'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 28

Просмотры  55 просмотров

Тажибаева Ж.Е., Карбаева А.С., Жарылгапова Д.Б.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА *

  


Аннотация:
в данной статье речь идет о факторах формирования личности, роли преподавателя и учебной деятельности при воспитании студента, затрагиваются задачи современного образовательного процесса   

Ключевые слова:
формирование личности, социальное влияние, учебный процесс, крылатые изречения, термины, воспитание, латинизмы   


УДК 37

Тажибаева Ж.Е.

старший преподаватель кафедры филологических дисциплин

НАО «Медицинский университет Астана»

(г. Астана, Казахстан)

 

Карбаева А.С.

старший преподаватель кафедры филологических дисциплин

НАО «Медицинский университет Астана»

(г. Астана, Казахстан)

 

Жарылгапова Д.Б.

старший преподаватель кафедры филологических дисциплин

НАО «Медицинский университет Астана»

(г. Астана, Казахстан)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

 

Аннотация: в данной статье речь идет о факторах формирования личности, роли преподавателя и учебной деятельности при воспитании студента, затрагиваются задачи современного образовательного процесса.

 

Ключевые слова: формирование личности, социальное влияние, учебный процесс, крылатые изречения, термины, воспитание, латинизмы.

 

Формирование личности человека - это процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в процессе различных видов деятельности. Формирование и развитие личности происходит постоянно, до самой смерти. Каждый день с нами происходит то, что как-то влияет на нас, чему-то учит, каким-то образом развивает.

В одних и тех же условиях все люди развиваются по-разному. Почему так происходит, и что играет роль в формировании личности человека? В этом процессе основное влияние оказывают факторы формирование личности, такие как генетические особенности, окружающая среда, культурное влияние, социальное влияние, и индивидуальный опыт.

Мы хотим рассмотреть такой фактор, как социальное влияние, т.е. когда на формирование личности человека влияют люди, которые его окружают, так называемый фактор «плохой» или «хорошей» компании. Главные элементы - это родители, одноклассники (однокурсники в нашем случае), преподаватели, друзья и т. д.

Формирование и развитие личности невозможно вне социальной деятельности и общения. При этом на формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, социальный статус труда и т. д.

Первым этапом трудовой деятельности можно считать обучение субъекта в высшем учебном заведении. Именно в этом возрасте после окончания средней школы происходит первая значительная ломка стереотипов поведения как в биологическом смысле (переходный возраст), так и в психологическом (поступление в вуз, служба в рядах армии и пр). В высшем учебном заведении субъект попадает в новое окружение и условия. Многие оказываются оторванными от родителей и начинают самостоятельную жизнь. Именно в этот период мы, преподаватели можем помочь адаптироваться к новым формам учебной деятельности, контроля, социальному статусу и т. д. Мы, видим в каждом студенте не только будущего специалиста, владеющего своей специальной терминологией, но прежде всего, личность - интернационалиста, высоконравственного гражданина с большой мерой ответственности за порученное ему дело. Поэтому преподаватели должны вести постоянную работу по формированию личности через учебный процесс. Учебная деятельность обязательно учитывает индивидуальные возможности и особенности обучаемых и обучающего. Формирование личности происходит и через познавательную деятельность - единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Выбор средств психолого-педагогического воздействия на студентов, как и способа ведения каждого занятия - это творческое дело преподавателя.

Учитывая особую специфику латинского языка в медицинском вузе - обучение основам постоянно обновляющейся международной научной медицинской терминологии (анатомической, клинической, фармацевтической) в процессе обучения планируются все аспекты формирования личности: интернациональный, трудовой, патриотический, эстетический, нравственный, правовой, атеистический.

Воспитательный эффект труда преподавателей - латинистов должен иметь место на каждом занятии, которое содержит в себе богатый материал для всех видов работы по формированию личности. Так, при усвоении научной медицинской терминологии даются примеры из истории медицины о подвижничестве, а подчас и о героических поступках медиков, начиная с древних времён. Большим потенциалом воспитательного воздействия на обучаемых являются знакомство с изречениями великих врачей, естествоиспытателей, философов о медицине, здоровье, природе, о нравственных качествах человека, его верности долгу, его способности к дружбе, любви и т. д. Студенты впитывают не только античную мудрость латинских афоризмов, но и сентенции ученых нового времени, бесспорно, играющих такую же важную роль. Поэтому наши занятия содержат термины и медицинские специальные выражения, крылатые изречения, отражающие этапы развития медицины, её деонтологию, нравственно - этические и эстетические нормы золотого правила человечества - «Не делай человеку того, что не хотелось бы, чтобы сделали тебе». Здесь мы используем такие выражения как: «Nulla dies sine linea», «Nihil tam emaciat et debilitat hominem, quam longa inertia», «Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu», «Aliis inserviendo consumor» и др.

На отдельных лексических единицах объясняется значение и употребление в разных случаях слов «laborare», «decubitus», «sentire», «anaesthesia».

Изречения, высказывания древних о врачевании и врачах, о нравственности, о трудолюбии, науке и т. д. - привлекают внимание студентов, вызывают их интерес, интерпретируются в научном аспекте.

Важным условием для проведения воспитания в процессе обучения является окружающая обстановка: чистые, хорошо оформленные аудитории и коридоры, в которых и стены учат, требование бережного отношения к книгам и имуществу, соблюдение правил внутреннего распорядка, правил поведения, внешней аккуратности, нетерпимость к проявлениям недисциплинированности, халатности, бескультурья. И, конечно же, самым сильным средством воспитания является личность преподавателя. Дисциплинированность, аккуратность, благожелательность и требовательность при большой степени эрудиции и компетентности преподавателя - условия для постоянного этического урока для студентов. Если студент растет в обстановке принципиальности, честности, то и он сам стремится к ним. Студенты отлично различают кто «горит занятием», а кто «проводит занятие».  А интерес к нашему предмету, очень узкому и специфическому приходится будить постоянно на протяжении изучения всего учебного материала. При составлении методических разработок каждая лексическая единица рассматривается со всех сторон, чтобы она «заиграла» всеми гранями употребления ее не только в медицине, но и в общественно-политическом и общеупотребительном смысле, а для этого каждый преподаватель стремится к нестандартным решениям практических занятии: изучает дополнительную литературу, знакомится постоянно с поступающей информацией как по предмету, так и с современными событиями, на которые очень богата наша жизнь, используя латинизмы для демонстрации их на занятиях соответственно теме, а также при объяснении, толковании медицинских выражений и латинских афоризмов.

На наш взгляд, учебные программы должны стать проводниками идей построения прочного мира и соблюдения прав человека, давать анализ различных конфликтов, их причин и последствий, обращаться к историческим предпосылкам, различным аспектам прав человека в обществе.

Наша задача, вероятно, состоит в следующем: 1) помочь обучающимся понять истинное значение демократии; 2) обеспечить (как?) защиту «опекаемых» от издевательств и бойкотирования (т.е., унижая кого-то, невозможно оставаться вместе); к сожалению, это происходит довольно часто (отсюда переводы или оставление учебы студентом или, дезертирство в армии и т. д.); 3) помочь в воспитании и осознании социальных ценностей, которые выражались бы не на словах, а в их поведении , позитивным отклике на нужды и борьбу по преодолению трудностей своих сверстников; 4) воспитывать понимание важности сочувствия и уважения, особенно важно это в нашем вузе, где чувства сопереживания, сочувствия, готовности помочь человеку должны быть основополагающими в деле воспитания будущего специалиста -  самого гуманного в мире - врача.

Информация и образование помогают людям познавать новое, но не всегда облегчают им расставание с устаревшим опытом, а потребности предполагают осознание необходимости самоограничений. Естественно, сначала идут физиологические потребности, а затем - обеспечение безопасности, если они удовлетворены, человек может насладиться жизненными благами более высокого порядка: любовь, духовное общение, альтруизм, удовлетворение от радости, доставленной другим. Ожидание же новых модных перемен (в учебе, работе и т. д.) сопряжено с ожиданием отрицательных последствий (провал на экзаменах, потеря работы), а потребности перемен чаще всего ассоциируются с модой, но ведь мода и истина редко соседствуют др. с др.  Наверное, в преподавателях, врачах и студентах медицинских вузов надо воспитывать во - первых, ненависть к болезням, понимание и терпение к усилиям, достижениям и неудачам людей.

Главной, на наш взгляд, задачей в современном образовательном процессе медицинского вуза является развитие социальной толерантности студента, формирование такой личности будущего врача, которая способна включиться в активную профессиональную работу, действовать в различных профессиональных ситуациях со сформированных духовно - нравственных и жизненных позиций.

Таким образом, дисциплина «Латинский язык» благодаря своей гуманитарной направленности, способствует повышению уровня общей культуры, учит ориентироваться в системе социальных и других ценностей, позволяет приобретать опыт творческой деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ерина Г. Ф., Уварова И. В. статья «Гуманитарная направленность дисциплины «Латинский язык» как элемент развития творческой личности студента». Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2017 г. №4 (часть 1).
  2. Олехнович О. Г. «Формирование личности будущего врача в условиях внеаудиторной работы». Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013 г. №4 (часть 2)
  3. https://www.calc.ru/Formirovaniye - Lichnosti-Cheloveka.html 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Тажибаева Ж.Е., Карбаева А.С., Жарылгапова Д.Б. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 167 - 173. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7096 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7096



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.