'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 13

Просмотры  79 просмотров

Беляева Г.Н.

  


РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ДПО И СПО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в статье дается краткий анализ систем дополнительного профессионального и среднего профессионального образования как ключевых составляющих успешного развития сильных специалистов среднего звена; предложены варианты реформирования систем ДПО и СПО. Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, авторы считают, что профессиональный успех достижим при условии непрерывного общего и профессионального образования развития личности, без ограничений, свойственных узко профильному обучению   

Ключевые слова:
система дополнительного профессионального образования, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательные программы   


УДК 37

Беляева Г.Н.

преподаватель английского языка

Астраханский государственный политехнический колледж

Лиманский филиал

(Астраханская область, п. Лиман)

 

РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ДПО И СПО В УСЛОВИЯХ

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в статье дается краткий анализ систем дополнительного профессионального и среднего профессионального образования как ключевых составляющих успешного развития сильных специалистов среднего звена; предложены варианты реформирования систем ДПО и СПО. Рассматривая систему дополнительного профессионального образования, авторы считают, что профессиональный успех достижим при условии непрерывного общего и профессионального образования развития личности, без ограничений, свойственных узко профильному обучению.

 

Ключевые слова: система дополнительного профессионального образования, непрерывное профессиональное образование, конкурентоспособность, образовательные программы.

 

С начала 90-х годов система российского образования, в том числе и профессионального, находится в переходном состоянии от прежнего представления о существовании и предназначении ее в обществе к принципиально новой модели.

Согласно научным исследованиям в этой области, концепция профессионального образования сегодня базируется на принципе «непрерывности», то есть для того чтобы достигнуть лучшего результата в профессиональной деятельности и оставаться востребованным на рынке профессий, специалисту любой сферы деятельности следует постоянно заниматься самообразованием, самосовершенствованием.

В век информационных технологий как крупным государственным предприятиям, так и частному бизнесу требуются умеющие оперативно подстраиваться под быстро меняющиеся социально-экономические условия кадры. Для продуктивной работы в данной ситуации сотруднику среднего звена необходимо не только владеть определенными профессиональными, но и личностными качествами. Ему должен быть понятны культура делового общения, культура предпринимательского труда, он должен быть хорошо подкова в правовой стороне рабочего процесса. Не менее важны умение работника предпринимать самостоятельные решения и брать на себя ответственность за результат работы, а также творческая составляющая его личности и самодисциплина. Из этого следует, что система среднего профессионального образования невозможна без усиленного развития такого ее компонента, как дополнительное профессиональное образование. Не стоит забывать о потребности перехода всей системы на так называемое «обучение будущего дня» (его суть заключается в идее развития профессиональных и личностных качеств у специалиста в равных частях).

«Целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществление образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» - именно так определяет ДПО О.В. Парахина, подтверждая логичный вывод о том, что развитие системы образования, позволяющей человеку в течении жизни осваивать новые специальности или наиболее глубоко изучить лишь одну из всего возможного аспекта профессий (путем получения доступа к курсам повышения квалификации) – необходимость современного этапа развития социума.

На практике теория не всегда имеет возможность воплотить в жизнь. Как в системе ДПО, так и в системе СПО уже ясно наметились проблемы, мешающие их планомерному развитию.

Говоря о системе профессионального среднего образования, следует, в первую очередь, сделать акцент на локальных образовательных учреждениях данного типа, на кадровые потребности региона, в котором они функционируют. При этом образовательный процесс должен строиться исходя из прикладных знаний «местного» характера, специфичных именно для этой области.

В случае, если среднее профессиональное образование будет ориентироваться на требования потенциального работодателя на протяжении всех лет обучения будущих специалистов и тесно сотрудничать с предприятиями – «заказчиками кадров», то последующее развитие производства приведет не только к социально-экономическому подъёму, но и проявлению ряда новых специальностей, требующих от соискателей знаний, профессий близких по роду деятельности.

Путь увеличения масштабов подготовки специалистов несколько ошибочен, в случае если не рассматривает в качестве приоритетного пути развития изменения качества образования, игнорируя тем самым, тенденцию превращения системы образования в ключевой фактор развития страны.

Колледж становится центром обучения принципиально иного типа специалистов широкого профиля, включая в привычные программы новые информационные блоки, внедряя открытый тип уроков, переходя с узкопрофильного обучения на широкопрофильного.

Тем не менее, СПО остаётся менее популярным среди населения нежели университетское образование, вследствие чего в стране наблюдается катастрофическая нехватка технических кадров среднего звена. В качестве возможных путей выхода из подобного тупика можно рассмотреть варианты создания образовательных учреждением и потенциальным работодателем специальной программы обучения, в том числе, возвращения к советской системе разработки плана дальнейшего трудоустройства выпускников колледжа. Введение постоянного отслеживания потребностей рынка кадров и создание на основании подобного анализа новых образовательных программ.

Возвращаясь к теме ДПО, можно также выделить проблемные зоны.

В частности, системе ДПО просто необходима корректировка нормативной и законодательной базы, на основе которой осуществляется его деятельность в пространстве с высшими учебными заведениями.

Все имеющиеся в масштабах страны программы образования должны быть в обязательном порядке аккредитованы. В связи с некоторыми изменениями в законе, касательно сферы образования, большая часть дополнительных профессиональных образовательных программ не рассматривается аккредитационной экспертизой. Не смотря на все плюсы, организации ДПО, в отличии от высших учебных заведений, выдать выпускникам документы государственного образца – дипломы, не может. Этот факт значительно подрывается авторитет предлагаемых курсов ДПО в глазах как соискателя, так и его потенциального работодателя.

Помимо прочего, ДПО предполагает дистанционную форму обучения. Безусловно именно дистанционное обучение сегодня особенно востребовано, так как даёт возможность получить новую специальность без отрыва от производственного процесса. Возможность самостоятельного выбора темпа обучения, доступность в любой географической локации делают ДПО максимально доступным и привлекательным для многих людей, желающих получит дополнительные навыки. Однако, из-за слабой технической составляющей современной систем образования, а также её недостаточной методической базы, ДПО перестает быть перспективным путём развития истории профессиональных кадров.

Регионам, заинтересованным в своей социально-экономическом развитии, необходимо обеспечить все учреждения СПО и ДПО достойной материально-технической базой, а также учебными методическими материалами. Только повышения качества образования позволит повысить деловую компетенцию граждан, живущих в условиях глобальных изменений экономики страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Батышев С.Я. Задачи системы профессионального образования в условиях развития рыночной экономики. – М., 1993.
  2. Горшков М.К. непрерывное образование в контексте модернизации/ М.К. Горшков, Г.А. Ключарев – М.: ИС РАН, ФГНУ ЦСИ, 2011
  3. Дёмин В.М. Приоритеты среднего и начального профессионального образования в деле повышения качества подготовки кадров// начальное и среднее профессиональное образование. – 2009.- №4-С.206-207.
  4. Парахина О.В. современнее тенденции системы дополнительного профессионального образования в России// Фундаментальные исследования – 2013-№2-с.445-448
  5. Суворова А.А. приоритеты развития среднего профессионального образования в России// Российский научный журнал.-2009.-№5.-С.209-212.

 

Belyaeva G.N.

English teacher

Astrakhan State Polytechnic College

Liman branch

(Astrakhan region, Liman village)

 

DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

& SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION SYSTEMS

IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION

 

Abstract: the article provides a brief analysis of the systems of additional professional and secondary vocational education as key components of the successful development of strong mid-level specialists; options for reforming the systems of vocational training and vocational education are proposed. Considering the system of additional professional education, the authors believe that professional success is achievable under the condition of continuous general and professional education of personal development, without the limitations inherent in narrowly specialized training.

 

Keywords: system of additional professional education, continuing professional education, competitiveness, educational programs.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Беляева Г.Н. РАЗВИТИЕ СИСТЕМ ДПО И СПО В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 64 - 69. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7133 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7133



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.