'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 20

Просмотры  213 просмотров

Марченко А.Р.

  


РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
развитие муниципального управления в современных условиях связано как с объемами имеющихся ресурсов, так и со способностями управленческих кадров данной территории, которые могут организовать эффективность использования этих ресурсов. Так, муниципальные органы должны участвовать в создании современной стратегии развития сферы образования, обеспечивая корректировку данной стратегии на основе использования, в том числе, ситуационного подхода   

Ключевые слова:
муниципальное управление, образование, система управления сферой образования   


УДК 35

Марченко А.Р.

студентка специальность 38.04.04

Государственное и муниципальное управление (магистратура)

Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: развитие муниципального управления в современных условиях связано как с объемами имеющихся ресурсов, так и со способностями управленческих кадров данной территории, которые могут организовать эффективность использования этих ресурсов. Так, муниципальные органы должны участвовать в создании современной стратегии развития сферы образования, обеспечивая корректировку данной стратегии на основе использования, в том числе, ситуационного подхода.

 

Ключевые слова: муниципальное управление, образование, система управления сферой образования.

 

Актуальное решение вопросов, связанных с совершенствованием системы образования на разных уровнях, объясняется тем, что образование решает основную задачу государства, а именно: воспроизводство человеческого капитала и интеллектуальных ресурсов, в связи с этим оно должно быть не только доступным, но и максимально качественным, содержать в себе все признаки конкурентоспособности. Все это говорит о необходимости разработки теоретически обоснованных механизмов управления, которые направлены на повышение его эффективности в вопросах обеспечения развития образования. Также стоит отметить тот факт, что главное ядро управления системой образования сместилось на региональный уровень.

В свою очередь, региональное руководство делегировало ряд полномочий на муниципальный уровень управления, поскольку именно здесь возможно наиболее успешное обеспечение комплексности мер по модернизации образования за счет максимальной консолидации муниципальных ресурсов, привлечение межмуниципальных ресурсов, повышение отдачи от вложения финансовых средств в развитие образования.

Под муниципальным управлением системой образования понимают набор мероприятий в области формирования общеобразовательных программ, утверждения государственных нормативов и стандартов в образовательной среде, поддержания жизнедеятельности общеобразовательных учреждений в соответствие с организационно-правовыми формами.

Основные направления совершенствования муниципального управления системой образования представлены на рисунке. Совершенствование муниципального управления в сфере образования состоит из комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности в сфере нормативно-правового регулирования. [1, c.22]

На данном этапе это регулирование осуществляется в основном на федеральном уровне, а нормативно-правовые акты регионов РФ и муниципальных образований только дублируют нормы ведущих законов в сфере образования: ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закон РФ «Об образовании». Также дублируются и формы регулирования целевых программ.

Рис 1. Направления совершенствования

муниципального управления системой образования.

 

Остановимся подробнее на некоторых направлениях. Так, изменения учебно-методического обеспечения предполагают совершенствование содержания всего образовательного процесса.

Современное управление на муниципальном уровне меняется с учетом влияния переходного периода в сторону цифровой экономики, поэтому и учебно-методическая составляющая системы образования должна совершенствоваться с учетом требований территориального развития. Такая важная составляющая, как кадры, безусловно, является базисом во всей системе образования. Без нее невозможно построить образовательный процесс, который, в свою очередь, направлен на воспроизводство все новых кадров для муниципалитетов, региона, страны. [3, c.107]

Поэтому совершенствовать условия подготовки кадров – это особое направление совершенствования муниципального управления системой образования, оно должно быть сопряжено с постоянной подготовкой и повышением квалификации кадров. Если не хватает квалифицированных специалистов в рассматриваемой сфере, отсутствует финансирование на специальное оборудование, дидактические материалы и прочие материально-технические новшества, то качество образования снижается.

Что касается информационно-научного обеспечения, то здесь также сильно влияние цифровизации. Сегодня любое муниципальное образование РФ находится в условиях деятельности информационного общества. Информатизация охватывает практически любую сферу деятельности. Создание новых сервисов и систем, в том числе и для системы образования, требует научных исследований, опытов, поэтому направление и было выделено как информационно-научное. Без таких инструментов и их совершенствования невозможно улучшение системы образования как на муниципальном уровне, так и на уровне федерации.

На муниципальном уровне возникает ряд проблем, связанных с получением места в образовательном учреждении, их нехваткой, неравными возможностями обучающихся и т.д.

Совершенствование системы муниципального управления сферой образования направлено на улучшение качества и доступности образования. Нововведением по оптимизации информационной открытости является инструмент «электронной очереди», который успешно используется на муниципальном уровне. Для эффективной работы данного «продукта» необходимо сделать информацию открытой, повышать ее актуальность и доступность, а также следить за своевременностью ее предоставления. Благодаря данным мероприятиям будет решен ряд проблем, связанных с коррупцией и бюрократическим барьером. [5, c.44]

Повышение качества образования планируется за счет внедрения новых методик, повышения квалификаций педагогов, разработки новых учебных программ дополнительного образования.

К финансовым мероприятиям относится формирование бюджета на муниципальном уровне в сфере образования. Финансовые проблемы – это основная группа препятствий для любой области деятельности. Для системы образования она сопряжена с рядом серьезных последствий, а именно с критическим состоянием общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного образования, нехваткой мест и квалифицированных кадров, отсутствием развитого информационно-технологического обеспечения, а также доступностью самого образования. Систематизировать финансово-экономическую составляющую развития системы образования на муниципальном уровне означает внести предложения по формированию бюджета. Так, сегодня финансируется данная сфера не только из федерального, но и из муниципального бюджета.

Для более результативного распределения бюджетных средств необходимо, чтобы финансирование было закреплено за местным бюджетом. При анализе основных механизмов улучшения качества работы муниципальных органов в сфере образования необходимо учитывать все виды проблем, так как они тесно связаны друг с другом. В заключение необходимо подчеркнуть, что одними из важных направлений в области совершенствования системы муниципального управления сферой образования являются создание и применение новых технологий.

Современная реформа образования делает упор на внедрение новых действенных технологий управления. Эффективность управления образованием на уровне муниципалитетов постоянно повышается за счет появления современных методик. Органы власти стараются улучшать качество образования и делать его еще доступнее. Основными направлениями в совершенствовании системы управления образованием являются ее реструктуризация, реформирование процесса управления, а также повышение уровня информационной культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антоненко Н.А., Наташкина Е.А., Седых Ю.Н. Дистанционное обучение и процесс определения компьютерной грамотности сотрудников государственных учреждений // Информационные технологии и автоматизация управления: материалы X Всерос. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов, работников образования и промышленности / отв. ред. А.В. Никонов, Омск: Изд-во ОмГТУ, 2019. C. 21–28.
  2. Грязнова Е.В., Вересова Е.А., Михеева В.В. Проблемы информатизации управления образованием // Социодинамика. 2015. № 11. С. 144–157.
  3. Ероян А.Е. Особенности системы управления сферой образования на региональном уровне и пути ее совершенствования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 5. Экономика. 2016. № 1(175). C. 107–115.
  4. Курский В.А., Ермолаев Д.В., Наташкина Е.А. Роль государственного и муниципального управления в формировании и управлении промышленными кластерами с учетом инновационности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 2-1. C. 207–212.
  5. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Проспект, 2017. 672 с.

 

Marchenko A.R.

student

Baltic State Technical University «VOENMEH» named after D.F. Ustinov

(Saint Petersburg, Russia)

 

DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION SYSTEM

 

Abstract: the development of municipal management in modern conditions is connected both with the volume of available resources and with the abilities of the administrative personnel of this territory, who can organize the efficiency of the use of these resources. Thus, municipal authorities should participate in the creation of a modern strategy for the development of the education sector, ensuring the adjustment of this strategy based on the use of, among other things, a situational approach.

 

Keywords: municipal administration, education, education management system.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Марченко А.Р. РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 119 - 124. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7088 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7088



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.