'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 4
  4. Научная статья № 36

Просмотры  162 просмотров

Нашхоева М.Р.

  


ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье изучаются различные подходы к изучению жанров в современной лингвистике. Рассматриваются различные жанры Интернет-коммуникации. Приводится описание и структурирование Интернет-жанров и способов их классификации   

Ключевые слова:
жанр, современный английский язык, текст, Интернет-жанр, Интернет-коммуникация   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-158-206-212

УДК 8-81

Нашхоева М.Р.

канд. филол. наук, сотрудник

МГУ имени М.В. Ломоносова,

доцент кафедры английского языка

факультета иностранных языков

ЧГУ имени А. А. Кадырова

(г. Москва, г. Грозный, Россия)

 

ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье изучаются различные подходы к изучению жанров в современной лингвистике. Рассматриваются различные жанры Интернет-коммуникации. Приводится описание и структурирование Интернет-жанров и способов их классификации.

 

Ключевые слова: жанр, современный английский язык, текст, Интернет-жанр, Интернет-коммуникация.

 

В современной лингвистике, несмотря на спад интереса к исследованию речевых жанров, проблема типологии жанров Интернет-коммуникации является актуальной. Исследованию различных жанров Интернет-коммуникации посвящается в последнее десятилетие немало работ, как в России, так и за рубежом. Коммуникативное пространство Интернета стало и своеобразной жанропорождающей средой, которая способствует как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде, и появлению теории цифрового жанроведения, в задачи которой входит описание и структурирование всего многообразия Интернет-жанров и способов их классификации.

Заинтересованность современных лингвистов в проблеме речевого жанра Л.Ф. Компанцева объяснила рядом причин: «бурное развитие Интернет-коммуникации привело к модификации ряда речевого жанра, что само по себе свидетельствует об изменении прагматических установок и целей участников этого вида коммуникации, актуализации феномена языковой личности, которая через систему речевого жанра самопрезентует себя в виртуальном дискурсе» [5, с. 174].

Основателем отечественного жанроведения является М.М. Бахтин, Проблема речевых жанров – первая работа, посвященная данной проблематике. Работы известных ученых, таких как В.В. Дементьев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева, К.А. Долинин, М.Н. Кожина и др. посвящены изучению данного вопроса, в них даются различные варианты понимания речевого жанра, предлагаются основания для типологий речевых жанров, а также делаются попытки описания как отдельных жанров, так и целых групп жанров.

Т. Г. Винокур полагает, что каждый жанр «характеризуется типическими ситуациями, формальными и содержательно-тематическими особенностями общения...» [2, с. 117]. Следовательно, выявление жанровых особенностей текстов связано с использованием регламентируемых стилистической и жанровой нормой языковых средств.

Существует множество определений понятия «жанр». По Эриксону, жанр ‒ коммуникативный шаблон, созданный под непосредственным влиянием индивидуальных, социальных и технологических факторов, которые неявно присутствуют в воспроизводимой коммуникативной ситуации. Жанр структурирует коммуникативный процесс, создавая «разделяемые» ожидания о форме и содержании общения и таким образом облегчая производство и воспроизводство коммуникации.

С помощью системы жанров общение и производимый человеком текст в любой его форме (устной, письменной, электронной) определенным образом упорядочивается. Как отмечает И.В. Силантьев, при определении понятия «жанр» в самом общем его понимании жанры следует рассматривать как определенные типы высказываний в рамках определенного дискурса [Силантьев 2004].

По мнению Бахтина: «жанр – это устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками» [1, с. 255]. М.М. Бахтин разграничивает речевые жанры как традиционные формы языковой и речевой организации высказываний и вторичные (комплексные) жанры как стилистические типы текстов, которые характеризуются завершенностью и композиционной устойчивостью [1, с. 259-260].

М.М. Бахтин выделяет социально-культурные и лингвистические признаки жанров. Он рассматривает их как «...устойчивые, закрепленные бытием и обстоятельствами формы жизненного общения» [1, с. 199], а также как «относительно устойчивые тематические, композиционные и стилистические типы высказываний» [1, с. 255].

Исследователь полагает, что речевой жанр – единственная первичная форма существования языка: «если бы речевых жанров не существовало, и мы не владели бы ими, если бы нам приходилось их создавать впервые в процессе общения, свободно и впервые строить каждое высказывание, речевое общение было бы почти невозможно» [1, с. 258].

По мнению Т. ван Дейка речевой жанр понимается как некая ментальная модель, представляющая собой особый вид структурной организации памяти [3, с. 95].

Принимая во внимание тот факт, что компьютерный дискурс – это многожанровая функциональная разновидность публичной монологической и диалогической речи, в интернет-коммуникации в процессе сетевого общения представляется целесообразным изучение различных жанров Интернета. Несмотря на большое количество исследований, связанных с Интернет-коммуникацией, в жанроведческом направлении, как отмечалось, многое остается неизученным. В связи с этим особого внимания заслуживает выделение жанров в интернет-коммуникации.

Данной проблемой занимались: Г.Н. Трофимова, М.М. Бахтин, Е.Н. Галичкина, О.В. Дедовa, Н.Г. Асмус, С.Н. Михайлов, П.Е. Кондрашов, К.Ф. Седов, Ф.О. Смирнов, М. Л. Макаров, Л.А. Капанадзе, Т. В. Шмелева; К.А. Долинин; М.Н. Кожина и др.

Термин «жанр» применительно к сфере Интернет-коммуникации получает различные толкования в лингвистических исследованиях, а, следовательно, под Интернет-жанрами понимаются достаточно разнородные по своей природе и функциям явления. А.А. Селютин рассматривает жанр как форму коммуникативного выражения онлайновой личности. То есть, интернет-жанр представляется неким единством формы и содержания, обладающим определенными специфическими чертами коммуникативного характера и служащим для реализации отдельных интенций пользователя. По мнению исследователя, Интернет-жанр должен формулироваться достаточно узко и детально, чтобы избежать чрезвычайно обширного охвата присущих Интернет-среде текстовых вариаций. С другой стороны, он должен быть достаточно объемным явлением, объединяющим ряд текстов по общему признаку [7, с. 139].

В настоящее время несмотря на то, что при описании Интернет- дискурса исследователи часто рассматривают различные жанры Интернет-коммуникации, выделяют их характеристики, не существует четких критериев, параметров, на основе которых происходит группировка жанров.

Н.Г. Асмус, Е.Н. Галичкина и О.В. Дедова при определении жанра апеллируют к трактовке данного понятия М.М. Бахтиным и выделяют следующие виды Интернет-жанров: чат, жанр мгновенных сообщений, форум, конференция, гостевая книга, электронная почта [Асмус, 2005; Галичкина, 2001; Дедова 2004, www.].

Ф.О. Смирнов строит классификацию электронных жанров на основании направленности коммуникации и степени интерактивности и выделяет электронную почту, ICQ, чат, форум и блог [10, с. 8].

Л.А. Капанадзе перечисляет в качестве жанров веб-сайт, домашнюю страницу, электронную библиотеку, электронный журнал, электронное письмо, чат, гостевую книгу, доску объявлений, коллекцию программ, каталог, коммерческое объявление, рекламные баннеры и говорит о возникновении принципиально нового гипержанра, под которым понимает специфический модус бытования текста, связанный с электронными носителями [4, www.].

М.Л. Макаров, подчеркивая важность «технического» критерия «жанрообразия» общения, описывает такие жанры, как гостевая книга, форум, чат, ICQ и электронная почта [6, с. 337].

М.Ю. Сидорова приводит следующую классификацию жанров Интернет-коммуникации, основанную на противопоставлении жанров по продолжительности жизни текста, соотношению линейности и гипертекстовости, иерархии высказываний и способу «нарастания текста», уровню спонтанности и обработанности, онлайновости и офлайновости и т.п.: ICQ, чат, форум, дневник (блог), электронная переписка (е-mail), гостевая книга и MUD (Multi User Dungeon – многопользовательская ролевая игра) [8, с. 55].

Подводя итоги следует сказать, что классификация жанров Интернет-коммуникации может строиться на различных схемах и принципах. Исследователи Интернет-жанров придерживаются мнения, что появление нового жанра является одним из сигналов возникновения нового речевого сообщества с новой коммуникативной практикой.

Таким образом, обобщая исследования в этой области [Н.Г. Асмус, 2005; Е.Н. Галичкина, 2001; О.В. Дедова, 2004; Макаров, 2005; М.Ю. Сидорова, 2006] можно выделить следующие основные виды Интернет-жанров:

1) форум

2) блог

3) чат

4) жанр мгновенных сообщений

5) конференция

6) гостевая книга

7) электронная почта

8) MUD (многопользовательская ролевая игра).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7-ми т. М.: Русские словари, 1997. Т. 5. С. 159-260.
  2. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М.: Наука, 1980. 237 с.
  3. Дейк, ван Т.А. (1989): Язык. Познание. Коммуникация. Прогресс, Москва.
  4. Капанадзе Л.А. Структура и тенденции развития электронных жанров // Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». – 2002. – № 21. [Электронный ресурс]. – URL: http://rus. 1 september.ru/2002/21 /7.htm (дата обращения: 02.07.2011).
  5. Компанцева Л.Ф. Интернет-коммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический аспекты. – Луганск: Знание, 2007. – 444 с.
  6. Макаров М. Л. Жанры в электронной коммуникации quo vadis?//Жанры речи. – Вып. 4. – Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2005. – С. 336 – 351.
  7. Селютин А.А. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. No 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 138–141
  8. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. – М: Изд-во "1989ру", 2006. – 190 с.
  9. Силантьев И.В. Текст в системе дискурсных взаимодействий // Критика и семиотика. – 2004. – Вып.7. – С. 98 –
  10. Смирнов Ф.О. Национально-культурные особенности электронной коммуникации на английском и русском языках: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Ярославль: Ярославский гос. пед. ун-т, 2004. – 21 с.

 

Nashkhoeva M.R.

Candidate of Philology, employee

Lomonosov Moscow State University,

Associate Professor of the Department of English

Faculty of Foreign Languages

Chechen State University named after A.A. Kadyrov

(Moscow, Grozny, Russia)

 

TYPOLOGY OF INTERNET COMMUNICATION GENRES

 

Abstract: this article examines various approaches to the study of genres in modern linguistics. Various genres of Internet communication are considered. The description and structuring of Internet genres and methods of their classification are given.

 

Keywords: genre, modern English, text, Internet genre, Internet communication.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Нашхоева М.Р. ТИПОЛОГИЯ ЖАНРОВ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ // Вестник науки №1 (58) том 4. С. 206 - 212. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7104 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7104



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.