'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  63 просмотров

Медведева Л.И.

  


РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ШИННОГО БИЗНЕСА KAMA TYRES *

  


Аннотация:
в статье проведены исследования внешних факторов, оказывающих воздействие на процесс ценообразования на предприятии шинного бизнеса Kama Tyres, а также рассмотрены влияния актуальных проблем на производственно-хозяйственную деятельность. Благодаря проведенному SWOT - анализу мы сформировали практические рекомендации   

Ключевые слова:
ценообразование, внешние факторы, конкуренция   


УДК 33

Медведева Л.И.

магистрант

Казанский федеральный университет

(г. Казань, Россия)

 

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В ОРГАНИЗАЦИЯХ ШИННОГО БИЗНЕСА KAMA TYRES

 

Аннотация: в статье проведены исследования внешних факторов, оказывающих воздействие на процесс ценообразования на предприятии шинного бизнеса Kama Tyres, а также рассмотрены влияния актуальных проблем на производственно-хозяйственную деятельность. Благодаря проведенному SWOT - анализу мы сформировали практические рекомендации.

 

Ключевые слова: ценообразование, внешние факторы, конкуренция.

 

Цена представляет собой важнейший экономический показатель, оказывающий влияние на величину прибыли каждой организации. Организация, в свою очередь, преследует цель – максимизировать свою прибыль. Поэтому для сохранения своей конкурентоспособности, каждая Компания вынуждена приспосабливаться к постоянно меняющейся обстановке во внешней среде. С целью сохранения конкурентоспособности на рынке Компании прибегают к анализу факторов рыночной среды.

Фактор ценообразования, как отдельная система, представляет собой движущие силы, существенные обстоятельства, основные причины, оказывающие определяющее воздействие на формирование цен. Каждая группа факторов, в свою очередь, имеет множества составляющих, по-разному оказывающие влияние на тарифы на разных стадиях жизненного цикла товара.

В независимости от типа услуги, товара и фазы жизненного цикла, первоочередная задача для Компании, с точки зрения формирования тарифов, является минимизация влиянии отображенных в работе факторов. Прежде чем разработать стратегию формирования цены, предприятию необходимо проанализировать все факторы, влияющие на принятие решения по формированию цен.

Таким образом, актуальность работы представляет собой изучение вопроса формирования ценообразования под влиянием различных факторов, для сохранения конкурентоспособности Компании и максимизации ее прибыли.

Так же следует отметить, что актуальность этой темы выросла за последние месяцы. Это обусловлено возникновению различных экономических проблем: влияние кризисов, наложение санкций, возникновению пандемии, обострение внешнеполитических ситуаций. Все это оказало непосредственное влияние на производственно-хозяйственную деятельность организаций, как в части формирования цен, так и в части функционирования производства.

На сегодняшний день в условиях изменчивости рыночной системы коммерческий успех любой организации будет зависеть от грамотно построенной ценовой политики. Итак, ценовая политика организации представляет собой стратегию компании, которая заключается в формировании и применении системы цен для достижения целей.

В современных условиях от формирования оптимальной цены на выпускаемую продукцию зависит прибыльность каждой Компании. Однако цена обеспечивает не только размер прибыли, но и спрос на товар, и его конкурентоспособность, т.к. грамотное соотношение цены и качества выпускаемой продукции будет оказывать влияние на удовлетворение желаний конечного потребителя.

Для того чтобы оставаться на плаву рыночной арены, каждая фирма старается быть наиболее гибкой и приспосабливаться к любым экономическим изменениям. Тогда перед организацией встает вопрос проведения анализа ценовой политики, результаты которого способствуют принятию верного управленческого решения.

Исследование ценовой политики предполагает трёхуровневый экономический анализ, представленный на Рисунке 1:

Рис.1. Этапы проведения анализа ценовой политики

 

Проведем анализ на уровне фирмы, с помощью применения аналитического метода SWOT-анализа.

Группа факторов, оказывающее влияние на производственную деятельность шинного Бизнеса Kama Tyres представлена в первичном SWOT-анализе, Таблице 1:

 

Таблица 1. Первичный SWOT-анализ Kama Tyres

Группа факторов:

Факторы:

Характеристики:

Условное обозначение:

1

2

3

4

 

Маркетинг

Известность компании

Сильная сторона

S1

Каналы продвижения бренда

Возможности

O1

Ассортимент выпускаемой продукции

Сильная сторона

S2

Низкая эффективность НИОКР

Слабая сторона

W1

 

Финансы

Финансовая стабильность

Сильная сторона

S3

Доходность капитала

Сильная сторона

S4

Курс валют

Слабая сторона

W2

Доступная цена

Сильная сторона

S5

Уход иностранных компании с рынка

Угроза

T1

 

Производство

Качество продукции

Слабая сторона

W3

Сырье

Угроза

T2

Автоматизация

Возможность

O2

Освоение новых рынков сбыта

Возможность

O3

Географическое положение

Сильная сторона

S6

Санкции

Угроза

T3

 

Организация

Квалифицированные кадры

Сильная сторона

S7

Гибкость компании

Сильная сторона

S8

*Условное обозначение:

s-сильная сторона;

w-слабая сторона;

o-возможности;

t-угрозы;

 

Мы выделили 4 основные группы факторов, оказывающих влияние на производство шинного бизнеса Kama Tyres.

К сильным сторонам организации мы отнесли ее корпоративное благосостояние. Факторы сильных сторон показывают наличие преимуществ Kama Tyres перед ее конкурентами.

Из первичного SWOT-анализа мы видим, что Kama Tyres зависит от факторов внешней среды. Это является слабой стороной Компании.

Однако, несмотря на наличие слабой стороны компании, у нее имеется сильный внутренний потенциал, для развития, это предоставляет ей возможности для ослабления зависимости от других факторов.

Так же мы увидели основные угрозы, которые могут возникнуть и оказать негативное влияние на компанию.

По результатам первичного SWOT-анализа мы составили обобщенную матрицу SWOT-анализа, представленную в Таблице 2:

 

Таблица 2. Обобщенная матрица SWOT-анализа

 

 

Сильные стороны (Strengths)

Слабые стороны (Weaknesses)

S1

S2

S3

S4

S5

S6

S7

S8

W1

W2

W3

Возможности (Opportunities)

О1

 

 

 

 

 

 

 

 

О2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О3

 

 

 

 

 

 

 

Угрозы (Threats)

T1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие обобщенной матрицы позволяет нам:

1) С одной стороны: наглядно увидеть, каким образом сильные стороны организации могут дать «boost» в дальнейшем развитии, с использованием имеющихся возможностей;

2) С другой стороны: предотвратить возможные угрозы, возникающие из-за наличия слабых сторон организации.

На основании данных обобщенной матрицы SWOT-анализа мы видим преобладание сильных сторон компании над слабыми.

Это означает, что у организации есть огромный потенциал для развития своих возможностей, с минимальными угрозами.

На основании проведенного SWOT-анализа шинного бизнеса Kama Tyres можно сделать следующие выводы:

1) т.к. Kama Tyres является известной компанией, для потенциальных покупателей это служит гарантом качества шинной продукции;

2) компания не использует все каналы продвижения своего бренда, ввиду этого теряет часть клиентов;

3) одним из преимуществ шинного бизнеса является широкий ассортимент выпускаемой продукции: здесь производят шины для легковых, грузовых автомобилей, специализированную резину, велошины, ЦМК шины и другие;

4) введение 6-го пакета санкций против России привело к логистическим проблемам поставки сырья в виде натурального каучука из Дальнего Зарубежья. Это повлияло на изменения в составе выпуска шинной продукции, как итог - к снижению качества шин.

5) как следствие ввода санкций оказало влияние на уход с российского рынка иностранных конкурентов: Nokian, Michelin, Pirelli, Yokagama, Cordiant были вынуждены приостановить свою производственную деятельность в России. Это, в свою очередь, повлекло за собой повышение цен на покрышки оставшимися шинными заводами на территории РФ.

6) несмотря на геополитическое положение, в Компании действуют высококвалифицированные кадры, с помощью которых Kama Tyres продолжает занимать лидирующие позиции на рынке.

Благодаря проведенному SWOT - анализу мы сформировали практические рекомендации для шинного бизнеса Kama Tyres:

1) сначала нужно повысить качество продукции, путем налаживания поставок натурального каучука из стран Азии;

2) затем автоматизировать систему производства и контроля выпуска шинной продукции;

3) далее предлагается увеличить каналы продвижения бренда, с целью привлечения новых потенциальных клиентов;

4) появление новых клиентов способствует увеличению рынка сбыта.

5) для обеспечения независимости Компании от влияния внешней среды, предлагается создание аналогов сырья для производства шин внутри страны.

Далее проведем анализ на уровне промышленной отрасли.

Начнем с исследования доли выпуска шин Компании Kama Tyres на российском рынке среди ее конкурентов. Наличие конкурентов способствует увеличению ВВП страны, путем стимулирования развития производства.

Стоит отметить, что конкуренты расположены в разных уголках страны, что способствует общему экономическому развитию внутри страны.

Однако, при условии отсутствии конкурентов, и наличии единого предприятия в стране – возможна некорректная ценовая политика.

На сегодняшний день предприятия шинного бизнеса Kama Tyres являются одним из основных производителей шинной продукции в России.

В 2021 году с конвейеров предприятий KAMA TYRES сошло 12,3 млн ед. продукции. Однако, ввиду быстрого роста темпов развития производственной деятельности, у шинного бизнеса КТ появился ряд основных конкурентов: Nokian, Pirelli, Cordiant и другие.

Мы проанализировали долю выпуска шин на 2021г среди Kama Tyres и ее конкурентов: Nokian, Michelin, Pirelli, Yokagama, Cordiant, Continental, Good Year в годовом объеме выпуска шин в России. Данные отображены в Диаграмме 1:

Диаграмма 1. Доля Компаний на Российском рынке на 2021г.

Источник: Автостат – показатели Компаний.

 

Из Диаграммы 1. мы видим, что наибольшую долю выпуска шин в годовом объеме занимает ПАО «Нижнекамскшина» с показателем 20%. Это свидетельствует о том, что они являются лидерами по производству и реализации шин в России. Pirelli занимает второе место с показателем 13% в процентном соотношении доли компании на российском рынке. Замыкает первую тройку лидеров с долей в годовом объеме выпуска шин 12% финская Компания Nokian Tyres.

Шинный бизнес Kama Tyres выпускает шинную продукцию по 4 группам шин: легковые, грузовые, легкогрузовые, грузовые ЦМК.

Мы провели анализ годового объема выпуска шин на Kama Tyres в разрезе 2018-2022гг. Для наглядности, данные представлены на Рисунке 2:

 

Рис. 2. Анализ годового объема выпуска шин на Kama Tyres на 2018-2022 гг.

Источник: составлен автором на основе данных

Федеральной службы государственной статистики.

 

Исходя из данных Рис. 2., очевидно, что основный выпуск продукции на шинном бизнесе Kama Tyres приходится на легковые шины.

В период с 2018-2022гг. динамика выпуска легковых шин неравномерная:

значительный спад производства наблюдался в 2019г.

Однако, на 2022 год, в сравнении с 2021г. мы видим увеличение объема производства. На наращивание производственных мощностей в 2022г. в сравнении с 2021 годом наибольшее влияние оказало наложение санкций на Россию: что привело к развитию внутреннего рынка и увеличило объем продаж внутри страны.

На период с 2019 – по 2022г. мы можем наблюдать наибольший спад выпуска легкогрузовых шин. На объемы выпуска шин за указанные периоды повлияла пандемия короновируса COVID - 19, которая привела к возникновению самоизоляции, дистанционной работы, что в свою очередь, сократило востребованность в этот период городского и межгородского транспорта.

Аналогичную картину мы можем наблюдать при анализе годового объема выпуска грузовых шин: здесь так же наблюдается спад производства.

Динамика производства грузовых ЦМК шин показала нестабильность: в период пандемии мы наблюдаем резкий спад производства. Однако, после выработки коллективного иммунитета, часть ограничений по самоизоляции были сняты, что в результате, привело к возобновлению движения транспортных средств.

На сегодняшний день производственные процессы в экономике переживают революционные изменения. [4, с. 58]. Если мы рассмотрим структуру производства, которая действовала полвека назад – то оно будет иметь модель крупномасштабного массового производства. Сейчас современное производство существенно отличается от опыта наших предков. [7, с.351]. На смену прошлого производства пришло новое видение гибкой формы, которая стремится к повышению качества выпускаемой продукции, а также быстрого реагирования на изменения в рыночной сфере. [2, с. 15].

Существенный вклад в развитие экономики внесли работы Пола Милгрома и Джона Робертса, которые проанализировали причины возникновений изменений на производственных предприятиях и их взаимосвязь. [5, с. 141].

Таким образом, возникла теория комплементарных активов, в которой заложено предположение, «что прибыльность комплементарных видов деятельности повышается в результате какого-либо изменения» и, соответственно, комплементарные активы следует рассматривать в контексте создания ценности. Итак, комплементарные блага представляют собой взаимодополняющие друг друга товары. [3, с. 7].

 Взаимодополняющие товары не могут использоваться один без другого, ввиду этого Потребитель не может принять в использование взаимодополняющий товар каждый по отдельности, так как такие товары способны удовлетворять потребности потребителей лишь в комплексе друг с другом, ни никак по отдельности. [6, с. 35].

Между взаимодополняющими товарами существует обратная связь между ценой на один товар и спросом на другой: чем выше цена одного товара, тем ниже спрос на другой товар и наоборот, схематически это правило представлено на Рисунке 3.:

Рис. 3. Зависимость эластичной спроса при взаимодополняемых товарах

 

Самым ярким примером цепочки таких товаров может служить автомобили и шинная продукция.

Проведем анализ влияния спроса на автомобильную продукцию на реализацию шин.

Рассмотрим динамику выпуска шинной продукции для легковых автомобилей в месячном разрезе на 2017-2021г. в России по данным Росстата, представленной в Таблице 3.

 

Таблица 3. Выпуск шин для легковых автомобилей в РФ на 2017-2021гг.

Источник: составлен автором, на основании данных Росстата.

 

Исходя из данных Таблицы 3. очевидно, что наибольший спад выпуска легковых шин наблюдался в апреле-мае в 2020г.

На итоги промышленного производства в 2020г. повлияли следующие факторы: календарный и эпидемиологический. Согласно влиянию календарного фактора, продолжительность рабочих дней сократилась на 26 дней, в сравнении с предыдущим периодом. Это обусловило возникновение пандемии Covid-19, на фоне которой наблюдалось сокращение спроса не только в индустрии шинного бизнеса, но и в других сферах. [1, с. 117].

Динамика выпуска легковых автомобилей в месячном разрезе на 2017-2021г в России по данным Росстата представлена в Таблице 4.

 

Таблица 4. Выпуск легковых автомобилей в РФ на 2017-2021гг.

Источник: составлен автором, на основании данных Росстата

 

Ситуация с выпуском легковых автомобилей в России аналогичная с выпуском шин для легковых автомобилей. В апреле-мае месяцах 2020г. так же наблюдается снижение выпуска легковых автомобилей.

Эпидемиологический фактор в виде второй волны короновирусной инфекции оказал значительное влияние на результаты работы отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос. [6, с.34].

Мы провели анализ ценообразования под влиянием актуальных экономических проблем, на примере шинного бизнеса Kama Tyres.

В работе был проведен SWOT-анализ Kama Tyres, на основании которого были получены следующие выводы:

1) т.к. Kama Tyres является известной компанией, для потенциальных покупателей это служит гарантом качества шинной продукции;

2) Компания не использует все каналы продвижения своего бренда, ввиду этого теряет часть клиентов;

3) одним из преимуществ шинного бизнеса является широкий ассортимент выпускаемой продукции: здесь производят шины для легковых, грузовых автомобилей, специализированную резину, велошины, ЦМК шины и другие;

4) введение 6-го пакета санкций на Россию привели к логистическим проблемам поставки сырья в виде натурального каучука из Дальнего Зарубежья. Это повлияло на изменения в составе выпуска шинной продукции, как итог - к снижению качества шин.

5) Как следствие ввода санкций оказало влияние на уход с российского рынка иностранных конкурентов: Nokian, Michelin, Pirelli, Yokagama, Cordiant были вынуждены приостановить свою производственную деятельность в России. Это, в свою очередь, повлекло за собой повышение цен на покрышки оставшимися шинными заводами на территории РФ.

6) Несмотря на геополитическое положение, в Компании действуют высококвалифицированные кадры, с помощью которых Kama Tyres продолжает занимать лидирующие позиции на рынке.

Благодаря проведенному SWOT - анализу мы сформировали практические рекомендации для шинного бизнеса Kama Tyres:

1) сначала нужно повысить качество продукции, путем налаживания поставок натурального каучука из стран Азии;

2) затем автоматизировать систему производства и контроля выпуска шинной продукции;

3) далее предлагается увеличить каналы продвижения бренда, с целью привлечения новых потенциальных клиентов;

4) появление новых клиентов способствует увеличению рынка сбыта.

5) для обеспечения независимости Компании от влияния внешней среды, предлагается создание аналогов сырья для производства шин внутри страны.

На итоги промышленного производства в 2020г. повлияли следующие факторы: календарный и эпидемиологический, на фоне которых наблюдалось сокращение спроса не только в индустрии шинного бизнеса, но и в других сферах. Так же на выпуск и реализацию шинной продукции значительное влияние оказало наложение пакета санкций со стороны США, стран Европы и ЕС, а также обострение политических ситуаций. Это обусловило, в свою очередь, возникновению следующего ряда проблем в промышленной отрасли:

 Во-первых, пандемия короновируса обусловила закрытие воздушных морских и земных границ. Следствием этого является снижение как экспортной, так и импортной продукции;

Во-вторых, это уменьшение потребности на товарную продукцию в период 2020 года.

Несмотря на возникшие экономические проблемы, можно отметить гибкость Компании шинного бизнеса Kama Tyres, которая сумела в условиях кризиса в кратчайшие сроки подстроиться под нестандартную экономическую ситуацию и остаться на рыночной арене, не утратив статус мирового бренда.

Стоит отметить один из основных положительных моментов развития шинного бизнеса: невзирая на аналогичные трудности, с которыми так же столкнулись основные конкуренты КТ, покинувших российский рынок, Компания смогла не только остаться на рынке, но и укрепило свои позиции, развив внутренний рынок.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Альбеков, А. У., Пархоменко, Т. В. Перспективные направления развития логистических систем в условиях пандемии COVID-19 // Вестник южнороссийского государственного технического университета (НИИ). Серия: Социально-экономические науки. — 2021. — № 1. — Т. 14. — С. 114-121.
  2. Арабян М.С., Тер-Гукасян Н.В. Особенности финансирования экспорта во внешней торговле: элементы стимулирования экспорта и участие Внешэкономбанка в экспортных сделках //Таможенное дело. 2019. № 2. С. 14-17.
  3. Арский, А. А. Анализ динамики экспорта Российской нефти с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. - 2021. - № 1. - С. 5-10.
  4. Асеев И.П., Рыбаков Д.А., Радаева Ю.Л. Теоретические основы ценообразования, функции ценообразования // Безопасность: Информация, Техника, Управление. - 2020. - С. 57-59.
  5. Гильмиярова, Д. А. Состояние и поддержка несырьевого экспорта в период пандемии // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - T. 8, № 47. - С. 140-142.
  6. Дьякова А.Д. Влияние пандемии на цены и на ценообразование. // Инженерные кадры - будущее инновационной экономики России. 2020. № 6. С. 34-36.
  7. Казакова Н.А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры / Н.А. Казакова. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Юрайт, 2019. С. 469.

 

Medvedeva L.I.

Kazan Federal University

(Kazan, Russia)

 

DEVELOPMENT OF PRICING MECHANISM

IN ORGANIZATIONS OF TIRE BUSINESS KAMA TYRES

 

Abstract: the article studies the external factors influencing the pricing process at the Kama Tyres tire business enterprise, and also examines the impact of current problems on production and economic activity. Thanks to the SWOT analysis, we have formed practical recommendations.

 

Keywords: pricing, external factors, competition.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Медведева Л.И. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ШИННОГО БИЗНЕСА KAMA TYRES // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 34 - 49. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7074 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7074



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.