'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 14

Просмотры  94 просмотров

Биктимерова Р.Ф.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены этапы формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности. В настоящее время актуальна проблема здорового образа жизни, а здоровое поколение школьников является важнейшим фактором обеспечения будущего нации. Особое место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования здорового образа жизни   

Ключевые слова:
здоровье, здоровый образ жизни, урочная и внеурочная деятельность, младшие школьники   


УДК 378(045)

Биктимерова Р.Ф.

студент

Башкирский государственный педагогический университет

им. М. Акмуллы

(г. Уфа, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ

И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье рассмотрены этапы формирования здорового образа жизни у младших школьников средствами урочной и внеурочной деятельности. В настоящее время актуальна проблема здорового образа жизни, а здоровое поколение школьников является важнейшим фактором обеспечения будущего нации.

Особое место при этом занимает обучение детей младшего школьного возраста, который характеризуется началом формирования постоянных интересов и склонностей ребенка к какому-либо учебному предмету, отсутствием боязни общения и т.п. Именно данный период является особенно важным для раскрытия и формирования здорового образа жизни.

 

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, урочная и внеурочная деятельность, младшие школьники.

 

Слово «здоровье», как и слова «любовь», «красота», «радость», принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному. Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения, звучит так: «Здоровье – это состояние полного психического, физического и социального благополучия». В моём же понимании здоровье – это великое благо, делающее человека свободным, устремлённым в будущее и готовым осуществить самые смелые замыслы. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, стремится к самосовершенствованию, достигая внутренней красоты.

Существенной характеристикой отношения человека к своему здоровью является такая важная составляющая, как здоровый образ жизни.

Проблема воспитания потребности в здоровом образе жизни в наше время встаёт особенно остро, причём начинать эту работу необходимо как можно раньше. Образ жизни может быть здоровым только тогда, когда он развивается, дополняется различными новыми, полезными для здоровья элементами, привычками и тем самым совершенствуется. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Поэтому здоровому образу жизни надо постоянно учиться, а значит, ему надо и постоянно учить.

Перед нами стоит серьёзная задача сохранения и укрепления здоровья детей после их поступления в школу, когда возрастает и психологическая, и физическая нагрузка на организм. Формирование здорового образа жизни ребёнка должно стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми младшего школьного возраста.

Младший школьный возраст – это довольно значительный период для формирования здорового образа жизни. Во-первых, в этот период организм школьника довольно быстро растет. Во-вторых, у обучающегося происходит адаптация к новым условиям социального взаимодействия. В-третьих, учебный процесс – интенсивный умственный труд, объединенный с напряжением существенного количества центров коры больших полушарий головного мозга.

Таким образом, от того, как в школе созданы условия для развития и учебы учащегося, зависит здоровье и формирование здорового образа жизни развивающейся личности.

Каждый день учебные занятия в моём классе начинаются с утренней зарядки. Использую различные комплексы общеразвивающих упражнений для утренней гимнастики, помогающие преодолеть сонливость учеников, которая наблюдается на первом уроке, активно включиться в работу, активизировать внимание. Зарядка проводится с музыкальным оформлением, что создаёт хорошее настроение, доставляет удовольствие от выполнения упражнений.

Чтобы у детей в начале урока установился положительный эмоциональный настрой на успешное обучение, я использую различные психологические установки, в виде стихотворений, т.е. готовлю детей эмоционально и физически.

Мои дети в классе очень активные и подвижные. Двигательный режим имеет важное место в жизни младших школьников. В этот период идёт бурный рост и становление организма ребёнка. Большое оздоровительное значение в режиме дня учащихся имеет подвижная перемена, прогулки. Игры - хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность. Активный отдых на переменах и прогулках должен носить произвольный характер. Дети сами, соответственно своим интересам, выбирают игры и упражнения. Однако ненавязчивая помощь и контроль взрослых способствуют уменьшению конфликтных ситуаций, поддерживают дисциплину и соблюдение правил игры. Использую простые, уже знакомые детям игры, средней и малой интенсивности, в которых можно быстро менять состав участников, и также быстро выявлять победителей.

Дни здоровья. Темы для них я подбираю актуальные и интересные для учеников. Главная цель уроков здоровья – всестороннее развитие личности на фоне доступного в младшем школьном возрасте уровня физической культуры. Темы уроков: «К нам приехал Мойдодыр!», «Если хочешь быть здоров» и др. Дети разучивают стихи, участвуют в викторинах, ближе знакомятся друг с другом или сами разрабатывают правила здорового образа жизни. В результате формируется положительная мотивация к соблюдению этих правил.

Немаловажную роль в формировании потребности к ЗОЖ играет и реализация программы М.М.Безруких, Т.А.Филипповой «Разговор о правильном питании», которая не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т.к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания.

Цель курса: формирование у школьников основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.

Занятия, проводимые по данной программе, преследуют следующие образовательные и воспитательные задачи:

- формирование у учащихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми практических навыков рационального питания;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей.

Главные персонажи – герои телевизионной передачи «Улица Сезам» Зелибоба, Бусинка, Кубик. Эти герои помогают задуматься над вопросами, важными для здоровья ребёнка. В игровой форме они помогают найти ответы на вопросы:

- Какие продукты полезны?

- Как правильно есть?

- Как сделать кашу вкусной?

- Что такое меню?

- Что надо есть, если хочешь стать сильным?

- Как вырасти сильным, красивым, здоровым?

На занятиях «Разговор о правильном питании» дети узнают: для чего мы едим; как правильно хранить продукты; где и как готовят пищу; как правильно накрыть стол; как правильно есть; где найти витамины весной; как питание влияет на настроение.

Таким образом, содержание программы по формированию у детей основ культуры питания позволяет подвести детей к пониманию того, что составляющей здорового образа жизни является правильное питание.

Программа «Все цвета, кроме черного» направлена на формирование культуры безопасного и здорового образа жизни и профилактику вредных привычек у детей и подростков 2-11-х классов.

Представленная в программе воспитательная модель охватывает различные стороны жизни детей: отношения со сверстниками и взрослыми, увлечения и досуг, взаимодействие с членами семьи, планы на будущее и так далее.

Полученные знания позволяют детям понять, почему им нужно заботиться о своем здоровье. Учащиеся учатся управлять своим поведением в различных ситуациях, избегая конфликтных ситуаций с окружающими, получают знания и навыки, связанные с предупреждением асоциального поведения.

Как классный руководитель систематически провожу с учащимися классные часы, беседы, конкурсы по проблеме сохранения и укрепления здоровья:

▪ Беседы «Береги свою жизнь», Для чего нужна зарядка», «Осторожно на дорогах!», «Если хочешь быть здоров».

▪ Классные часы «Мои увлечения», «Мои любимые игры», «Мой режим дня - мой друг и помощник»,

▪ Игры «В гостях у Айболита», «Здоров будешь - всё добудешь», «Мы – ловкие, смелые, умелые».

▪ Лекция профессора Знайки о правильном питании.

▪ Маскарад вредных привычек.

Ребята моего класса посещают спортивные кружки, принимают участие в различных спортивных соревнованиях.

Безусловно, школа не может обойтись без помощи родителей. Ведь именно родители должны стать для своих детей положительным примером в сфере сохранения и укрепления здоровья.

С родителями я провожу различные профилактические беседы и лектории на собраниях о сохранении и укреплении здоровья детей:

-Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.

-Физическое воспитание детей в семье.

-Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.

-Основы здорового питания.

-Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).

-Профилактика вредных привычек.

-Формирование у детей навыков личной гигиены.

В работе с родителями имеют место совместные классные мероприятия. Среди них хотелось бы особенно выделить спортивно-оздоровительные конкурсы и эстафеты: «Папа, мама, я – спортивная семья»

Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.

Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, уроках, внеклассных мероприятиях.

Для наглядной пропаганды здорового образа жизни хочу сделать в классе «дерево здоровья». На это «дерево» заносятся имена и фамилии ни разу не болевших учеников за четверть. По итогам года самые здоровые ученики получают награду, поощрение в виде грамоты или сувенира.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Цветкова, С. С. Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников / С. С. Цветкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 51 (393). — С. 427-428. — URL: https://moluch.ru/archive/393/87077/ (дата обращения: 04.10.2022).

 

Biktimerova R.F.

student

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla

(Ufa, Russia)

 

FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE

IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN BY MEANS

OF A FIXED AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

 

Abstract: the article considers the stages of formation of a healthy lifestyle in younger schoolchildren by means of regular and extracurricular activities. Currently, the problem of a healthy lifestyle is relevant, and a healthy generation of schoolchildren is the most important factor in ensuring the future of the nation.

A special place in this case is occupied by the education of children of primary school age, which is characterized by the beginning of the formation of permanent interests and inclinations of the child to any academic subject, lack of fear of communication, etc. This period is especially important for the disclosure and formation of a healthy lifestyle.

 

Keywords: health, healthy lifestyle, extracurricular activities, junior schoolchildren.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Биктимерова Р.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 70 - 76. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7134 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7134



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.