'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  65 просмотров

Халилова Р.Р.

  


НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ *

  


Аннотация:
в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у орга¬низации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого пред¬приятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на резуль¬таты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ»   

Ключевые слова:
мотивация, управление персоналом, стимулирование персонала, нематериальные методы мотивации персонала   


УДК 33

Халилова Р.Р.

студент магистерской программы

Башкирская государственная академия государственной службы

и управления при Главе Республики Башкортостан

(г. Уфа, Россия)

 

НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ

 

Аннотация: в условиях нестабильности экономической ситуации в стране, становится особенно важным наиболее эффективное использование всех имеющихся у орга­низации ресурсов. Персонал является одним из важнейших ресурсов любого пред­приятия, и качество его работы оказывает непосредственное влияние на резуль­таты деятельности предприятия. В статье исследуются особенности системы нематериальной мотивации персонала банковской сферы на примере АО Банк «ДОМ.РФ».

 

Ключевые слова: мотивация, управление персоналом, стимулирование пер­сонала, нематериальные методы мотивации персонала.

 

В современных экономических условиях высококвалифицированный и интеллектуальный труд работников банковской системы требует развития системы мотивации. Мотивация определяет поведение персонала в трудовом процессе. Жесткая конкуренция в банковской сфере обуславливает необходимость роста производительности труда, развития новых технологий в целях повышения качества предоставляемых коммерческими банками услуг.

Система мотивации в банковской сфере - это множественная совокупность мероприятий, направленных на стимулирование работников банка к высокоэффективному труду. Посредством реализации соответствующих механизмов система мотивации позволяет оказывать влияние на эффективность труда отдельных работников и банка в целом. Она предполагает необходимость выявления потребностей сотрудников и формирования соответствующей системы стимулов, позволяющих их удовлетворить.

С мотивацией персонала банка связаны трудовые факторы:

- загруженность сотрудников в течение дня;

- ответственность за ведение операций;

- аттестация сотрудников банка;

- монотонная работа за компьютером;

- ненормированный рабочий день;

- высокий уровень стресса [3, с. 326].

Система мотивации труда в банковской сфере должна разрабатываться с учетом этих факторов.

Основу мотивации любого работника составляют потребности - внутренние, глубинные источники личностного развития и деятельности человека. Различия в характеристиках поведения различных людей в одинаковых ситуациях является параметром, сигнализирующим о различиях в их мотивации. Вместе с тем, степень «одинаковости» действий одного человека в различных ситуациях показывает силу его внутренней мотивированности, активизирующую его деятельность до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

На сегодняшний день ситуация в мире, сопровождающаяся политическими и экономическими проблемами и ограничениями, не позволяет компаниям тратить весомые суммы денежных средств на материальную мотивацию персонала банков. С связи с чем повышается роль методов нематериальной мотивации и стимулирования сотрудников с учетом ориентиров и предпочтений персонала банка.

Нематериальные методы трудовой мотивации основаны на признании сотрудников. Подобное признание может быть публичным или личным. В первом случае речь идет об информировании общественности о достижениях сотрудника, а во втором - об информировании вышестоящего руководства об успехах и достижениях работника.

Таким образом, для обеспечения максимальной стабильности кадров дополнительных офисов и отделений банков необходимо сбалансированное использование различных видов и методов нематериальной мотивации и стимулирования, изображенных на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды и методы нематериальной мотивации

и стимулирования персонала [4, с. 20]

 

При выборе работодателя при условии более-менее равного материального вознаграждения сотрудник обращает свое внимание на наличие возможностей карьерного роста, совершенствование своих профессиональных и личностных навыков, отношения с руководством и его стиль поведения [5, с.1383]. Рабочий день сотрудника отделения банка составляет 9 часов без возможности реализации гибридного графика ввиду специфики деятельности, в связи с чем персонал при выборе будущего места работы оценивает условия труда, сплоченность рабочего коллектива, отношения с руководством и его стиль поведения, подходы к управлению.

Использование сбалансированной и адаптированной системы мотивации и стимулирования персонала позволит в значительной степени сократить текучесть персонала массовых должностей банка (менеджеры, операционисты, кассиры) и удержать квалифицированных сотрудников в компании, что в свою очередь повлияет на рост эффективности деятельности, повышении лояльности, вовлеченности и установлении благоприятного климата в коллективе.

АО Банк «ДОМ.РФ» проводит достаточно активную кадровую политику, направленную на строительство такой системы управления персоналом, ко­торая способствовала бы достижению задач, направленных на рост эффек­тивности бизнеса [2, с.19].

В АО Банк «ДОМ.РФ» развита система нематериальной мотивации и стимулирования. Система нематериальной мотивации включает в себя раз­личные программы немонетарной мотивации:

  1. Корпоративные награды. За достигнутые результаты сотрудники награждаются благодарно­стью, медалями, знаками отличия. На уровне центрального офиса наиболее эффективные сотрудники могут быть награждены медалью «За заслуги» и медалью «За верное служение», почетной грамотой АО Банк «ДОМ.РФ», бла­годарственным письмом.
  2. Корпоративные конкурсы. В структурных подразделениях АО Банк «ДОМ.РФ» конкурсы прово­дятся по различным номинациям, победители определяются по результатам недели, месяца. Среди конкурсов профессиональных навыков можно выделить следующие: за качество обслуживания, за лучшие показатели про­даж, за успехи, данные с большим трудом, за помощь коллегам, за количе­ство предложенных инициатив.
  3. Ротация рабочих мест. В банке существуют наставники для обеспечения преемственности знаний между поколениями работников. Так наиболее опытные сотрудники центрального аппарата передают свои знания сотрудникам региональных отделений банка. Наставники назначаются из числа наиболее опытных и квалифици­рованных работников и оформляются приказом руководителя подразделе­ния. Наставник должен отвечать ряду требований: он должен иметь значи­тельный опыт, высокую квалификацию, следовать корпоративной культуре, уметь работать и контактировать с людьми [1, с.132] Для поощрения наставников могут применяться материальные и нематериальные меры мотивации.
  4. Повышение квалификации сотрудников АО Банк «ДОМ.РФ». АО Банк «ДОМ.РФ» разработало программы для повышения квалифика­ции различных категорий сотрудников. В повышении квалификации менеджеров акцент делается на развитии управленческих компетенций и лидерских качеств. Для повышения квалификации специалистов разработаны следующие обучающие программы:

- программа «Мастерская продаж» (обучение организовано на учеб­ных площадках региональных банков);

- программа «Ораторское искусство».

  1. Планирование карьеры сотрудников. В АО Банк «ДОМ.РФ» проводится системная работа по оценке деятельно­сти сотрудников, оценке потенциала, организована система отбора и обучения кадрового резерва, разрабатываются индивидуальные планы развития.
  2. Стажировка новых сотрудников и обучение смежной специальности. В АО Банк «ДОМ.РФ» широко распространено централизованное обучение сотрудников - ставка делается на рост профессионализма и компетенций.
  3. Поощрение сотрудников за их активное участие в принятии реше­ний, связанных с деятельностью АО Банк «ДОМ.РФ».
  4. Другие способы нематериального поощрения сотрудников АО Банк «ДОМ.РФ».

Наряду с рассмотренными выше в АО Банк «ДОМ.РФ» по итогам месяца / квартала для лучших сотрудников существуют следующие виды поощре­ния: публикация интервью в газете или в новостях на корпоративном пор­тале; предоставление приоритетного права выбирать время в графике еже­годных отпусков; торжественное поздравление руководством в рамках празднования Дня работника АО Банк «ДОМ.РФ» своих сотрудников и т.д.

Социальный пакет АО Банк «ДОМ.РФ» состоит из: программы дополни­тельного медицинского страхования, программы страхования от несчаст­ных случаев и болезней, программы обеспечения жильем (включая возме­щение арендной платы). Для детей сотрудников в возрасте до 14 лет выда­ются новогодние подарки. Кроме того, сотрудники АО Банк «ДОМ.РФ» могут компенсировать траты на изучение иностранного языка и занятия спортом до 70% от стоимости.

Таким образом, функционирующая в АО Банк «ДОМ.РФ» система нематериальной мотивации и стиму­лирования является достаточно проработанной, она несколько лет апроби­рована на практике и за это время доказала свою эффективность.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Воронина Е.В., Курамшина А.В., Назарова А.Ф. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала в коммерческом банке: вопросы организации и совершенствования // Высокие технологии, наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей V Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2020. - С. 132-137.
  2. Комаров Е.И. Измерение мотивации и стимулирования персонала предприятия // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. - 2021. - № 6. - С. 19-21.
  3. Макуев Д.Г. Мотивация как эффективный инструмент управления банковским персоналом // Молодой ученый. - 2019. - №12. - С. 326-328.
  4. Рожкова Л.К. Методы нематериального стимулирования персонала / Л.К. Рожкова // Вестник науки. - 2019. - Т. 2. - № 9. - С. 17-21.
  5. Чобану Е.С. Нематериальная сторона мотивации сотрудников в организации // Молодой ученый. - 2020. - №10. - С. 1383-1385.
  6. Официальный сайт АО «Банк ДОМ.РФ» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.domrfru
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Халилова Р.Р. НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ БАНКОВСКОЙ СТРУКТУРЫ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 98 - 104. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7084 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7084



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.