'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 26

Просмотры  62 просмотров

Косухина М.В.

  


СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ *

  


Аннотация:
в работе представлена классификация основных средств и методов межпредметной интеграции в преподавании истории, рассмотрены основные межпредметные связи истории с другими школьными дисциплинами, приведены примеры использования межпредметной интеграции по предмету «История», а также рассмотрен алгоритм применения средств и методов в работе педагога   

Ключевые слова:
межпредметная интеграция, преподавание истории, средства межпредметной интеграции, методы межпредметной интеграции, интегрированный урок   


УДК 37

Косухина М.В.

магистрант, направление «Педагогическое образование»,

профиль «Историческое образование»,

институт истории, философии и политических наук,

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

(г. Рязань, Россия)

 

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ

ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ

В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ

 

Аннотация: в работе представлена классификация основных средств и методов межпредметной интеграции в преподавании истории, рассмотрены основные межпредметные связи истории с другими школьными дисциплинами, приведены примеры использования межпредметной интеграции по предмету «История», а также рассмотрен алгоритм применения средств и методов в работе педагога.

 

Ключевые слова: межпредметная интеграция, преподавание истории, средства межпредметной интеграции, методы межпредметной интеграции, интегрированный урок

 

На современном этапе развития школьной системы образования в сравнении с системой образования периода СССР интеграция знаний доминирует над дифференциацией. Подтверждение этому мы находим у специалистов в области педагогики Б. М. Кедрова [5], М. Г. Чепикова [8], А. Д. Урсул [7] и др. Оба процесса имеют ряд преимуществ и недостатков, так как любые технологии, средства и методы обучения, используемые в педагогической практике, в первую очередь ориентированы на организацию наиболее результативного педагогического процесса, основная цель которого состоит в том, чтобы создать необходимые условия для успешной социализации и развития личности. Однако, как отмечалось раннее, современные тенденции в образовании, переориентация запросов общества с обладания знаниями на развитие компетенций и целостное развитие личности позволяют сделать вывод о том, что интеграция знаний в современных реалиях является приоритетной, хотя и сталкивается с рядом противоречий, возникших в результате этого перехода и служащих препятствием на пути достижения установленных целей. Обратим также внимание на то, что в соответствии с ФГОС образование в РФ должно способствовать развитию всесторонней личности учащегося [1], а в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ образование представляется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, который осуществляется в интересах человека, государства и общества [2].

Внедрение в школьную практику средств и методов межпредметной интеграции истории и их дальнейшее использование и развитие ввиду тесных связей данной дисциплины с множеством других предметных областей будет способствовать достижению целостного, системного обучения школьников. 

Межпредметная интеграция в преподавании истории в школе в условиях реализации нового ФГОС - это одно из приоритетных направлений активных поисков новых педагогических решений в школьной практике, способствующая достижению установленных целей, улучшению качества обучения, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся. На основе анализа рабочих программ по истории средней и старшей школы можно сделать вывод, что предметная область «История» тесно связана и пересекается по многим вопросам с большинством школьных гуманитарных предметов (Обществознание, иностранные языки, литература, МХК или изобразительное искусство), естественно-научных предметов (химия, география, биология) и даже технических предметов (информатика, математика, физика). Каждая тема, изучаемая с 5 по 11 класс в школе, имеет связь с другими предметными областями, которую можно развивать и поддерживать в целях всестороннего развития личности учащегося. 

Признаки интеграции были изучены и сформулированы Ю. С. Тюнниковой [6], на основании ее исследования выделим ряд признаков, характерных для межпредметной интеграции в преподавании истории:

  1. Объединение разнородных, ранее разобщенных элементов двух и более школьных дисциплин, имеющих общие связи, на основе их дальнейшего взаимодействия;
  2. Наличие общих теоретических концепций и закономерностей интегрируемых предметов;
  3. Качественные и количественные преобразования взаимодействующих элементов;
  4. Наличие логико-содержательной основы и структуры процесса межпредметной интеграции истории;
  5. Наличие педагогической целесообразности интеграции;
  6. Сохранение относительной самостоятельности взаимодействующих элементов.

Основой для межпредметной интеграции является наличие межпредметных связей среди дисциплин, которые являются формой и принципом взаимодействия между отдельными учебными предметами. В таблице 1 на основании вышеизложенных признаков, а также на основании действующего в РФ Федерального государственного образовательного стандарта представлены наиболее подходящие школьные дисциплины и их возможные взаимодействующие межпредметные связи, возникающие при интеграции отдельных предметов с историей.

 

Таблица 1. Перечень школьных дисциплин и межпредметные связи с дисциплиной «История»

Школьная дисциплина

Межпредметные связи

Музыка

Русские и зарубежные музыканты и композиторы, их биография, их произведения

Театральная деятельность

Русские и зарубежные актеры, режиссеры, их произведения и постановки, их биография, элементы театрализации

МХК

Мировая и русская архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное творчество, их создатели, биография создателей

Изобразительное искусство

Русские и зарубежные художники, их биография,  их произведения

География

Географическое положение объектов (городов, стран, рек, морей, океанов, островов, континентов и т.д.), ландшафт, природно-климатические условия, месторождения полезных ископаемых и др.

Литература

Русские и зарубежные писатели, поэты, их биография, их произведения

Русский язык

История языка, история появления исконно русских слов и др.

Обществознание

Знание об обществе, общественном устройстве, социальной структуре, сферах жизни общества, явлениях и процессах, протекающих в них

Иностранный язык

Появление в русском языке иностранных слов, исторические связи стран

 

По данным, представленным в таблице, наибольший перечень взаимодействующих межпредметных связей история имеет с дисциплинами «Обществознание», «География» и «МХК». 

Непосредственный процесс интеграции истории с другими учебными предметами возможен с использованием средств и методов межпредметной интеграции. Средство межпредметной интеграции – механизм использования совокупности методов, используемых в процессе межпредметной интеграции, позволяющих организовать процесс достижения цели интеграции наиболее эффективным способом. Методы межпредметной интеграции – это приемы, способы действий, связанных с процессом объединения межпредметных связей в рамках совместной деятельности учащихся с целью достижения практически полезного результата – формирование целостного представления об окружающем мире у учащегося.

Основные средства межпредметной интеграции можно разделить на две группы: по своему содержанию выделяют интегрированные курсы и интегрированные программы, по сферам активности школьников выделяют интегрированные уроки, интегрированные проекты, интегрированные экскурсии, интегрированные игры, интегрированные конференции, интегрированные дни. Рассмотрим основные особенности каждого средства межпредметной интеграции.

Интегрированный курс – это автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, изучаемых комплексно и качественно на более высоком уровне. В рамках школьной программы при межпредметной интеграции в преподавании «Истории» могут быть следующие виды: интегрированный курс «История России», интегрированный курс «Всеобщая история», элективные курсы, дополнительные учебные предметы и др.

Интегрированная программа – это продукт совместной деятельности одного или нескольких педагогов, объединяющий отдельные предметные области в единую программу. В процессе разработки интегрированной программы развивается педагогическое самоуправление, когда педагоги совместно обозначают проблему, ищут способы ее решения, разрабатывают способы действий по решению проблемы, рационально распределяя функциональные роли и нагрузку.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющего в себе обучение класса одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы, группы объектов, процесса или явления. Интегрированный урок является наиболее распространенным средством межпредметной интеграции, практикуемый в школе. Такой тип урока предполагает наличие интегратора – ведущей дисциплины, а также наличие вспомогательных дисциплин, с помощью которых происходит углубление изучения интегратора, уточнение и расширение изучаемого материала. Существует разновидность интегрированного урока - бинарный урок, который предполагает проведение задания двумя и более учителями-предметниками разных дисциплин, в то время как обычный интегрированный урок может проводить учитель ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут проводиться на нескольких уровнях: бинарном (один урок проводят два преподавателя), понятийно-информационном (учителя-предметники проводят консультирование по вопросам интегрируемых тем предметов), дистантном (сетевом). Интегрированные уроки могут проводиться в множестве форматов: в виде интегрированной лекции, семинара, экзамена, дистанционного урока, практического занятия и т.д. [4].

Использование интегрированного урока по истории возможно при следующих факторах:

  • При обнаружении дублирования одного и того же материала в учебных программах и учебниках разных дисциплин;
  • При установлении лимита времени на изучение определенной темы в рамках одной дисциплины;
  • При желании воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины;
  • При изучении межнаучных и обобщенных категорий, законов, принципов, охватывающих разные аспекты человеческой жизни и деятельности;
  • При выявлении противоречий в описании и трактовке одних и тех же явлений, событий, фактов в разных предметных областях;
  • Для демонстрации более широкого поля проявления изучаемого явления, выходящего за рамки изучаемого предмета;
  • При создании проблемной, развивающей методики обучения предмету. 

Интегрированный проект – это проект, объединяющий смежную тематику нескольких предметов, выполняемый в большей степени во внеурочное время под руководством одного или нескольких специалистов в различных или смежных областях знаний. Интегрированный проект предполагает объединение нескольких предметов на основе общего подхода как форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени.

Интегрированная экскурсия - это программа, предполагающая активное включение ее участников в мероприятие, основанное на комплексном интегрированном изучении в специализированном пространстве объектов, процессов или явлений, являющихся предметами изучения нескольких различных или смежных дисциплин. 

Интегрированная игра – это форма организации деятельности учащихся, основанная на изучении предметных областей в ходе проведения игровых активностей.

Интегрированный день – форма организации деятельности учащихся, которая предполагает рассмотрение обозначенной темы с точек зрения различных дисциплин на протяжении всего учебного дня. 

Интегрированная конференция – это форма организации исследовательской и познавательной деятельности учащихся, на которой ее активные участники (исследователи) представляют и обсуждают свои работы, тематика которых объединена несколькими предметами или дисциплинами.

При разработке и проведении любого из рассмотренных средств межпредметной интеграции можно опираться на использование инструментов, позволяющих в рамках составления учебно-методических единиц более точно и грамотно провести объединение изучаемых тем в различных предметных областях. Межпредметная интеграция истории рассматривает следующие инструменты:

  1. Вопросы межпредметного содержания и проблемные вопросы;
  2. Самостоятельные работы на межпредметной основе, носящие комплексный характер;
  3. Домашние задания межпредметного характера;
  4. Межпредметные тексты, тесты, кроссворды;
  5. Фактические, понятийные, теоретические и философские межпредментые связи.

Среди методов межпредметной интеграции в преподавании истории по Л.Н.Вавиловой [3] в школе можно выделить следующие:

  1. Использование в совокупности теоретических и практических форм обучения учащихся при равном удельном весе содержания предметных знаний (Пр. при изучении тем из курса истории, связанных с военными конфликтами, на интегрированных уроках использовать терминологию из других дисциплин для формирования общего понимания темы у учащегося (Межнациональный конфликт, межнациональное сотрудничество, геополитика и др.) с дальнейшим применением знаний через создание планов по теме, отображение данных в виде сравнительных таблиц и схем, использование картографических материалов и т.д.);
  2. Выявление общего особенного междисциплинарного элемента в изучении какого-либо исторического объекта, процесса или явления (Пр. научные открытия XX века и их влияние на дальнейшее развитие человечества связаны с процессом «Глобализация», изучаемым в рамках курса «Обществознание»);
  3. Сочетание различных, но близких по сути предметных областей, в которых один из них сохраняет специфику, а другие выступают в качестве вспомогательной основы (Пр. Создание интегрированного курса «История развития театрального движения в России» в качестве дополнительного учебного предмета, где специфику сохраняет предметная область «История», а вспомогательную основу содержит «Театральная деятельность»);
  4. Использование системного подхода в формировании мышления учащегося (Пр. Культурное наследие эпохи Возрождения, архитектурные сооружения, произведения скульптуры, изучаемые в рамках курса «МХК», при интеграции с предметом «История» могут быть рассмотрены как объективные причины изменения мировоззрения человечества, социально-экономической и политической обстановки XV-XVI веков в мире. Метод позволяет формировать у учащегося влияние искусства на общественную жизнь); 
  5. Интеграция изучаемого материала на основании перехода из одной темы определенной предметной области в следующую тему в другой дисциплине (Пр. изучение темы «Виды политических партий по идеологической направленности» по дисциплине «Обществознание» и переход на следующем уроке к изучению темы «Первая русская революция 1905-1907 гг.»);
  6. Объединение педагогов-предметников разных дисциплин для организации совместной учебной деятельности (Пр. проведение урока по истории «Эпоха Великих географических открытий» совместно с преподавателем по географии с целью более точной передачи информации учащимся, повышения компетентности и всеобщего развития самих преподавателей);
  7. Использование научных форм деятельности учащихся, основанных на исследовании объектов, явлений, процессов, являющихся межпредметными связями дисциплин (Пр. Написание проектных работ учащихся для участия в интегрированной конференции по темам, предполагающим изучение объектов, процессов и явлений в нескольких предметных областях);
  8. Проведение интегрированных уроков, экскурсий, конференций и др средств межпредметной интеграции истории;
  9. Систематическое использование раннее изученного материала по другим предметным областям для изучения новых тем по дисциплине «история»; 
  10. Обучение учащихся мнемическим приемам использования усвоенного раннее учебного материала при помощи таблиц, схем, карт и т.д.;
  11. Привлечение знаний из других источников внеурочной информации: исторической, научной литературы, газет и телевидения, общественного и личного опыта и т.д.

Для успешного использования межпредметной интеграции в преподавании истории в школе в целях исключения ошибок учителю необходимо ознакомиться с логикой последовательности действий по внедрению интегративных методов обучения. В качестве общего алгоритма действий можно выделить следующие этапы:

  1. Изучение нормативно-правовых документов (Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС), рабочие программы истории и по интегрируемым предметам). Данный этап необходим для понимания и осознания важных целей и требований государства к обучению школьников в России. Так, в соответствии с анализом ФГОС можно сделать вывод, что весь образовательный процесс должен быть направлен на формирование у обучающихся патриотичного отношения к собственной родине. 
  2. Планирование и организация межпредметной интеграции истории с другими учебными дисциплинами в соответствии с установленными межпредметными связами (Обеспечение взаимодействия и сотрудничества учителя истории с учителями других интегрируемых учебных предметов, разработка индивидуального плана организации учебных занятий по истории с использованием межпредметной интеграции с учетом рабочих программ предметов, календарно-тематического планирования, федерального базисного учебного плана);
  3. Непосредственное проведение учебных занятий в соответствии с разработанным индивидуальным планом организации учебных занятий;
  4. Проведение анализа реализованной программы на основе межпредметной интеграции истории;
  5. Разработка программы на следующий календарный год с учетом приобретённого опыта. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413"
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  3. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: Особенности, подготовка, проведение// Образование. Карьера. Общество. Педагогическая копилка. – 2017. – №3.– С. 46–50.
  4. Зверев И. Д. Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе / И.Д. Зверев, В.Н. Максимова // Педагогика. ‒ №5 (97). ‒ 1981. - 412с.
  5. Кедров Б.М. Классификация наук. М.: Наука., 1978. 549 с.
  6. Тюнникова Ю.С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебно-воспитательной работе. СПГУ, 1987. 47 с.
  7. Урсул А. Д. Философия и интегративно - общенаучные процессы. М.: Наука, 1985. 314 с.
  8. Чепиков М.Г. Интеграция науки: Философский очерк. М.: Мысль, 1981. 276 с.
  9. Ятайкина А.А. Школьные технологии, №6-2001, №2-2000, №1-2000.

 

Kosukhina M.V.

Ryazan State University named after S.A. Yesenin

(Ryazan, Russia)

 

MEANS & METHODS OF INTERDISCIPLINARY

INTEGRATION IN TEACHING HISTORY AT

SCHOOL & THEIR APPLICATION IN PRACTICE

 

Abstract: the paper presents a classification of the main means and methods of interdisciplinary integration in history teaching, examines the main interdisciplinary connections of history with other school disciplines, provides examples of the use of interdisciplinary integration on the subject of "History", and also considers the algorithm for the use of tools and methods in the work of a teacher.

 

Keywords: interdisciplinary integration, history teaching, means of interdisciplinary integration, methods of interdisciplinary integration, integrated lesson.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Косухина М.В. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 152 - 163. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7094 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7094



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.