'
Косухина М.В.
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ *
Аннотация:
в работе представлена классификация основных средств и методов межпредметной интеграции в преподавании истории, рассмотрены основные межпредметные связи истории с другими школьными дисциплинами, приведены примеры использования межпредметной интеграции по предмету «История», а также рассмотрен алгоритм применения средств и методов в работе педагога
Ключевые слова:
межпредметная интеграция, преподавание истории, средства межпредметной интеграции, методы межпредметной интеграции, интегрированный урок
УДК 37
Косухина М.В.
магистрант, направление «Педагогическое образование»,
профиль «Историческое образование»,
институт истории, философии и политических наук,
Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
(г. Рязань, Россия)
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ
ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ
В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ
Аннотация: в работе представлена классификация основных средств и методов межпредметной интеграции в преподавании истории, рассмотрены основные межпредметные связи истории с другими школьными дисциплинами, приведены примеры использования межпредметной интеграции по предмету «История», а также рассмотрен алгоритм применения средств и методов в работе педагога.
Ключевые слова: межпредметная интеграция, преподавание истории, средства межпредметной интеграции, методы межпредметной интеграции, интегрированный урок
На современном этапе развития школьной системы образования в сравнении с системой образования периода СССР интеграция знаний доминирует над дифференциацией. Подтверждение этому мы находим у специалистов в области педагогики Б. М. Кедрова [5], М. Г. Чепикова [8], А. Д. Урсул [7] и др. Оба процесса имеют ряд преимуществ и недостатков, так как любые технологии, средства и методы обучения, используемые в педагогической практике, в первую очередь ориентированы на организацию наиболее результативного педагогического процесса, основная цель которого состоит в том, чтобы создать необходимые условия для успешной социализации и развития личности. Однако, как отмечалось раннее, современные тенденции в образовании, переориентация запросов общества с обладания знаниями на развитие компетенций и целостное развитие личности позволяют сделать вывод о том, что интеграция знаний в современных реалиях является приоритетной, хотя и сталкивается с рядом противоречий, возникших в результате этого перехода и служащих препятствием на пути достижения установленных целей. Обратим также внимание на то, что в соответствии с ФГОС образование в РФ должно способствовать развитию всесторонней личности учащегося [1], а в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ образование представляется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах человека, государства и общества [2].
Внедрение в школьную практику средств и методов межпредметной интеграции истории и их дальнейшее использование и развитие ввиду тесных связей данной дисциплины с множеством других предметных областей будет способствовать достижению целостного, системного обучения школьников.
Межпредметная интеграция в преподавании истории в школе в условиях реализации нового ФГОС - это одно из приоритетных направлений активных поисков новых педагогических решений в школьной практике, способствующая достижению установленных целей, улучшению качества обучения, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. На основе анализа рабочих программ по истории средней и старшей школы можно сделать вывод, что предметная область «История» тесно связана и пересекается по многим вопросам с большинством школьных гуманитарных предметов (Обществознание, иностранные языки, литература, МХК или изобразительное искусство), естественно-научных предметов (химия, география, биология) и даже технических предметов (информатика, математика, физика). Каждая тема, изучаемая с 5 по 11 класс в школе, имеет связь с другими предметными областями, которую можно развивать и поддерживать в целях всестороннего развития личности учащегося.
Признаки интеграции были изучены и сформулированы Ю. С. Тюнниковой [6], на основании ее исследования выделим ряд признаков, характерных для межпредметной интеграции в преподавании истории:
Основой для межпредметной интеграции является наличие межпредметных связей среди дисциплин, которые являются формой и принципом взаимодействия между отдельными учебными предметами. В таблице 1 на основании вышеизложенных признаков, а также на основании действующего в РФ Федерального государственного образовательного стандарта представлены наиболее подходящие школьные дисциплины и их возможные взаимодействующие межпредметные связи, возникающие при интеграции отдельных предметов с историей.
Таблица 1. Перечень школьных дисциплин и межпредметные связи с дисциплиной «История»
Школьная дисциплина |
Межпредметные связи |
Музыка |
Русские и зарубежные музыканты и композиторы, их биография, их произведения |
Театральная деятельность |
Русские и зарубежные актеры, режиссеры, их произведения и постановки, их биография, элементы театрализации |
МХК |
Мировая и русская архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное творчество, их создатели, биография создателей |
Изобразительное искусство |
Русские и зарубежные художники, их биография, их произведения |
География |
Географическое положение объектов (городов, стран, рек, морей, океанов, островов, континентов и т.д.), ландшафт, природно-климатические условия, месторождения полезных ископаемых и др. |
Литература |
Русские и зарубежные писатели, поэты, их биография, их произведения |
Русский язык |
История языка, история появления исконно русских слов и др. |
Обществознание |
Знание об обществе, общественном устройстве, социальной структуре, сферах жизни общества, явлениях и процессах, протекающих в них |
Иностранный язык |
Появление в русском языке иностранных слов, исторические связи стран |
По данным, представленным в таблице, наибольший перечень взаимодействующих межпредметных связей история имеет с дисциплинами «Обществознание», «География» и «МХК».
Непосредственный процесс интеграции истории с другими учебными предметами возможен с использованием средств и методов межпредметной интеграции. Средство межпредметной интеграции – механизм использования совокупности методов, используемых в процессе межпредметной интеграции, позволяющих организовать процесс достижения цели интеграции наиболее эффективным способом. Методы межпредметной интеграции – это приемы, способы действий, связанных с процессом объединения межпредметных связей в рамках совместной деятельности учащихся с целью достижения практически полезного результата – формирование целостного представления об окружающем мире у учащегося.
Основные средства межпредметной интеграции можно разделить на две группы: по своему содержанию выделяют интегрированные курсы и интегрированные программы, по сферам активности школьников выделяют интегрированные уроки, интегрированные проекты, интегрированные экскурсии, интегрированные игры, интегрированные конференции, интегрированные дни. Рассмотрим основные особенности каждого средства межпредметной интеграции.
Интегрированный курс – это автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, изучаемых комплексно и качественно на более высоком уровне. В рамках школьной программы при межпредметной интеграции в преподавании «Истории» могут быть следующие виды: интегрированный курс «История России», интегрированный курс «Всеобщая история», элективные курсы, дополнительные учебные предметы и др.
Интегрированная программа – это продукт совместной деятельности одного или нескольких педагогов, объединяющий отдельные предметные области в единую программу. В процессе разработки интегрированной программы развивается педагогическое самоуправление, когда педагоги совместно обозначают проблему, ищут способы ее решения, разрабатывают способы действий по решению проблемы, рационально распределяя функциональные роли и нагрузку.
Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение класса одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, группы объектов, процесса или явления. Интегрированный урок является наиболее распространенным средством межпредметной интеграции, практикуемый в школе. Такой тип урока предполагает наличие интегратора – ведущей дисциплины, а также наличие вспомогательных дисциплин, с помощью которых происходит углубление изучения интегратора, уточнение и расширение изучаемого материала. Существует разновидность интегрированного урока - бинарный урок, который предполагает проведение задания двумя и более учителями-предметниками разных дисциплин, в то время как обычный интегрированный урок может проводить учитель ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (один урок проводят два преподавателя), понятийно-информационном (учителя-предметники проводят консультирование по вопросам интегрируемых тем предметов), дистантном (сетевом). Интегрированные уроки могут проводиться в множестве форматов: в виде интегрированной лекции, семинара, экзамена, дистанционного урока, практического занятия и т.д. [4].
Использование интегрированного урока по истории возможно при следующих факторах:
Интегрированный проект – это проект, объединяющий смежную тематику нескольких предметов, выполняемый в большей степени во внеурочное время под руководством одного или нескольких специалистов в различных или смежных областях знаний. Интегрированный проект предполагает объединение нескольких предметов на основе общего подхода как форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.
Интегрированная экскурсия - это программа, предполагающая активное включение ее участников в мероприятие, основанное на комплексном интегрированном изучении в специализированном пространстве объектов, процессов или явлений, являющихся предметами изучения нескольких различных или смежных дисциплин.
Интегрированная игра – это форма организации деятельности учащихся, основанная на изучении предметных областей в ходе проведения игровых активностей.
Интегрированный день – форма организации деятельности учащихся, которая предполагает рассмотрение обозначенной темы с точек зрения различных дисциплин на протяжении всего учебного дня.
Интегрированная конференция – это форма организации исследовательской и познавательной деятельности учащихся, на которой ее активные участники (исследователи) представляют и обсуждают свои работы, тематика которых объединена несколькими предметами или дисциплинами.
При разработке и проведении любого из рассмотренных средств межпредметной интеграции можно опираться на использование инструментов, позволяющих в рамках составления учебно-методических единиц более точно и грамотно провести объединение изучаемых тем в различных предметных областях. Межпредметная интеграция истории рассматривает следующие инструменты:
Среди методов межпредметной интеграции в преподавании истории по Л.Н.Вавиловой [3] в школе можно выделить следующие:
Для успешного использования межпредметной интеграции в преподавании истории в школе в целях исключения ошибок учителю необходимо ознакомиться с логикой последовательности действий по внедрению интегративных методов обучения. В качестве общего алгоритма действий можно выделить следующие этапы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Kosukhina M.V.
Ryazan State University named after S.A. Yesenin
(Ryazan, Russia)
MEANS & METHODS OF INTERDISCIPLINARY
INTEGRATION IN TEACHING HISTORY AT
SCHOOL & THEIR APPLICATION IN PRACTICE
Abstract: the paper presents a classification of the main means and methods of interdisciplinary integration in history teaching, examines the main interdisciplinary connections of history with other school disciplines, provides examples of the use of interdisciplinary integration on the subject of "History", and also considers the algorithm for the use of tools and methods in the work of a teacher.
Keywords: interdisciplinary integration, history teaching, means of interdisciplinary integration, methods of interdisciplinary integration, integrated lesson.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4
Ссылка для цитирования:
Косухина М.В. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 152 - 163. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7094 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*