'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 76

Просмотры  79 просмотров

Чиляева М.Р.

  


РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОНЯТИЯ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ» ИЗ ОТРЫВКА КНИГИ «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» О. КОНТА *

  


Аннотация:
в работе проведены размышления французского философа Огюста Конта надо позитивной философией. Приводится размышление практической полезности, рассуждения о достоверности и сомнительности «позитивного», противопоставление точного смутного, а также противоположность положительного отрицательному   

Ключевые слова:
позитивизм, практическая полезность, достоверность, сомнительность, смутность, точность, противоположность   


УДК 101.1

Чиляева М.Р.

студент кафедры приборостроение

Казанский государственный энергетический университет

(г. Казань, Россия)

 

РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ОПРЕДЕЛЕНИЕМ

ПОНЯТИЯ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ» ИЗ ОТРЫВКА

КНИГИ «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» О. КОНТА

 

Аннотация: в работе проведены размышления французского философа Огюста Конта надо позитивной философией. Приводится размышление практической полезности, рассуждения о достоверности и сомнительности «позитивного», противопоставление точного смутного, а также противоположность положительного отрицательному.

 

Ключевые слова: позитивизм, практическая полезность, достоверность, сомнительность, смутность, точность, противоположность.

 

Огюст Конт, французский философ и основатель позитивизма, в книге «Дух позитивной философии» рассуждает о смысле слова «позитивное». Для сторонников позитивизма принято считать, что философия должна отвечать на вопрос «как это произошло», а не на «почему это случилось?» [1]. И рассуждая о понятии «положительное», Конт пишет так – позитивное постоянно посвящает себя исследованиям и исключает непроницаемые тайны.

«Положительное» в смысле Огюста Конта есть ничто иное как «истинное». Ведь только правда может ответить на вопрос «Как?». Возможно придумать сотни вариантов почему растет трава и не прийти к абсолютной правде, потому что, рассуждая о «почему», возможно «копнуть» глубже, в дебри неизведанного и противоречивого мнения о сотворении мира. За то на вопрос о том, как она растет, можно ответить максимально достоверно. Знания о том, как растет трава истины, абсолютны на данный момент времени, в чем и раскрывается первый смысл «положительного».

Во втором смысле Конт размышляет о практической полезности. Истина – полезна, потому что правдива. Но с течением времени и она может прийти в негодность. Это значит, что необходимо улучшать свои знания, постоянно совершенствовать их, доказывать абсолютность, а не останавливаться на относительности. Знания, как пища, еда. У них похожая функция – питать  тело, разум. Но если все, например, будут «забивать» свое тело неполезным, то организм будет страдать. Однако нельзя забывать про возможный регресс полезных знаний. Мало купить «здоровый и правильный» творог, мало «съесть» его и думать, что для нашего организма разовый прием будет достаточным. Узнали интересный факт и говорим о нем, не уточняя новых данных. Тогда «полезные» знания станут  недостоверными и неполными, «негодными», а, значит, блага от них не будет.

В третьем смысле представлены рассуждения о достоверности и сомнительности «позитивного» [2]. Как Конт и писал ранее, все рассматриваемые варианты обозначения «положительного» похожи, но в конкретном примере вариация обозначения раскрывается в более новом смысле. Тут, подобно Бертрану Расселу, Конт проводит тонкую параллель между религией и философией. Если в религии, а религия занимала первоочередное место для умов девятнадцатого века, много «темных пятен», про природу которых непринято размышлять, а принято  слепо следовать им, то философия как наука говорит о логической гармонии. Тут же опять возникает ключевой вопрос основ позитивизма. Стоит ли поддерживаться сомнительных знаний, или же стоит стремиться к достоверному и понятному?

Четвертый смысл понятия «позитивного» кроется в противопоставлению точного смутного. Главное здесь – добиваться степени точности, потому что знания, особенно в нашем мире с современными способами анализа и технологичной техникой, обновляются с невероятной быстротой. Так же Конт рассуждает о новом, «позитивистском», философском мышлении. Вопрос «как?» в данном ключе толкает нас вперед, к новым знаниям. А старый метод, опирающийся на «почему» заводит в дебри темного и прошлого. Приводит пример с аналогией с семьи. Не всегда знаем события прошлого семьи и всегда так отчаянно в них «роемся». Но в поисках ответа «порой можно дойти и до разрушающей степени». Не все положено знать, особенно из того что было в прошлом. Что может «разрушить» и ранить. Может быть, есть смысл не искать больше ответа на этот вопрос, почему появился мир, потому что правда может сломать нас?

В пятом смысле Конт употребляет «положительное» как противоположное «отрицательному». «Положительно» - это добро, «хорошо», созидание в каком-то смысле [3]. Стремление позитивистов в том, чтобы организовывать мир, создавать его, развивать и совершенствовать. Именно пятый смысл понятия «позитивное» отличен от первых четырех. Это явилось одновременно и загадкой, и самым простым ответом. Как бы ученые, философы не бились, даже и в современном мире, обратить умы к науке, как бы не пытались «оперировать» фактами и терминами, именно аналогия  положительного с добром и отрицательного со злом кажется более простой для понимания.

Все эти пять смыслов «позитивного» как и было подчеркнуто выше похожие, но в то же время различные, однако, понятно послание, так заботливо и грамотно оставленное нам Огюстом Контом. Лишь совершенствуя мир, свои познания и свой разум, мы двигаемся вперед к лучшему, правдивому, «позитивному». Можно двигать вперед прогресс вопросом «как?» и именно в совершенствовании полученных знаний раскрываем их наивысшую суть.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Босов Д.В., Куприянова А.Ф., Любименко Д.Е., Пантелеева А.С. Огюст Конт как социальный мыслитель: биографический аспект // ИНТЕРНАУКА. 2021. № 17-2 (193). С. 27-29.
  2. Гудиминко З.А., Титова Ю.В. Позитивизм Огюста Конта в отражении современности // ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИИ: МОЛОДЕЖНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ. 2022. № 2 (4). С. 21-23.
  3. Пешехонова А.Э., Морозова Е.Г. Огюст Конт как основатель позитивной социологии // НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИИ, ПОЛИТОЛОГИИ, ФИЛОСОФИИ, ИСТОРИИ. № 2 (54). С. 38-42.

 

Chilyaeva M.R.

Student of the Department of Instrumentation

Kazan State Power Engineering University

(Kazan, Russia)

 

REFLECTION ON DEFINITION OF CONCEPT

«POSITIVE» FROM EXTRACT OF BOOK «THE SPIRIT

OF POSITIVE PHILOSOPHY» BY AUGUSTE COMTE

 

Abstract: the authors of paper make contains reflections of the French philosopher Auguste Comte on positive philosophy. Reflection of practical usefulness, reasoning about the reliability and doubtfulness of the "positive", the opposition of the exact vague, as well as the opposition of the positive to the negative are given.

 

Keywords: positivism, practical utility, certainty, dubiousness, vagueness, accuracy, opposite.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чиляева М.Р. РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ПОНЯТИЯ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ» ИЗ ОТРЫВКА КНИГИ «ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ» О. КОНТА // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 428 - 431. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7067 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7067



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.