'
Халилова Р.Р.
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ *
Аннотация:
в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у орга¬низации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого пред¬приятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на резуль¬таты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ»
Ключевые слова:
мотивация, управление персоналом, стимулирование персонала, нематериальные методы мотивации персонала
УДК 33
Халилова Р.Р.
студент магистерской программы
Башкирская государственная академия государственной службы
и управления при Главе Республики Башкортостан
(г. Уфа, Россия)
НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА
НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ
Аннотация: в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у организации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого предприятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на результаты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ».
Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, стимулирование персонала, нематериальные методы мотивации персонала.
В современных экономических условиях высококвалифицированный и интеллектуальный труд работников банковской системы требует развития системы мотивации. Мотивация определяет поведение персонала в трудовом процессе. Жесткая конкуренция в банковской сфере обуславливает необходимость роста производительности труда, развития новых технологий в целях повышения качества предоставляемых коммерческими банками услуг.
Система мотивации в банковской сфере - это множественная совокупность мероприятий, направленных на стимулирование работников банка к высокоэффективному труду. Посредством реализации соответствующих механизмов система мотивации позволяет оказывать влияние на эффективность труда отдельных работников и банка в целом. Она предполагает необходимость выявления потребностей сотрудников и формирования соответствующей системы стимулов, позволяющих их удовлетворить.
С мотивацией персонала банка связаны трудовые факторы:
- загруженность сотрудников в течение дня;
- ответственность за ведение операций;
- аттестация сотрудников банка;
- монотонная работа за компьютером;
- ненормированный рабочий день;
- высокий уровень стресса [3, с. 326].
Система мотивации труда в банковской сфере должна разрабатываться с учетом этих факторов.
Основу мотивации любого работника составляют потребности - внутренние, глубинные источники личностного развития и деятельности человека. Различия в характеристиках поведения различных людей в одинаковых ситуациях является параметром, сигнализирующим о различиях в их мотивации. Вместе с тем, степень «одинаковости» действий одного человека в различных ситуациях показывает силу его внутренней мотивированности, активизирующую его деятельность до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.
На сегодняшний день ситуация в мире, сопровождающаяся политическими и экономическими проблемами и ограничениями, не позволяет компаниям тратить весомые суммы денежных средств на материальную мотивацию персонала банков. С связи с чем повышается роль методов нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников с учетом ориентиров и предпочтений персонала банка.
Нематериальные методы трудовой мотивации основаны на признании сотрудников. Подобное признание может быть публичным или личным. В первом случае речь идет об информировании общественности о достижениях сотрудника, а во втором - об информировании вышестоящего руководства об успехах и достижениях работника.
Таким образом, для обеспечения максимальной стабильности кадров дополнительных офисов и отделений банков необходимо сбалансированное использование различных видов и методов нематериальной мотивации и стимулирования, изображенных на рисунке 1.
Рисунок 1. Виды и методы нематериальной мотивации
и стимулирования персонала [4, с. 20]
При выборе работодателя при условии более-менее равного материального вознаграждения сотрудник обращает свое внимание на наличие возможностей карьерного роста, совершенствование своих профессиональных и личностных навыков, отношения с руководством и его стиль поведения [5, с.1383]. Рабочий день сотрудника отделения банка составляет 9 часов без возможности реализации гибридного графика ввиду специфики деятельности, в связи с чем персонал при выборе будущего места работы оценивает условия труда, сплоченность рабочего коллектива, отношения с руководством и его стиль поведения, подходы к управлению.
Использование сбалансированной и адаптированной системы мотивации и стимулирования персонала позволит в значительной степени сократить текучесть персонала массовых должностей банка (менеджеры, операционисты, кассиры) и удержать квалифицированных сотрудников в компании, что в свою очередь повлияет на рост эффективности деятельности, повышении лояльности, вовлеченности и установлении благоприятного климата в коллективе.
АО Банк «ДОМ.РФ» проводит достаточно активную кадровую политику, направленную на строительство такой системы управления персоналом, которая способствовала бы достижению задач, направленных на рост эффективности бизнеса [2, с.19].
В АО Банк «ДОМ.РФ» развита система нематериальной мотивации и стимулирования. Система нематериальной мотивации включает в себя различные программы немонетарной мотивации:
- программа «Мастерская продаж» (обучение организовано на учебных площадках региональных банков);
- программа «Ораторское искусство».
Наряду с рассмотренными выше в АО Банк «ДОМ.РФ» по итогам месяца / квартала для лучших сотрудников существуют следующие виды поощрения: публикация интервью в газете или в новостях на корпоративном портале; предоставление приоритетного права выбирать время в графике ежегодных отпусков; торжественное поздравление руководством в рамках празднования Дня работника АО Банк «ДОМ.РФ» своих сотрудников и т.д.
Социальный пакет АО Банк «ДОМ.РФ» состоит из: программы дополнительного медицинского страхования, программы страхования от несчастных случаев и болезней, программы обеспечения жильем (включая возмещение арендной платы). Для детей сотрудников в возрасте до 14 лет выдаются новогодние подарки. Кроме того, сотрудники АО Банк «ДОМ.РФ» могут компенсировать траты на изучение иностранного языка и занятия спортом до 70% от стоимости.
Таким образом, функционирующая в АО Банк «ДОМ.РФ» система нематериальной мотивации и стимулирования является достаточно проработанной, она несколько лет апробирована на практике и за это время доказала свою эффективность.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4
Ссылка для цитирования:
Халилова Р.Р. НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 98 - 104. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7084 (дата обращения: 18.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*