'
Буздалова С.А.
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ *
Аннотация:
в статье рассматривается социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками
Ключевые слова:
социальная работы, ментальное здоровье, работа с детьми
УДК 37
Буздалова С.А.
студент
Российский государственный социальный университет
(г. Москва, Россия)
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ
ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Аннотация: в статье рассматривается социальная работа с дезадаптированными детьми и подростками.
Ключевые слова: социальная работы, ментальное здоровье, работа с детьми.
Значение реабилитационно-воспитательной работы особенно возрастает в периоды кризисов общественной жизни, которые приводят к значительному ухудшению состояния детей и подростков. Несомненно, Россия на данном этапе переживает один из таких кризисов, на фоне которых возрастает количество дезадаптированных детей и подростков. Для поиска наиболее эффективных мер социальной работы с такими детьми, необходимо в целом понимать, что из себя представляет дезадаптированный несовершеннолетний. Это и определяет актуальность данной статьи.
Дезадаптированность детей и, особенно, подростков, тесно связаны с их психофизиологическими особенностями. Так, именно в рамках этих периодов происходят наиболее значимые изменения в жизни человека. Особенно серьезно на ребенка влияют изменения в окружающем мире: в постоянно меняющейся социальной ситуации, особенностям социального статуса, и пр. Все это, а также физиологические изменения, например, гормональные всплески, оказывают значительное влияние на психоэмоциональную устойчивость ребенка. Именно она влияет на восприятие информации и часто приводит к деформации адаптационного процесса в обществе.
Коррекционную работу с подобными тенденциями проводят в рамках различных наук – это педагогическая сфера, и психологическая, и, конечно, социальная сфера. Социальная профилактика одна из наиболее эффективных технологий для исключения адаптационных проблем; с помощью этой технологии возможно устранение социальных проблем личности.
Исследования показывают, что одним из наиболее важных методов социальной профилактики дезадаптации является социальная работа с группой. Именно опыт, получаемый в группе, позволяет детям и подросткам проанализировать свое поведение, получить обратную связь не только от взрослого – социально работника, но и от ровесников; это позволяет оценить себя и свои действия со стороны, учит адаптироваться к различным особенностям окружающего мира.
Однако организация социальной работы – это непростой процесс, тесно связанный со многими другими процессами общества. Учитывая как прогрессирующий технологический прогресс, вносящий свои коррективы в жизнь каждого человека, так и бурные изменения происходящие в нашем государстве, отметим, что важнейшей целью социальной работы является решение социокультурной проблемы: снижение отрицательной направленности личности и формирование положительной её части.
Первичные признаки дезадаптации у детей и подростков включают в себя школьную неуспеваемость, сложные взаимоотношения с одноклассниками, различные эмоциональные расстройства, самоповреждающее поведение [1]. Однако более яркими маркерами являются поведенческие отклонения, например, агрессивное поведение, курение, хулиганство, прогулы и пр. Тяжелая дезадаптация несовершеннолетних проявляется в таком поведение как регулярное употребление психоактивных веществ, сексуальные отклонения, проституция, бродяжничество, совершение преступлений.
Вслед за Е.И. Холостовой, мы определяем следующие категории дезадаптивных детей и подростков [4]:
1) трудные дети имеют близкий к норме уровень дезадаптации, она обусловлена особенностями темперамента, синдромом дефицита внимания и недостаточным возрастным развитием;
2) нервные дети, те, кто в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы не в состоянии самостоятельно справиться с тяжелыми переживаниями, вызванными отношениями с родителями и другими важными для них взрослыми;
3) «трудная» молодежь, не умеющая решать свои проблемы социально приемлемым способом, характеризующаяся внутренней конфликтностью, напряжением характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой;
4) фрустрированные подростки, характеризующиеся стойкими формами саморазрушающего поведения, представляющего опасность для их здоровья или жизни (употребление наркотиков, алкоголя, суицидальные мысли), их интеллектуального и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство);
5) несовершеннолетние правонарушители, постоянно балансирующие на грани допустимого и противоправного поведения.
Выделяют также две основных стадии дезадаптации, в зависимости от степени социальной неадаптированности ребенка [3]:
1 стадия социальной дезадаптации представлена педагогически запущенными учащимися;
2 стадия представлена социально незащищенными несовершеннолетними. Социальная запущенность характеризуется глубоким отчуждением от семьи и школы как важнейших институтов социализации. Воспитание таких детей находится под влиянием антиобщественных и криминальных группировок. Детям свойственны бродяжничество, безнадзорность, наркомания; они не ориентированы на профессию, негативно относятся к работе.
В литературе есть несколько факторов, влияющих на процесс подростковой дезадаптации:
Вместе с тем, говоря о социальной дезадаптации детей и подростков, необходимо учитывать, что детство – это время наиболее интенсивного психического, физического и социального развития. Социальная дезадаптация возникает в результате нарушения взаимодействия двух сторон - несовершеннолетнего и окружающей его среды. К сожалению, на практике в центре внимания находится только одна сторона — ребенок, а влияние среды остается незамеченным. Односторонний подход к этой проблеме неэффективен ни при отрицательном, ни при положительном отношении к дезадаптированному. Работа с несовершеннолетним требует целостного подхода не только к нему, но и к его социальному окружению [2].
В России, как и во всем мире, проблемы детей изучают и решают представители определенных отраслей знаний: учителя, врачи, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники и т. д. Все выполняют свои профессиональные обязанности. Их усилия, как и результат, направлены не на помощь и поддержку ребенка как субъекта, а на решение поставленных перед ним обществом задач.
Взрослый часто выступает стимулятором академической дезадаптации ребенка, и дезадаптационное влияние родителей на ребенка заметно тяжелее, чем аналогичное влияние учителя и других значимых взрослых. Можно выделить следующие семейные факторы, влияющие на дезадаптацию несовершеннолетних:
Отметим, что каждый вид дезадаптации несовершеннолетних имеет свои особенности, специфику проявления, которые влияют на поведенческие особенности ребенка. Ввиду этого, социальная работа с каждым видом дезадаптации несовершеннолетнего также будет иметь специфические особенности для выявления и коррекции дезадаптивных проявлений.
Коррекция социальной дезадаптации ребенка может осуществляться по следующим направлениям [2]:
Дезадаптация подростков имеет комплексный характер, поэтому решение ее должно осуществляться системой разнообразных мер. Социальному работнику при работе с дезадаптивными несовершеннолетними необходимо использовать педагогический, психологический, технологический подходы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Buzdalova S.A.
student
Russian State Social University
(Moscow, Russia)
SOCIAL WORK WITH MALADAPTED CHILDREN & ADOLESCENTS
Abstract: the article discusses social work with maladapted children and adolescents.
Keywords: social work, mental health, work with children.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4
Ссылка для цитирования:
Буздалова С.А. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕЗАДАПТИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 129 - 134. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7090 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*