'
Радаева Ю.Д.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ *
Аннотация:
в работе проведен анализ результатов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп до внедрения программы «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» и после, а так же сравнение результатов и вывод о влиянии театрализованной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ
Ключевые слова:
адаптация к ДОУ, театрализованная деятельность, дети раннего возраста
УДК 159.9.07
Радаева Ю.Д.
Московский городской педагогический университет
Самарский филиал
(Россия, г. Самара)
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ
Аннотация: в работе проведен анализ результатов диагностики детей экспериментальной и контрольной групп до внедрения программы «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» и после, а так же сравнение результатов и вывод о влиянии театрализованной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ.
Ключевые слова: адаптация к ДОУ, театрализованная деятельность, дети раннего возраста.
Исследование проводилось с декабря по сентябрь 2020-2021, на базе МБДОУ «Детский сад №61» г.о. Самара. Выборку составили воспитанники группы №4 (экспериментальная группа), в количестве 30 человек, в возрасте от 2.4г до 3.2г, и воспитанники группы №5 (контрольная группа), в количестве 30 человек, в возрасте от 2.3г до 3,3г. Все испытуемые впервые посещают данное дошкольное учреждение и группу. Выборка неоднородная, состоит из детей уже ранее посещавших частный детский сад (3 человека контрольная группа и 2 человека экспериментальная группа), посещающих детские центры дополнительного образования (по 1 человеку в контрольной и экспериментальной группах) и ранее не посещавших дошкольные учреждения(53 человека). Так же группа имеет различную половую принадлежность: 18 мальчиков и 12 девочек в экспериментальной группе и 16 мальчиков и 14 девочек в контрольной группе.
Для выявления основных индивидуально-психологических особенностей личности ребенка в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению нами была выбрана шкала по определению поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой.
Шкала включает оценку поведенческих реакций детей по следующим факторам адаптации: эмоциональное состояние ребенка, социальные контакты ребенка, сон ребенка, аппетит ребенка.
Разброс оценок от -3 (негативные поведенческие реакции) до +3 (позитивные поведенческие реакции), то есть от отличной адаптации до полной дезадаптации.
Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или –12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
Уровень, успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
Таблица 1. Адаптация детей
Адаптация |
Сроки (А) |
Поведенческие реакции (П) |
Уровни адаптации |
|
Легкая |
До 1 недели |
+12… +8 |
А-1 П-1 А-1 П-2 |
Высокий |
Средняя |
До 3 недель |
+7…0 |
А-1 П-3 А-2 П-2 |
Средний
|
Усложненная |
До 5 недель |
-1…-7 |
А-2 П-4 А-3 П-3 |
Сложный |
Дезадаптация |
Более 5 недель |
-8…-12 |
А-3 П-4 А-4 П-4 |
Дезадаптация |
Для подтверждения достоверности результатов исследования на контролирующем этапе эксперимента мы пользовались методами математико-статистической обработки:
Критерий применяется для сопоставления показателей, измеренных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Он позволяет установить не только направленность изменений, но и их выраженность. С его помощью мы определяем, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. В нашем случае мы сравнивали уровни адаптации у детей раннего возраста в обеих группах. Этот метод определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны.
Исследование проходило в несколько этапов.
На констатирующем этапе перед нами стояли следующие задачи:
Задачи формирующего этапа экспериментальной работы:
Задачи контрольного этапа экспериментальной работы:
Согласно первой задаче контрольного этапа, были определены сроки, база экспериментальной работы и ее участники.
В соответствии со второй задачей констатирующего этапа исследования нами были подобраны диагностические материалы.
Таким образом, полученные результаты констатирующего этапа экспериментальной работы дают возможность отобрать содержание и формы работы на формирующем этапе исследования – по реализации психолого-педагогической программы «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ», как возможность коррекции тяжелой адаптации детей средствами театрализованной деятельности.
В ходе формирующего эксперимента были использованы игровые занятия, направленные на облегчение процесса адаптации у детей путем налаживания социальных контактов детей с воспитателем и друг с другом, улучшения его эмоционального состояния и развития творческих навыков, как следствия.
Для более удобного проведения занятий по программе «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» дети экспериментальной группы делились на подгруппы. Упражнения проводились при наличии помощников (второго воспитателя, педагога психолога, младшего воспитателя). Каждое из занятий в равной степени проводилось во всех подгруппах. Для чистоты эксперимента, для каждого упражнения формировалась новая подгруппа с другими детьми, в целях равного привыкания воспитанников друг к другу.
Изложение результатов экспериментального исследования.
Результаты диагностики экспериментальной группы по шкале определения поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой показали, что в среднем у детей экспериментальной группы средняя успешность адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Меньше всего проблем у детей с аппетитом, несколько больше с взаимодействием друг с другом. Социальные контакты проявляются слабо, дети в основном равнодушны друг к другу и предпочитают самостоятельные игры. Эмоциональное состояние детей нестабильно. Дети замкнуты и расстроены отсутствием родителей и привычной обстановки. Проблемы со сном в основном связаны с нежеланием детей засыпать в непривычном месте. Многие капризничают и успокаиваются лишь после индивидуально уделенного им времени.
Соотношение детей с разным уровнем адаптированности к условиям детского сада представлено на рисунке 1 .
Рисунок 1. Соотношение детей с разным уровнем
адаптированности к условиям ДОУ
Соотносительные результаты показали, что большинство детей (50%) имеют средний уровень адаптации к детскому саду, у них наблюдаются проблемы в основном социального и эмоционального плана. У 20% детей отмечается легкий процесс адаптации, у них хороший аппетит, нет проблем со сном, они предпочитают совместную игру с другими, их настроение приподнято и эмоциональный фон стабилен и положителен.
Около четверти (27%) экспериментальной группы имеет усложненный процесс адаптации, у детей наблюдаются проблемы эмоционального, социального плана, а так же проблемы со сном и аппетитом. Один ребенок дезатаптирован, у него расстроен сон, аппетит, эмоциональное состояние очень подавленное, он агрессивен по отношению к другим.
Результаты по шкале определения поведенческой реакции контрольной группы в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой показали, что в среднем у детей раннего возраста средняя успешность адаптации к условиям детского дошкольного образовательного учреждения. Меньше всего проблем у детей с аппетитом, несколько больше с социальным взаимодействием. Контакты проявляются слабо, дети в основном равнодушны друг к другу и предпочитают самостоятельные игры или общение с воспитателями. Эмоциональное состояние нестабильно. Дети расстроены отсутствием родителей и привычной обстановки. Проблемы со сном в основном связаны со страхом засыпать в незнакомом месте. Дети долго плачут, не желая ложиться в постель. Наличие любимой игрушки несколько облегчает проблему. Дезадаптированных детей нет.
Соотношение детей контрольной группы с разным уровнем адаптированности к условиям детского сада представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Соотношение детей с разным уровнем
адаптированности к условиям ДОУ
Соотносительные результаты показали, что большинство детей (47%) имеют средний уровень адаптации к ДОУ, у них наблюдаются в основном проблемы эмоционального плана и проблемы со сном. У 23% детей отмечается легкий процесс адаптации. У них хороший аппетит, нет проблем со сном, они предпочитают совместную игру с другими детьми, их настроение носит приподнятый характер.
Около трети (30%) контрольной группы имеет усложненный процесс адаптации. У детей наблюдаются проблемы социального и эмоционального плана, а так же проблемы с аппетитом и сном.
Нами повторно по истечении 9 месяцев, перед переходом детей во вторую младшую группу была проведена методика на экспериментальной группе (в которой применялась разработанная программа) и на контрольной группе (в которой не применялась разработанная программа).
Результаты по шкале определения поведенческой реакции экспериментальной группы в соответствии с оценкой факторов адаптации А. Остроуховой показали, что в среднем у детей экспериментальной группы средняя успешность адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Меньше всего проблем у детей с аппетитом, несколько больше с взаимодействием друг с другом и социальными контактами. Эмоциональное состояние детей достаточно стабильно. Дети привыкли друг к другу и обстановке. Дети образуют группы для игры, активно взаимодействуют друг с другом. Проблемы со сном в основном связаны с нежеланием детей заканчивать игру и ложиться.
Соотношение детей экспериментальной группы с разным уровнем адаптированности к условиям детского сада представлено на рисунке 3.
Рисунок 3. Соотношение детей с разным уровнем
адаптированности к условиям ДОУ
Соотносительные результаты показали, что большинство детей экспериментальной группы (50%) имеют средний уровень адаптации к детскому саду, у них наблюдаются проблемы в основном социального и эмоционального плана. У 37% детей отмечается легкий процесс адаптации, у них хороший аппетит, нет проблем со сном, они предпочитают совместную игру с другими, их настроение приподнято и эмоциональный фон стабилен и положителен.
Около 13% группы имеет усложненный процесс адаптации, у детей наблюдаются проблемы эмоционального, социального плана, а так же проблемы со сном и аппетитом. Дезадаптированных детей нет.
Соотношение детей контрольной группы с разным уровнем адаптированности к условиям детского сада представлено на рисунке 4.
Рисунок 4. Соотношение детей с разным уровнем
адаптированности к условиям ДОУ
Соотносительные результаты показали, что большинство детей контрольной группы (50%) имеют средний уровень адаптации к детскому саду, у них наблюдаются проблемы в основном социального плана. У 30% детей отмечается легкий процесс адаптации, у них хороший аппетит, нет проблем со сном, они предпочитают совместную игру с другими, их настроение приподнято и эмоциональный фон стабилен и положителен.
Около 20% группы имеет усложненный процесс адаптации, у детей наблюдаются проблемы эмоционального, социального плана, а так же проблемы со сном и аппетитом. Дезадаптированных детей нет.
Анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования
В результате математической обработки выявлено, что сравнение общих баллов адаптации и баллов по показателю «социальные контакты» в экспериментальной группе на начальном и констатирующем этапе исследования полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.
Можно сделать вывод о том, что подтверждается первая гипотеза – сдвиг в сторону увеличения значений превысил сдвиг в сторону уменьшения значений. Тенденция сохранения значений на прежнем уровне не выявлена, все дети увеличили свои показания по критерию «социальные контакты» и общие баллы адаптации.
Сравнение шкалы «социальные контакты» детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении в контрольной группе на начальном и констатирующем этапе исследования показало, что полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне незначимости.
Можно сделать вывод о том, что социальные контакты в группе находятся на очень низком уровне и стали хуже, чем при поступлении. Вероятно, это связано низкой социальной активностью, а так же с отсутствием занятий, направленных на целенаправленное установление контактов между детьми.
Сравнение общих баллов адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении в контрольной группе на начальном и констатирующем этапе исследования показало, что полученное эмпирическое значение Tэмп находится в зоне значимости.
Можно сделать вывод о том, что подтверждается первая гипотеза – сдвиг в сторону увеличения значений превысил сдвиг в сторону уменьшения значений. Тенденция сохранения значений на прежнем уровне не выявлена, все дети увеличили свои показания по общим баллам адаптации.
Итак, в экспериментальной группе детей показатели «социальный контакт» и общие баллы адаптации на конец исследования стали гораздо выше, чем были в начале, признаки тяжелой адаптации в большей степени отсутствуют. Таким образом, эффективный процесс снижения негативных факторов адаптации к ДОУ у детей раннего возраста возможен при осуществлении игровых коррекционно-развивающих занятий, в основе которых, лежат элементы театрализованной деятельности в рамках реализации программы по повышению уровня адаптации детей.
В процессе применения U – критерия Манна – Уитни, нам удалось обнаружить различия по показателю «социальные контакты», между экспериментальной и контрольной группами после внедрения программы «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ».
Различия по общему баллу адаптации между экспериментальной и контрольной группами оказались вне зоны значимости.
Таким образом, реализация программы «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» способствует ускорению и облегчению адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что программа «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» оказалась эффективна для установления социальных контактов между воспитанниками и менее эффективна по показателю общего балла адаптации.
Преобладание различий лишь по одной шкале (социальные контакты) может свидетельствовать о том, что в реализованной программе «Театрализованная деятельность как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ» большинство упражнений было направлено на повышение показателей именно этого критерия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Radaeva Y.D.
Moscow City Pedagogical University
Samara Branch
(Russia, Samara)
EXPERIMENTAL STUDY OF INFLUENCE
OF THEATRICAL ACTIVITIES ON PROCESS OF ADAPTATION
OF YOUNG CHILDREN TO PRESCHOOL EDUCATION
Abstract: the paper analyzes the results of diagnosing children in the experimental and control groups before the introduction of the program "Theatrical activity as a means of adapting young children to preschool education" and after, as well as a comparison of the results and a conclusion about the impact of theatrical activity on the process of adaptation of children to preschool education.
Keywords: adaptation to the preschool educational institution, theatrical activities, young children.
Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5
Ссылка для цитирования:
Радаева Ю.Д. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 98 - 110. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7139 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*