'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  90 просмотров

Буздалова С.А.

  


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками   

Ключевые слова:
социальная работы, ментальное здоровье, работа с детьми   


УДК 37

Буздалова С.А.
студент
Российский государственный социальный университет
(г. Москва, Россия)

 

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ

ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ

 

Аннотация: в статье рассматривается социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками.

 

Ключевые слова: социальная работы, ментальное здоровье, работа с детьми.

 

Значение реабилитационно-воспитательной работы особенно возрастает в периоды кризисов общественной жизни, которые приводят к значительному ухудшению состояния детей и подростков. Несомненно, Россия на данном этапе переживает один из таких кризисов, на фоне которых возрастает количество дезадаптированных детей и подростков. Для поиска наиболее эффективных мер социальной работы с такими детьми, необходимо в целом понимать, что из себя представляет дезадаптированный несовершеннолетний. Это и определяет актуальность данной статьи.

Дезадаптированность детей и, особенно, подростков, тесно связаны с их психофизиологическими особенностями. Так, именно в рамках этих периодов происходят наиболее значимые изменения в жизни человека. Особенно серьезно на ребенка влияют изменения в окружающем мире: в постоянно меняющейся социальной ситуации, особенностям социального статуса, и пр. Все это, а также физиологические изменения, например, гормональные всплески, оказывают значительное влияние на психоэмоциональную устойчивость ребенка. Именно она влияет на восприятие информации и часто приводит к деформации адаптационного процесса в обществе.

Коррекционную работу с подобными тенденциями проводят в рамках различных наук – это педагогическая сфера, и психологическая, и, конечно, социальная сфера. Социальная профилактика одна из наиболее эффективных технологий для исключения адаптационных проблем; с помощью этой технологии возможно устранение социальных проблем личности.

Исследования показывают, что одним из наиболее важных методов социальной профилактики дезадаптации является социальная работа с группой. Именно опыт, получаемый в группе, позволяет детям и подросткам проанализировать свое поведение, получить обратную связь не только от взрослого – социально работника, но и от ровесников; это позволяет оценить себя и свои действия со стороны, учит адаптироваться к различным особенностям окружающего мира.

Однако организация социальной работы – это непростой процесс, тесно связанный со многими другими процессами общества. Учитывая как прогрессирующий технологический прогресс, вносящий свои коррективы в жизнь каждого человека, так и бурные изменения происходящие в нашем государстве, отметим, что важнейшей целью социальной работы является решение социокультурной проблемы: снижение отрицательной направленности личности и формирование положительной её части.

Первичные признаки дезадаптации у детей и подростков включают в себя школьную неуспеваемость, сложные взаимоотношения с одноклассниками, различные эмоциональные расстройства, самоповреждающее поведение [1]. Однако более яркими маркерами являются поведенческие отклонения, например, агрессивное поведение, курение, хулиганство, прогулы и пр. Тяжелая дезадаптация несовершеннолетних проявляется в таком поведение как регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные отклонения, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.

Вслед за Е.И. Холостовой, мы определяем следующие категории дезадаптивных детей и подростков [4]:

1) трудные дети имеют близкий к норме уровень дезадаптации, она обусловлена особенностями темперамента, синдромом дефицита внимания и недостаточным возрастным развитием;

2) нервные дети, те, кто в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы не в состоянии самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными отношениями с родителями и другими важными для них взрослыми;

3) «трудная» молодежь, не умеющая решать свои проблемы социально приемлемым способом, характеризующаяся внутренней конфликтностью, напряжением характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;

4) фрустрированные подростки, характеризующиеся стойкими формами саморазрушающего поведения, представляющего опасность для их здоровья или жизни (употребление наркотиков, алкоголя, суицидальные мысли), их интеллектуального и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство);

5) несовершеннолетние правонарушители, постоянно балансирующие на грани допустимого и противоправного поведения.

Выделяют также две основных стадии дезадаптации, в зависимости от степени социальной неадаптированности ребенка [3]:

1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися;

2 стадия представлена социально незащищенными несовершеннолетними. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как важнейших институтов социализации. Воспитание таких детей находится под влиянием антиобщественных и криминальных группировок. Детям свойственны бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они не ориентированы на профессию, негативно относятся к работе.

В литературе есть несколько факторов, влияющих на процесс подростковой дезадаптации:

  • наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная);
  • психолого-педагогический фактор (недостатки школьного и семейного воспитания)
  • социальный фактор (социальные и социально-экономические условия функционирования общества);
  • деформация самого общества
  • социальная активность самого индивида, т. е. активно-избирательное отношение к нормам и ценностям своего окружения, их последствиям;
  • социальное неблагополучие детей и молодежи;
  • личностные ценности и способность к саморегуляции своего окружения.

Вместе с тем, говоря о социальной дезадаптации детей и подростков, необходимо учитывать, что детство – это время наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Социальная дезадаптация возникает в результате нарушения взаимодействия двух сторон - несовершеннолетнего и окружающей его среды. К сожалению, на практике в центре внимания находится только одна сторона — ребенок, а влияние среды остается незамеченным. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен ни при отрицательном, ни при положительном отношении к дезадаптированному. Работа с несовершеннолетним требует целостного подхода не только к нему, но и к его социальному окружению [2].

В России, как и во всем мире, проблемы детей изучают и решают представители определенных отраслей знаний: учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники и т. д. Все выполняют свои профессиональные обязанности. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ним обществом задач.

Взрослый часто выступает стимулятором академической дезадаптации ребенка, и дезадаптационное влияние родителей на ребенка заметно тяжелее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие семейные факторы, влияющие на дезадаптацию несовершеннолетних:

  • факторы семейной системы.
  • факторы здоровья (болезни родителей, наследственность и др.).
  • социально-экономические факторы (материальные, жилищные условия).
  • социально-демографические факторы (неполные, многодетные семьи, пожилые родители, повторный брак, приемные дети).
  • социально-психологические факторы (конфликты в семье, педагогическая неуспеваемость родителей, низкий уровень образования, деформированные ценностные ориентации).
  • криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, жестокость, садизм и др.).

Отметим, что каждый вид  дезадаптации несовершеннолетних имеет свои особенности, специфику проявления, которые влияют на поведенческие особенности ребенка. Ввиду этого, социальная работа с каждым видом дезадаптации несовершеннолетнего также будет иметь специфические особенности для выявления и коррекции дезадаптивных проявлений.

Коррекция социальной дезадаптации ребенка может осуществляться по следующим направлениям [2]:

  • формирование коммуникативных навыков,
  • гармонизация отношений в семье,
  • коррекция некоторых черт личности,
  • коррекция самооценки ребенка.

Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику при работе с дезадаптивными несовершеннолетними необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Юсупова, Х.Г. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации подростков в условиях социального приюта: диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02
  2. Чечкенёва К.О. Особенности социальной работы с дезадаптированными подростками // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
  3. Туманова, Т. С. Социально-педагогическая деятельность с дезадаптированными детьми / Т. С. Туманова // Академическая публицистика. – 2019. – № 2. – С. 166-172.
  4. Холостова, Е.И. Социальная работа [Текст] : Учебник для бакалавров

 

Buzdalova S.A.

student

Russian State Social University

(Moscow, Russia)

 

SOCIAL WORK WITH MALADAPTED CHILDREN & ADOLESCENTS

 

Abstract: the article discusses social work with maladapted children and adolescents.

 

Keywords: social work, mental health, work with children.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Буздалова С.А. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 129 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7090 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7090



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.