'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 24

Просмотры  99 просмотров

Джумашева С.Б.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается использование дискуссионных методов на уроках истории, необходимых для применения в системе современного образования, а также влияние на образовательный процесс. Сделаны выводы о результатах применении дискуссионных методов   

Ключевые слова:
дискуссия, метод, исследование   


УДК 37

Джумашева С.Б.

студент, напр. «Педагогическое образование»,

профиль «Историческое»

Северо-Кавказский федеральный университет

(г. Ставрополь, Россия)

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННЫХ

МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается использование дискуссионных методов на уроках истории, необходимых для применения в системе современного образования, а также влияние на образовательный процесс. Сделаны выводы о результатах применении дискуссионных методов.

 

Ключевые слова: дискуссия, метод, исследование.

 

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного.

Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы и иметь на все собственную точку зрения?

Современный процесс обучения предполагает в числе одной из важных задач значительное расширение форм учебной деятельности учеников. Данная тема особо актуальна на сегодняшний день, так как учебно-воспитательный процесс должен строиться как общение, взаимодействие, обмен инициативами его участников - педагога и учеников, учеников между собой. Именно так строится учебно-воспитательный процесс при использовании групповых, интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии) методов обучения - дискуссии, исполнения ролей, имитационной игры.

Основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости всесторонний анализ каждой из них. Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии. Она призвана выявлять существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости – инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда каждого ученика на ту или иную историческую проблему. В любом случае на подобном уроке должен присутствовать характерный признак – межличностный конфликт, где каждый защищает свою позицию. В последние годы заметное влияние в педагогической практике получили дискуссии на основе групповой работы. На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы, при этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.

В переводе с латинского языка «discussio» – это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений. Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором – дискуссия будет носить характер спора, т. е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента.

На уроках истории учащиеся должны не только усвоить научные знания по той или иной главе, но и научиться творчески мыслить, аргументированно защищая собственную точку зрения, с критикой относиться к разным источникам информации сравнивая ее. Только такие учащиеся в будущем могут использовать свои знания для пользы общества и государства в целом.

Важнейшая роль принадлежит нетрадиционным и инновационным формам и методам обучения, которые, в свою очередь, направлены на повышение самостоятельной, творческой и научно-поисковой деятельности, активизацию творческой активности обучающихся на уроке. Одной из таких инновационных форм заданий на уроке, на котором, как считает М.Л. Гольдберг, «учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами, может выступать дискуссия» [1].

Дискуссия призвана выявить все многообразие существующих точек зрения, а также провести подробный анализ каждой из них.

В педагогическом смысле дискуссия – это, по словам М.В. Коротковой, «метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения, исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися» [2]. Дискуссия используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся.

В практике работы педагога возможно использование различных видов дискуссий. Рассмотрим некоторые из них. а) структурированная дискуссия – имеет четкий план, структуру, регламент обсуждения. При этом малые группы изучают конкретную проблему как часть какой-либо глобальной проблемы, которую необходимо решить классу; б) дискуссия с элементами игрового моделирования – проблема при этом ставится и решается не просто с позиции современного человека, а с точки зрения представителей определенного социального слоя; в) проектная дискуссия – основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме в результате исследования и выявления затруднений в ее решении; г) «дебаты» – форматизированная дискуссия на заданную тему. Как правило, урок с ее использованием проходит на основе соперничества нескольких команд. Команды ведут спор (обсуждение) вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда обучающихся и защищает другая. Кроме того, существует также классификация дискуссий по формам проведения. Выделяют при этом: парную, командную и групповую дискуссии.

  1. Парная дискуссия (модель «вертушка») – направлена на одновременное включение всех учащихся в активное обсуждение с разными партнерами по общению. 2. Командная дискуссия (модель «дебаты») – построена на основе соперничающих команд. 3. Групповая дискуссия – построена на основе работы основной группы сильных ребят и «аудитории». К ним относятся уроки по типам «круглого стола», «заседание экспертной группы», «пресс-конференция», «симпозиум», «диспут».

Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний, показать их важность для современности. Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их более интересными и запоминающимися. [3] В том случае, когда необходимо решить большую и неоднозначную научную проблему или вынести обоснованное суждение по нравственной проблеме, возникающей в связи с содержанием изучаемой дисциплины, целесообразно проведение специального урока-дискуссии или урока- диспута. Специальные уроки-дискуссии должны быть ориентированы на решение реальных (или исторических) научных и социальных проблем с тем, чтобы учащиеся могли «проиграть» ситуацию, которая существует (или существовала) в обществе. Помимо специально организованной преподавателем дискуссии на занятии возможна и спонтанная, не запланированная дискуссия по заинтересовавшему учащихся вопросу. Могут быть также учебные дискуссии, в которых учащиеся по заданию преподавателя изучают первоисточники и учебную литературу. На дискуссии учащиеся выступают как бы сторонниками различных концепций. Учитель истории в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к организации учебного процесса должен не только преподносить новый материал по учебнику, но и максимально вовлекать в этот процесс учащихся. В решении этой задачи на уроке истории могут помочь дебаты, круглые столы, деловые игры. Дискуссия незаменима при анализе дискуссионных исторических проблем, для формирования навыков работы в коллективе – она учит выслушивать и уважать мнения других, даже если это мнение противоречит собственному взгляду ученика на проблему.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории» [4]. Учащиеся должны свободно выражать свои суждения.

Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать.

Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащиеся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. (Табл.1).

 

Таблица 1- Анализ традиционной и диалоговой формы урока

Критерии

Традиционный урок

Урок – диалог

Роль учителя

Доминирующая, руководящая

Сопровождающая, направляющая

Роль ученика

Не всегда основная

Основная/ доминирующая

Стиль общения

Авторитарный или либеральный

Демократический.

Методы обучения

Рассказ, объяснение учителя

Диалог является основой существования урока

Эффективность урока

Монологу отведено главное место

Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Отношения учитель/ученик

Официальные

Доверительные/партнерские

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий, интеллектуальный рост, нет стрессов, мотивация высокая.

 

При организации дискуссионного занятия педагог должен себе четко представлять его этапы и ход.

Вводный этап заключается в подготовке и включении всего класса в дискуссию. На этом этапе формулируется и записывается на доске проблема (тема), намечаются узловые моменты изучения, проговариваются возможные точки зрения. В то же время вводная часть – организационный этап. Поэтому здесь определяется регламент проведения дискуссии, правила и условия, проводится инструктаж участников, распределяются роли и раздается необходимый дидактический материал. «Проведение дискуссии на основе исторических материалов следует начинать с постановки конкретного исторического вопроса. Ни в коем случае не следует его формулировать в духе того, кто был прав, а кто нет. В центре внимания должны быть возможности хода событий. Что было возможным при том или ином стечении обстоятельств? Какие действия мог бы предпринять тот или иной исторический деятель для достижения цели или от каких действий воздержаться? Отражала ли эта цель действительные интересы представляемой им социальной группы? Второй, основной этап дискуссии заключается собственно в диалоге учащихся, который должен быть как можно более конструктивным. На этом этапе учитель практически не говорит, лишь поясняет высказывания учеников, если это необходимо. Учитель фиксирует на доске пункты программы обсуждения. Делает краткие резюме, подчеркивает различия и сходства между мнениями. Особое значение придается на этом этапе работе в группах, поэтому учитель должен равномерно по силам распределить учеников и равнозначно им помогать в дискуссии. На последнем этапе дискуссии подводятся итоги обсуждения: 1. Делается резюме по теме из сказанного; 2. Кратко дается обзор полученных фактов и мнений; 3. Суммируются обсуждаемые проблемы.

Обсуждаются пути применения результатов и перспективы изучения темы. 5. Анализируется сам ход обсуждения: учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли оно велось, кто выдвигал идеи. Чья критика повлияла на итоговый вывод; 6. Выявляются наиболее активные и пассивные участники урока. 7. Выставляются оценки, и дается домашнее задание.

Дискуссионные методы в зависимости от этапа урока помогают реализовать образовательную цель (составить представление о процессе или событии, углубить содержание изученного материала, использовать полученные знания в новых ситуациях, закреплять знания и т.д.); воспитательную (воспитывать культуру поведения и культуру межличностных отношений) и развивающую.

Следовательно, использование дискуссионных методов способствует развитию у учащихся критического мышления, коммуникативной культуры, умения работать с разными источниками информации, развивают также интеллектуальные и предметно-исторические умения.

Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в основе научных знаний, показать их важность для современности. Применение такой формы организации учебной деятельности, как дискуссия, позволяет разнообразить виды уроков, сделать их более интересными и запоминающимися.

Дискуссия позволяет решать целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах. Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается на качестве его освоения. Метод дискуссии предусматривает большую вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок насыщенным. Создает условия для самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников. Воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению оппонента. Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке, снижает чувство тревожности у учащихся. Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной стойкости и крепкой гражданской позиции

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории / М.Л. Гольдберг // Преподавание истории в школе. – 2001. – №4. – С. 71–72.
  2. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории / М.В. Короткова // Преподавание истории в школе. – 2018. – №4. – С. 45– 47.
  3. Резчикова Е.А. Дискуссия как метод личностно-ориентированного обучения / Е.А. Резчикова // Преподавание истории в школе. – 2006. – №8. – С. 27– 30.
  4. Мохова Я.А. Дискуссия на уроках истории / Я.А. Мохова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/diskussiia-na-urokakhistorii.html

 

Dzhumasheva S.B.

North Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

 

USING DISCUSSION METHODS IN HISTORY LESSONS

 

Abstract: this article discusses the use of discussion methods in history lessons, necessary for application in the system of modern education, as well as the impact on the educational process. Conclusions are drawn about the results of the use of discussion methods.

 

Keywords: discussion, method, research.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Джумашева С.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСКУССИОННЫХ МЕТОДОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 139 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7092 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7092



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.