'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 16

Просмотры  128 просмотров

Колодезникова В.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается возможность использования технологии визуализации учебной информации при формировании познавательного интереса обучающихся. Описаны теоретические аспекты формирования познавательного интереса. Проанализированы средства визуализации учебной информации   

Ключевые слова:
познавательный интерес, технология визуализации учебной информации, средства визуализации, инфографика, интеллект-карты, облако слов, онлайн-доски   


УДК 371.39

Колодезникова В.В.

магистрант

Московский педагогический государственный университет

(г. Москва, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ

ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ

ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается возможность использования технологии визуализации учебной информации при формировании познавательного интереса обучающихся. Описаны теоретические аспекты формирования познавательного интереса. Проанализированы средства визуализации учебной информации.

 

Ключевые слова: познавательный интерес, технология визуализации учебной информации, средства визуализации, инфографика, интеллект-карты, облако слов, онлайн-доски.

 

В настоящее время отсутствие мотивации и низкий уровень познавательного интереса у обучающихся средней школы по мнению исследователей проблем современного образования, занимает одно из ведущих мест. Главной причиной этому является однообразие в содержании обучения.

Современное поколение школьников растет в полном окружении информационных технологий, гаджетов, интернета, социальных сетей и т.д. Их с рождения тянет к ярким, красочным, структурированным картинкам и видео. Такие изображения привлекают внимание и вызывают интерес у детей.

Поэтому из множества методов и средств для развития и активизации познавательного интереса одним из наиболее эффективным считается   технология визуализации учебной информации. Его применение в обучении - важное условие для современного образования, когда на первое место ставится не передача фундаментальных знаний, а развитие творческих способностей и создание возможностей для реализации потенциала личности обучающихся.

Ведь использование средств визуализации в обучении - это не только показ иллюстраций и презентаций учителем, но и возможность для обучающихся самим структурировать и визуализировать полученные знания.

 В психологии под интересом понимается: «избирательное отношение личности к объекту, определяемое его жизненным значением и эмоциональной привлекательностью. Интересы порождаются потребностями. Потребность выражает необходимость, а интерес — принятие, предрасположенность к какой-либо деятельности. Утвердившийся интерес может стать потребностью. Интересы индивида определяются особенностями объекта, на который они направлены, и психических свойств самого индивида (его воспитанности, культуры, характера, способностей)» [2].

Н. Г. Морозова, определяет понятие интерес как «эмоционально-познавательное отношение между субъектом и объектом, где активную роль играет субъект познания» [6]. С. Л. Рубинштейн понимал интерес как «специфическую направленность личности» [8]. И.П. Подласый писал:  «интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности»[7].

Исходя из толкований исследователей, мы пришли к тому, что интерес это — проявление внутренних чувств, внутреннее отношение к объекту.

Далее переходим к раскрытию содержания определения понятия «Познавательный интерес».

Г.И. Щукина определяет познавательный интерес как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется. Этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом» [9].

 Н.Г. Морозова, трактует так: «познавательный - это интерес, направленный на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [6].

Исходя из этих определений и рассуждений исследователей, можно сказать что познавательный интерес — это эмоционально-познавательная направленность личности к познанию предмета и окружающей среды.

Г.И. Щукиной были выделены четыре основных стадии формирования познавательного интереса в учебном процессе. Первичной формой познавательного интереса считается - любопытство. Любопытство чаще всего является начальным толчком к познанию в процессе обучения. Затем наступает стадия любознательности. Здесь ученики уже проявляют интерес к новой информации, они начинают искать дополнительные материалы, касающиеся этой темы. Потом наступает стадия познавательного интереса. На этой стадии ученику нравится этот предмет обучения, с удовольствием занимается на уроках. Потом проявляется теоретический интерес. Здесь обучающийся самостоятельно решает трудные задачи изучает теоретические и практические вопросы, связанные с темой [9].

 Проанализировав научные взгляды исследователей по этой теме, можем выделить 2 условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса обучающихся:

Обеспечить активную мыслительную деятельность обучающихся.

Максимально разнообразить содержание и технологии образовательного процесса.

 В нашем исследовании мы рассмотрели технологию визуализации как средство формирования познавательной деятельности обучающихся. Технология визуализации учебной информации включает в себя:

Комплекс знаний для передачи информации;

Визуальные средства их представления;

Электронно-образовательные ресурсы для их создания;

Комплекс методов и технологий использования и развития визуального мышления в процессе обучения.

Если технология визуализации информации в обучении будет выполнять когнитивную функцию (включение в образовательный процесс активных визуальных элементов), то эффективность усвоения знаний повысится и соответственно активизируется познавательная деятельность обучающихся. 

Активные средства визуализации - это система передачи визуальной информации, активно реагирующая на действия обучающихся, позволяющая всем участникам учебного процесса визуализировать информацию.

В информационном мире известно значительное число визуальных средств передачи информации: онлайн - доски, инфографика, плакаты, схемы, облако слов, фишбоун, лента времени, скрайбинг, интерактивная презентация, флеш-карточки, интеллект-карты и многое другое. Однако, для подробного анализа мы выбрали 4 основных способа это - инфографика, интеллект-карты, облако слов и онлайн-доска.

Первым средством является инфографика. Это способ передачи информации, данных и знаний с помощью график, диаграмм, схем, знаков, фигур, картинок. Основные принципы инфографики - содержательность, структурированность, передача основного смысла темы и легкость восприятия.

Виды инфографики:

  • карта;
  • статистика;
  • интерактивная инфографика;
  • информационная инфографика;
  • алгоритмы схемы процессы;
  • лента времени, хронология и история;
  • фишбоун;
  • текстовая инфографика;
  • иерархия;
  • резюме, портфолио, профайл.

 

Главным отличием инфографики от других средств визуализации является то, что на одном плакате максимально наглядно размещается вся необходимая информация по выбранной теме. Инфографика дает возможность работать с инфографикой как со стороны учителя, так и со стороны учеников.

Следующее средство визуализации это - интеллект карты. Это способ визуализации информации, которая структурирует материал используя системные связи между главным словом и его ключевыми словами[5].

Автором создания этой методики является британский психолог Тони Бъюзен. В центре находится главное слово, мысль, тема — главная идея карты. От центра выходят ветви, которые можно делить на подпункты до тех пор, пока вы не структурируете всю информацию.

Основные принципы интеллект-карт: структурирование информации; универсальность; использование цветных текстов, символов, форм, линий.

Главным отличием от других средств визуализации - это структурирование информации в виде ассоциативных связей мышления.

Следующим способом визуализации является - облако слов или облако тегов. Это способ визуализации информации, где слова представлены ключевыми словами или словосочетаниями в одном облаке в одно время, разными людьми.

Основные принципы облака слов: визуализация информации, организация совместной работы.

Главное отличие от остальных средств визуализации - здесь используются только ключевые слова.

И последним средством визуализации информации, проанализированным в нашем исследовании, является онлайн-доска.

Согласно определению Л.А. Горовенко и Г.А. Алексаняна, «виртуальная доска — это бесконечная интерактивная онлайн-доска, на которой можно рисовать, записывать текст, делать пометки, добавлять рисунки, стикеры, а также динамические объекты, тем самым прекрасно иллюстрируя и оживляя подачу учебного материала» [2].

Основные принципы: организация совместной деятельности, интерактивность, визуализация информации.

В отличие от других средств визуализации интерактивная доска заменяет обычную доску в классе, здесь можно прикреплять картинки, стикеры, писать, рисовать, стирать и т.д.

 Для того чтобы эффективно использовать технологию визуализации информации, необходимо совместить эти средства визуализации с иными элементами учебного процесса и методами обучения, не применяя одну только технологию визуализации. При правильном использовании этой технологии, будет показывать положительное влияние на образовательный процесс.

Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что, нельзя отрицать те возможности, которые в педагогике представляет технология визуализации информации. Правильное комбинирование технологии визуализации с другими методами обучения является залогом успеха при формировании познавательного интереса учеников в обучении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Выготский JI.C. Лекции по психологии: психологические функции и их развитие в детском возрасте. — СПб.: Союз, 1999. — 143с
  2. Горовенко Л.А., Алексанян Г.А. Организация дистанционного обучения с использованием Интернет-технологий // Вестник Адыгейского государственного университета. 2018. № 4 (231). С. 220-225
  3. Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – Выпуск № 1 (1), 2016. – с. 63 – 71., с. 64
  4. Лаврентьева Л.В., Деулина С.А., Ромашова И.А. Аспекты мотивации учебной деятельности школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62–4.
  5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе - Москва, 2000. – 375c.
  6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 365 с.
  7. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. — М.: Просвещение, 1988. — 412 с. 24.
  8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008. – 109с. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Колодезникова В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 81 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7136 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7136



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.