'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  53 просмотров

Козя И.Я.

  


СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД *

  


Аннотация:
в данной статье анализируется система здравоохранения Российской Федерации, представляющая собой сложную социально-экономическую сферу, которая призвана содействовать реализации важнейшего социального принципа сохранения и улучшения здоровья граждан, оказания высококвалифицированной медицинской помощи, и нормативно-правовой подход к ней   

Ключевые слова:
система здравоохранения, государственное регулирование, нормативно-правовой подход, медицинская помощь   


УДК 614.2

Козя И.Я.

студент магистратуры кафедры экономики,

организации и управления производством

Балтийский государственный технический университет «Военмех»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ:

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

 

Аннотация: в данной статье анализируется система здравоохранения Российской Федерации, представляющая собой сложную социально-экономическую сферу, которая призвана содействовать реализации важнейшего социального принципа сохранения и улучшения здоровья граждан, оказания высококвалифицированной медицинской помощи, и нормативно-правовой подход к ней.

 

Ключевые слова: система здравоохранения, государственное регулирование, нормативно-правовой подход, медицинская помощь.

 

В Российской Федерации сформирована единая система управления, представляющая собой совокупность федеральных органов управления здравоохранением, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, а также представителей частной медицинской практики и частной фармацевтической деятельности, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья граждан.

Лечение и медицина в Российской Федерации не отличается высоким рейтингом доверия у своих граждан. Жители страны, по информации из Росстата, не часто обращаются в медицинские организации за оказанием медицинской помощи. 10% граждан обращаются за медицинской помощью каждый месяц. 30% граждан – один раз в полгода. 25% населения – раз в год, и 25% - один раз в несколько лет. Оставшиеся 10% - те, кто предпочитают самолечение и вообще не обращаются в медицинские организации [1].

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений [2].

Так же, существует несколько Федеральных законов, закрепляющих систему государственного регулирования в вопросах здравоохранения. Один из них – это Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ, который дополняет невозможность отказа в оказании медицинской помощи, а также доступность ее во всех регионах России [3].

Следующий закон это – Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, который определяет все виды медицинской помощи, все варианты ее оказания за счет средств из бюджета государства, порядок расходования средств, которые направлены на обязательно медицинское страхование [4].

В названных выше документах рассмотрены права граждан, касающиеся здравоохранения и оказания медицинских услуг.

Право граждан на медицинскую и социальную помощь. В случае болезни, инвалидности и в других случаях граждане имеют право на медицинскую и социальную помощь, которая включает профилактику, медицину, диагностику, реабилитацию, протезирование и ортопедические и зубные протезы.

Уполномоченный по правам человека – Т. Москалькова, в своем докладе за 2019 г. пишет: «Опросы подтверждают, что не удовлетворены ситуацией в российском здравоохранении 53% граждан, 35% считают ее удовлетворительной, хорошей - всего 7%. Особенно часто плохую оценку системе здравоохранения давали лица старшего возраста (60% среди лиц 45 - 60 лет, 59% среди лиц старше 60 лет), а также граждане с низким уровнем дохода (65%). Большое беспокойство граждан вызывают высокие цены на лекарства (66%), нехватка врачей (59%), длительные сроки ожидания медицинской помощи (39%), плохая организация приема пациентов в поликлиниках и больницах (33%)» [5].

Так же, по данным опроса населения, который ежегодно проводится Фондом «Общественное мнение», как и в прошлые годы, подавляющее большинство (около 80%) самым значимым правом выбирают право на бесплатную медицинскую помощь [6].

В 2017 г. этот показатель составил 81%, в 2018 г. - 78%. Чаще всего право на бесплатную медицинскую помощь называли участники опроса, проживающие в Южном, Сибирском, Приволжском федеральных округах (по 82%) [6].

В 2019 г. реакцией на недовольство граждан стало утверждение Президентом Российской Федерации Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года , которая предусматривает комплекс мер по повышению качества и доступности медицинской помощи, включая развитие инфраструктуры медицинских организаций, оснащение их современным оборудованием, совершенствование кадрового обеспечения [7].

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования, федеральных и региональных программ, а также нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография». В частности, предусмотрены:

- создание системы экстренного реагирования, которая с помощью индивидуальных электронных устройств обеспечит оперативное получение информации об изменении показателей здоровья пациентов из групп риска;

- создание специализированных мультидисциплинарных бригад по организации и оказанию паллиативной помощи;

- расширение перечня профилактических прививок, включенных в национальный календарь, в т. ч. за счет вакцинации против ветряной оспы и ротавирусной инфекции [7].

Так же, к решению о проблеме низкого доверия граждан к медицине и не заинтересованности врачей, произошло принятие ряда законов и постановлений, которые стимулируют к работе врачей и медицинских работников.

Согласно постановлению правительства №1940 от 30.12.2019 медработники, обнаружившие у пациентов онкологические заболевания, получат премии. За каждый выявленный случай будет выделено 1000 рублей[8].

Важным шагом стало введение налогового вычета на любые лекарства, приобретенные по назначению врача, что сказано в ст. 219 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 17.06.2019 N 147-ФЗ[9].

Нормативно-правовое регулирование сферы охраны здоровья граждан позволяет поэтапно совершенствовать формы и методы управления. Учитывая существование единого экономико-правового и социально-культурного пространства в сфере охраны здоровья населения, можно говорить о национальной системе здравоохранения Российской Федерации, которая требует постоянного контроля и развития. [10].

Совершенствование конституционно-правового регулирования системы здравоохранения должно осуществляться на основе развития законодательной базы в сфере охраны здоровья, которая должна базироваться на закреплении норм, гарантирующих обеспечение, охрану, оказание качественной медицинской помощи. Для этого необходимо применять следующие направления:

– развитие единых стандартов качества медицинской помощи во всех регионах страны;

 – распределение функций по оплате медицинских услуг между субъектами здравоохранения – государством, работодателями, гражданами;

– определение объемов медицинской помощи и ее ресурсного обеспечения;

– совершенствование системы обязательного медицинского страхования и добровольного медицинского страхования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/13218 (дата обращения 28.03.21)
  2. Конституция Российской Федерации 1993 г. М., 2019.
  3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ, «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2019.
  4. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ, «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2019.
  5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2019 год // Российская газета - Федеральный выпуск №80, 2019.
  6. https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14208 (дата обращения 29.03.21)
  7. Указ Президента РФ от 6 июня 2019 г. N 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 2019.
  8. https://realnoevremya.ru/articles/162973-novye-zakony-o-zdravoohranenii-2020 (дата обращения 29.03.21)
  9. Федеральный закон от 17.06.2019 N 147-ФЗ, «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2019.
  10. Минаев А.В. Государственная безопасность и стратегическое планирование в Российской Федерации // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. – 2014. – №1 (20). – С. 155-163.
  11. Григорьев И.Ю. Медицинское право. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 258 с.

 

Kozya I.Ya.

Baltic State Technical University "Voenmeh"

(St. Petersburg, Russia)

 

SYSTEM OF STATE REGULATION IN FIELD

OF HEALTHCARE: REGULATORY APPROACH

 

Abstract: this article analyzes the healthcare system of the Russian Federation, which is a complex socio-economic sphere, which is designed to promote the implementation of the most important social principle of preserving and improving the health of citizens, providing highly qualified medical care, and a regulatory approach to it.

 

Keywords: healthcare system, state regulation, regulatory approach, medical care.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Козя И.Я. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 113 - 118. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7087 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7087



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.