъектов в большей степени являются предупредительными по своей сути. Из этого логично вытекает тот факт, что термин «профилактика» наиболее точно и определённо свидетельствует о предмете, который подпадает под правовое регулирование со стороны антикоррупционного законодательства регионального уровня.
Также в результате проделанной работы нам удалось выяснить, что структура законов регионального уровня по противодействию коррупции в РФ в некотором роде является схожей. Как правило содержание данных законов регионального уровня составляет от 13 до 15 статей. Кроме того, данная схожесть касается не только структуры, но и содержания. Только на уровне федерального законодательства предусмотрены наиболее существенные положения по антикоррупционным мерам. Для законов регионального уровня установлены пределы[2].
Рассмотрев литературу по антикоррупционному законодательству, нами было выявлено, что среди цивилистов преобладающим значением пользуется мнение по поводу того, что в качестве ошибки или существенного промаха признаётся ситуация, когда те или иные положения об антикоррупционной политике в целом были скопированы региональным законодателем из федерального законодательства. Однако мы не поддерживаем данную позицию. Это объясняется тем, что по нашему мнению, те термины и дефиниции, предусмотренные в законах регионального уровня, можно вообще не обнаружить при рассмотрении федерального законодательства. В этой связи мы считаем, что законодательство регионального уровня призвано уточнять, а также восполнять пробелы, допущенные в законодательстве федерального значения.
Наряду с вышеизложенным, по нашему мнению, необходимо отметить и то обстоятельство, что встречаются случаи, когда в федеральном законодательстве нет определённой дефиниции, но при этом в региональном законодательстве она представлена в некорректном виде.
В заключении хотелось бы отметить, что всеми субъектами РФ были предприняты соответствующие законы по противодействию коррупции. Структура совместно с содержанием данных законов о коррупции на региональном уровне очень схожа. Это объясняется тем, что субъектам РФ предоставлен объём полномочий в одинаковом размере. Учитывая данный факт, по нашему мнению, законы субъектов РФ не являются совершенными. В их содержании предусмотрено положение о противодействии коррупции. Однако данное положение еще вовсе не свидетельствует о том объёме полномочий, который предоставляется органам государственной власти субъектов РФ[3].
Мы можем с уверенностью сказать, что наблюдается дублирование тех или иных положений федерального законодательства в законах о коррупции законодательства субъектов РФ. В связи с этим подводя итог, мы убеждены что региональное законодательство не должно слепо копировать положения федерального законодательства о противодействии коррупции. По нашему мнению, основной задачей регионального законодательства о противодействии коррупции должно представляться развитие собственного законодательства, а также конкретизация тех или иных положений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Pugaeva O.A.
Volgograd State University
(Volgograd, Russia)
CHARACTERISTICS OF ANTI-CORRUPTION
LEGISLATION OF RUSSIAN FEDERATION
Abstract: this article raises the problem of the correlation of regional legislation and federal legislation, which are aimed at combating corruption. Similar and distinctive features are investigated.
Keywords: federal legislation, regional legislation, anti-corruption, corruption.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3
Ссылка для цитирования:
Пугаева О.А. ХАРАКТЕРИСТИКА АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 254 - 257. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7038 (дата обращения: 13.09.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*