'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  65 просмотров

Митрофанов П.О.

  


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛИДЕР ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в 2022 году прошло 5 лет с начала действия программы Минсельхоза России «квоты под киль», предусматривающей выделение квот на добычу водных биоресурсов для рыбодобывающих организаций, осуществляющих строительство современных рыбопромысловых судов на российских верфях. По указанной программе строится 105 рыбодобывающих судов, при этом 24 из них предприятиями Санкт-Петербурга. В статье пойдёт речь о роли Санкт-Петербурга в реализации вышеуказанной программы, о возникающих вызовах, их преодолении и планах на будущее   

Ключевые слова:
рыболовство, рыболовные суда, инвестиционные квоты   


УДК 33

Митрофанов П.О.
студент 3 курса магистратуры
Балтийский государственный технический университет

«ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова
(Санкт-Петербург, Россия)

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛИДЕР ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА В РОССИИ

 

Аннотация: в 2022 году прошло 5 лет с начала действия программы Минсельхоза России «квоты под киль», предусматривающей выделение квот на добычу водных биоресурсов для рыбодобывающих организаций, осуществляющих строительство современных рыбопромысловых судов на российских верфях. По указанной программе строится 105 рыбодобывающих судов, при этом 24 из них предприятиями Санкт-Петербурга. В статье пойдёт речь о роли Санкт-Петербурга в реализации вышеуказанной программы, о возникающих вызовах, их преодолении и планах на будущее. 

 

Ключевые слова: рыболовство, рыболовные суда, инвестиционные квоты.

 

В 2022 году ровно 5 лет как начала действовать программа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации России «квоты под киль», предусматривающая выделение квот на добычу водных биоресурсов для рыбодобывающих организаций, осуществляющих строительство современных рыбопромысловых судов на российских верфях. По указанной программе в России сейчас строится порядка 80 рыбодобывающих судов, при этом 24 из них – предприятиями Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург исторически славится строительством кораблей для военно-морского флота нашей страны. Сегодня в городе действует более 40 крупных и средних судостроительных предприятий, а также проектные организации, приборостроительные и машиностроительные предприятия, производящие судовое оборудование. С началом развития программы «квоты под киль» петербургские верфи принимают активное участие в строительстве рыбодобывающих судов. Только в 2021 году было заложено 4 траулера и ещё 4 было спущено на воду.

Основными исполнителями заказов выступают предприятия ПАО «Северная верфь» и АО «Адмиралтейские верфи».

ПАО «Судостроительный завод «Северная верфь» заключены контракты на строительство 14 рыбопромысловых судов для российских компаний: это четыре ярусолова-процессора проекта МТ 1112 XL, десять
траулеров-процессоров проекта 170701. Общая стоимость контрактов, заключённых с группой компаний «Норебо» с «Северной верфью», составит 38,4 млрд рублей. Также, в 2020 году всё то же «Норебо» заключило контракт с «Северной вервью» на строительство четырёх ярусоловов проекта 200101, закладка первого судна должна состояться в 2022 году.

В настоящее время находятся на различных стадиях строительства в четыре ярусолова-процессора проекта МТ 1112 XL. Головной ярусолов-процессор Гандвик-1 проходит ходовые испытания и готовится к передаче заказчику. Его автономность плавания составляет 45 суток, общая производительность – 30 тонн водных биологических ресурсов в сутки.

Все 10 траулеров-процессоров проекта 170701 заложены и находятся в постройке. Головное судно «Капитан Соколов» проходит ходовые испытания и готовится к передаче заказчику - ГК «Норебо». Траулеры проекта 170701 предназначены для лова трески, пикши, минтая и сельди. На установленной рыбоперерабатывающей фабрике в условиях открытого моря возможно производить охлаждённое филе, фарш, икру, печень и рыбную муку без этапа заморозки. У данного морозильного траулера общая производительность составляет 150 тонн водных биоресурсов в сутки, ещё 100 тонн по замораживанию.

Старейшая судостроительное предприятие России АО «Адмиралтейские верфи» в настоящее время осуществляет строительство траулеров проекта СТ-192 для ООО «Русская рыбопромышленная компания». Из десяти морозильных рыболовных траулеров проекта заложено шесть, все они находятся в постройке. Из них четыре корабля спущены на воду. Суда серии закладывают парами, срок между закладками составляет три месяца, верфь строит по два корабля в год.

Предназначением этих больших морозильных рыболовных траулеров является пелагический промысел минтая и сельди в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне, то есть в Беринговом и Охотском морях. Проект предусматривает оборудование для переработки и заморозки рыбы, а также её хранения и транспортировки в порт, получение рыбьего жира, икры, минтая, фарша и рыбной муки. Мощности рыбоперерабатывающей и мукомольной фабрик могут заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно.

Траулер оснащён современным промысловым оборудованием и средствами механизации орудий лова. Поиск водных биоресурсов и контроль операций осуществляется с помощью современных мощных гидроакустических и телевизионных рыбопоисковых приборов. Также судно оснащено инновационной электроэнергетической установкой с «плавающей» частотой электросети, благодаря которой при непосредственном тралении вал сможет работать на сниженных оборотах главного двигателя, что обеспечивает значительную экономию топлива.

Программа «Квоты под киль» была запущена в 2017 году. Она сразу же охватила ведущие судостроительные предприятия страны. Первопроходцами строительства нового рыболовецкого флота стали северо-западные заводы – петербургские «Северная верфь» и «Адмиралтейские верфи», калининградский «Янтарь», а также «Выборгский судостроительный завод» и «Пелла» из Ленинградской области. Именно на этих предприятиях рыбопромысловые компании разместили первые заказы.

Строительство современных рыбопромысловых судов в России связано с рядом сложностей. У петербургских судостроителей до этого момента отсутствовал опыт создания подобных судов. Проекты кораблей созданы проектными организациями Норвегии и Исландии, при этом их пришлось существенно адаптировать под требования Росрыболовства и Российского морского регистра. Свои корректировки в скорость строительства судов внесла и пандемия COVID-19. По-прежнему остается высоким спрос рыболовецких компаний на готовые иностранные решения, даже не смотря на квоты.

Тем не менее, участие верфей и судостроительных организаций в программе «квоты под киль» позволило им диверсифицировать производство и освоить выпуск новых высокотехнологичных и сложных судов, насыщенных специфичным оборудованием. А ведь предприятия еще не занялись средне- и малотоннажным рыбопромысловым судостроением. Так что сегмент рыболовецкого судостроения с каждым днем становится только перспективнее и интереснее.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Александров М.В., Лисицкий В.В. Проблемы и перспективы развития промыслового судостроенияв России // Судостроение. 2019. № 4(845).
  2. Алексеева О.Э., Бабчук Е.В., Крулёв А.А. Анализ выполнения государственной инвестиционной программы и перспективы строительства судов рыбопромыслового флота на отечественных судостроительных предприятиях // Труды Крыловского государственного научного центра. Т. 1. 2020. № 391.
  3. Ломовцева А.В., Куликова Т.В. Развитие рыбохозяйственного комплекса в условиях импортозамещения // Научно-практические вопросы регулирования рыболовства: Материалы национальной научно-технической конференции. - Владивосток, 2019.
  4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 314 утверждена Государственная программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса»
  5. Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Митрофанов П.О. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ: ЛИДЕР ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА В РОССИИ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 50 - 54. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7075 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7075



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.