'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 3
  4. Научная статья № 77

Просмотры  67 просмотров

Кириченко П.Г.

  


«СОУЛ» В СТРУКТУРЕ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается музыка «соул» как категория музыкально-исполнительского жанра и музыкального стиля в структуре американской музыкальной культуры   

Ключевые слова:
музыка соул, музыкальная культура США. джаз, фанк, ритм-энд-блюз   


УДК 5527

Кириченко П.Г.

магистрант

АНО ВО «Институт современного искусства»

(г. Москва. Россия)

 

«СОУЛ» В СТРУКТУРЕ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Аннотация: в статье рассматривается музыка «соул» как категория музыкально-исполнительского жанра и музыкального стиля в структуре американской музыкальной культуры.

 

Ключевые словамузыка соул, музыкальная культура США. джаз, фанк, ритм-энд-блюз.

 

Соул принадлежит к одному из самых красивых и ярких жанров вокальной поп-музыки. Его отличает изысканная мелодичность, невероятная эмоциональность, легко узнаваемая ритмика и импровизационная свобода. Не случайно «soul» переводится с английского как «душа».

Исследователи В.Д. Конен, Д.Л. Коллиер, П. Гуральник, В. Коллинз и др. считают соул результатом объединения ритм-энд-блюза с госпелом, т.е. сочетающим духовное и танцевально-развлекательное начало. Рассматривая соул как синтез музыки, звучащей в клубах и, в то же время, несущей высокие духовные идеи, учёные видят предпосылки смешения в том, какого рода трансформации стали происходить к этому времени на уровне религиозных служб. В протестантских и баптистских церквах афроамериканцы предпочитали петь евангельские тексты и молитвы под ритмический аккомпанемент фортепиано или органа, прихлопывая, притоптывая, совершая довольно энергичные движения телом. Неоднократно в литературе встречается мысль, что госпел стал зрелищным явлением, при котором в исполнение включались буквально все присутствующие, постепенно наращивающие состояние духовного экстаза [3].

Впервые термин «соул» в музыкальной среде вошел в обиход среди джазменов. Для чернокожего населения США за понятием «соул» скрывается память о событиях тех дней, когда их унижали белые расисты, даже несмотря на то, что многие из них были верующими. Вопросы объединения решались чернокожим населением таким образом, что возникали соул-братства. Поэтому направление, связанное с соулом как местом пересечения ритм-энд-блюза – мощного явления, связанного с идеями самого яркого плана, и госпела, отражающего истинные глубокие духовные идеи, получило жизнь и распространилось по всему миру.

Первым музыкантом, кто убедительно сумел объединить госпел и ритм-энд-блюз, был Рэй Чарльз. В качестве наиболее раннего образца принято считать его песню «I’ve Got a Woman», записанную в ноябре 1954 года в Атланте. В число иных важных образцов раннего соула входят «Please Please Please» Дж. Брауна (1957) и «Georgia on My Mind» Р. Чарльза (1960).

Кроме Рэя Чарльза, первопроходцами жанра соул называют Сэма Кука и Джеймса Брауна. Сэм Кук – один из самых известных соул-исполнителей, которого неслучайно называют «королём соула», вошел в музыкальную историю как обладатель незаурядного голоса и особой манеры пения; как человек, который внес «заметный вклад в жанр и значимость в популярной музыке [1]. Ему принадлежит большое число синглов, включая «You Send Me», «A Change Is Gonna Come», «Cupid», «Wonderful World», «Chain Gang», «Twistin' the Night Away», «Хорошие времена». Им записано 29 синглов, которые вошли в топ-40 чарта Billboard Pop Singles и 20 синглов оказалось в первой десятке чарта Billboard Black Singles. Биограф All Music Брюс Эдер считал, что С. Кука следует считать изобретателем соул-музыки, к тому же владеющим «...невероятным естественным певческим голосом и плавным, непринужденным исполнением, которое никогда не было превзойдено [1]. Его называют одной из значимых фигур движения за гражданские права чернокожего населения Америки. В 1950-е годы он стал ведущим вокалистом госпел-группы «The Soul Stirrers», основанной Харрисом. Его влияние на публику был столь обширным, что ему приписывают даже некоторые свойства проповедника, способного через внимание к музыке госпел добиваться приобщения молодой аудитории к решению проблем афроамериканцев. Неслучайно он оказался в списке «35 величайших R & B исполнителей всех времен», составленном Billboard в 2015 году, так как его сочли человеком, который совершил прорыв с хитом «You Send Me» и не менее важным синглом, демонстрирующим его активность в борьбе за гражданские права - песне протеста «Грядут перемены». Не менее важно и то, что Кук в 1961 году совместно с Дж. У. Александером и его менеджером Роем Крейном основал звукозаписывающий лейбл SAR Records. Вскоре он создал издательскую и управляющую фирму под названием Kag. И всё он это успел сделать за совсем недолгую жизнь: он прожил всего 33 года.

Полной его противоположностью был Джеймс Браун. Во-первых, если судить о диапазоне тем его композиций, то он был весьма велик: от песен с откровенной сексуальностью до таких, в которых поднимались социально значимые проблемы, что принесло ему популярность не только в среде афроамериканцев, но и в обществе в целом. Во-вторых, его исполнительская манера была яркой и весьма своеобразной: взрывная, даже в известной степени агрессивная, и это придавало исполнению колоссальную энергию. За шестнадцать лет творческой работы Дж. Браун способствовал развитию таких жанров как госпел, ритм-энд-блюз, фанк. Кроме того, он позитивно влиял на воспитание негритянской молодежи, и самим фактом появления на телеэкране способен был снять напряженность в противостоянии черного и белого населения, призывая демонстрантов к спокойствию и выдержке.

Начав свою карьеру в качестве певца госпела в штате Джорджия, Дж. Браун сначала вошел в состав вокальной группы «Gospel Starlighters» (впоследствии ставшей «The Famous Flames»), и, как участник группы «The Famous Flames», приобрёл известность с хитами «Please, Please, Please» и «Try Me». Особую популярность ему принёс выпущенный в 1960-х годах альбом «Live at the Apollo».

Конец 1960-х гг. для Дж. Брауна примечателен переходом от блюза и основанных на госпеле композиций к «африканизированному» подходу в создании музыки, что оказало существенное влияние на пути развития фанк-музыки [4]. Дж. Браун стал известен синглами социальной направленности, характерными для движения афроамериканцев за свои права. Несмотря на то, что его творчество до 1960-х годов не было достаточно популярным за пределами юга США, для афроамериканского населения он всегда был кумиром высочайшего уровня. Яркие, незаурядные выступления, оригинальность, импровизационные вокальные вставки, ритмичные, зажигательные движения на сцене, которые вдохновляли даже юного М. Джексона, способствовали «африканизации» достаточно чопорного на тот момент ритм-энд-блюза.

Дж. Брауна принято считать основоположником стиля фанк, первой композицией записанной в этом была «Cold Sweat» 1967 года. Это важный этап в творческой карьере Дж. Брауна, его интересует не столько напевность мелодии, сколько акцентированный речитатив, своего рода визитная карточка рэпа.

По неписанным законам развития музыки, основанный Дж. Брауном фанк постепенно эволюционирует в танцевальный стиль «диско» 1970-х годов. Его танцевальные ритмы пришлись по вкусу не только афроамериканцам, но и представителям других наций и континентов. Дж. Брауна приглашают для съемок в Голливуд, и в 1986-м году объявляют одним из отцов-основателей. Его имя есть в Национальном зале славы ритм-энд-блюза в качестве музыканта и автора песен. В анализе Дж. Уитберна по чартам Billboard с 1942 по 2010 год ему принадлежит первое место в списке 500 лучших музыкантов.

Отметим, что музыка соул, благодаря средствам массовой информации, многочисленным концертам и большим тиражам грамзаписей весьма динамично становилась неотъемлемой частью афроамериканской культуры. С одной стороны, соул-музыка оказалась способной стать достойной представительницей поп-музыки афроамериканцев, с другой, взяла на себя миссию проповедовать идеи возрастающего самосознания негритянской молодежи. В значительной степени она полностью отражала лозунг движения 1960-х годов за равноправие «Black is beautiful» («Черный – это прекрасно»). Это повлекло изменения в отношении популярности певцов и музыкантов с черным цветом кожи: поначалу их воспринимали лишь как обсуживающий персонал для белых, с этого времени все стало меняться. Певцы соул стали отражать настроения представителей и своей расы, и той части белого населения, которая начинала осознавать необходимость преобразований в обществе.

Немаловажную роль на этом пути сыграли звукозаписывающие фирмы – «Motown» в Детройте и «Stax» в Мемфисе. Они по-своему оказала влияние на историю развития жанра соул и способствовала росту его известности. И специалисты, и просто любители отмечали, что записи, сделанные на фирме «Motown», отличаются тем, что востребовано публикой больших городов: танцевальность, гармоническая изощренность. Ее создатель Берри Горди хоть и был представителем темнокожего населения, понимал важность ориентирования на стандарты музыки белого населения. Определенный подход владельцев фирмы «Stax» к аранжировке и звукозаписи породил их своеобразное звучание, получившее название «memрhis sound». Его характерные черты – большая роль духовых, наличие элементов кантри-вестерна и госпела (так, например, линия баса вполне отвечала манере сопровождать пение в госпеле). Наиболее популярные исполнители, сотрудничавшие с этим лейблом – А. Франклин, А. Хейз, Р.Тумас, О. Реддинг и др.

Назовем важнейшие компоненты соул. Со стороны ритмики это характерные для раннего периода ритм-энд-блюзовые основы и сформированные им формы поп-музыки. В отношении гармонии большинство композиций в значительной степени напоминают образцы протестантской музыки США: тонико-доминантовые соотношения с включением аккордов субдоминантовой группы. Манера пения своеобразна и является визитной карточкой стиля, что проявляется как в технике вокального звукоизвлечения, так и в эмоциональном плане. Если основным посылом вокалиста в традиционном блюзе была задача создать «настроение жалобы», то вокал в ритм-энд-блюзе призван стать выразителем идей жёсткости и неприятия условий жизни черного населения Америки. Типичный приём, присущий ритм-энд-блюзу – возгласы «shout». В отличие от него, переняв от госпела экстатичность, соул выработал иной эмоциональный оттенок. Активно стал использоваться фальцет, переходящий в микст, что позволило использовать высокую тесситуру пения.

Соул, как и госпел, часто применял респонсорный принцип изложения. Для этого на «высказывание» солиста «отвечала» в виде подпевки небольшая вокальная группа. Сверхэмоциональная, достигающая высших точек напряжения манера пения соул-вокалистов во многом продолжила линию пения Литтл Ричарда и таких ярких музыкантов как Джеймс Браун, Отис Реддинг, Уилсон Пикетт, Арета Франклин и другие. Однако все критики подчеркивают отличительную черту соул-вокалистов: владение приёмами тонкой нюансировки, нивелирования звука, интересных опеваний и др. Достаточно вспомнить манеру исполнения С. Уандера, чтобы в полной мере представить себе специфику музыки соул.

Стиви Уандер – популярный музыкант, обладатель 25 премий Грэмми, мульти-инструменталист, певец и пианист, популяризировавший ритм-энд-блюз и соул. Им записано более тридцати хитов, вошедших в первую десятку чартов США, более 2000 песен.

С. Уандер в 12 лет начал записываться на фирме «Motown», и в 13 лет создал первый хит «Fingertips». Он сочинял композиции не только для себя, но и для коллег по лейблу. Многие песни, например «Tears of a Clown», сразу становились хитами. По мнению критиков, начиная с выхода альбома «Where I’m Coming From» (1971 год) происходит постепенный переход к оригинальному звучанию музыканта. Альбом «Where I’m Coming From» отличается новаторским подходом в использовании инструментов, нетипичных для соул-музыки (гобой, флейта, солирующая скрипка, другие струнные инструменты), мягкими аранжировками, богатством вокала. Критики считают, что в этом альбоме слышны те особенности его фирменного стиля, которые связаны с мелодикой и гармонической изобретательностью автора. Данный альбом на сегодняшний день считается классикой соул-музыки, хотя основные его альбомы «Music Of My Mind» и «Talking Book» связаны с 1972—1976 годами.

С. Уандер был новатором в записи, поскольку сам исполнял все вокальные и инструментальные партии, а также бэк-вокал, одним из первых начал применять синтезаторы. Эта революционная концепция в мире музыки помогла новому альбому С. Уандера войти в число 500 величайших альбомов всех времён. Этот альбом стал настолько популярным, что многие музыканты стали создавать на него свои кавер-версии, и в их числе такие знаменитости, как Дж. Дюк, К. Джонс, Л. Хэмптон и др. Следующий альбом «Talking Book» («Говорящая книга») с восторгом принимался слушателями и музыкальными критиками. На все песни «Talking Book» можно найти кавер-версии от других музыкантов, но особое место на Олимпе заняли две песни— «You Are The Sunshine Of My Life» и «Superstition». Существует мнение, что этот альбом, скорее, относится к фанку, особенно «Superstition», в котором прослеживаются явные черты рок-музыки. Не исключено, что это было сделано сознательно, в т. ч. с намерением завоевать внимание рок аудитории на радиостанциях. В этих и последующих релизах С. Уандер явил себя как яркий, оригинальный исполнитель и филигранный композитор, искусно владеющий вокальной и инструментальной техникой, не загоняя себя в рамки одного стиля. В 1974 году вышел в свет альбом «Fulfillingness' First Finale» («Первая стадия наполнения»), который считается одним из самых глубоких его творений. За «Fulfillingness' First Finale» вышедшим в 1974 году, С. Уандер удостоился четырёх премий «Грэмми».

Выявляя специфику композиций С. Уандера, отметим, что его песни достаточно трудны для исполнения. Гармонии разнообразны по своей структуре, содержат много неаккордовых и альтерированных звуков. Мелизматика настолько непредсказуема, что зачастую слушатели удивляются, как можно так легко обращаться со сложным музыкальным материалом, изящно модулировать в отдаленные тональности, использовать разнообразные звукоряды, включая, например, целотонную гамму («Overjoyed»).

Таким образом, стиль «соул» в структуре американской музыкальной культуры можно отнести и к категории музыкально-исполнительского жанра, поскольку соул-вокалисты используют определенные сюжеты, и к категории музыкального стиля, так как система средств выразительности соул-композиций оригинально воплощает и содержание, и культуру, и индивидуальные особенности композиторского письма и исполнения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гуральник, П. Сладкая музыка соул: Ритм-н-блюз и южная мечта о свободе / П. Гуральник, - New York: Back Bay Books, 1999. – 384 с. – ISBN 978-0-316-33273-6. – Текст : непосредственный.
  2. Коллиер, Д. Л. Дюк Эллингтон / Д. Л. Коллиер, ред. О. Сахарова, - Москва: Радуга, 1991. – 379 с. – ISBN 5-05-002580-Х. – Текст : непосредственный.
  3. Конен, В. Д. Пути американской музыки [Текст] : Очерки по истории музыкальной культуры США. - Москва : Музыка, 1965. 524 с. - Текст непосредственный.
  4. Collins, W. James Brown: St. James Encyclopedia of Popular Culture / W. Collins, - Текст : электронный
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Кириченко П.Г. «СОУЛ» В СТРУКТУРЕ АМЕРИКАНСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ // Вестник науки №1 (58) том 3. С. 432 - 440. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7068 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7068



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.