'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 21

Просмотры  229 просмотров

Стоильская Н.Н.

  


МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЯХ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются методические аспекты развития ритмического мышления у детей в условиях ансамблевого пения. Изучение данного вопроса актуально для педагогов по вокалу, так как выстраивание эффективных музыкально-ритмических занятий с детьми должно проводиться, исходя из возраста и уровня общего музыкального развития ребенка   

Ключевые слова:
: ритмическое мышление, ритм, ритмика, ансамбль, вокальный ансамбль, Body Percussion, Boomwhackers, Коннакол   


УДК 37

Стоильская Н.Н.

магистрант

АНО ВО «Институт современного искусства»

(г. Москва, Россия)

 

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

У ДЕТЕЙ В ВОКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЯХ

 

Аннотация: в статье рассматриваются методические аспекты развития ритмического мышления у детей в условиях ансамблевого пения. Изучение данного вопроса актуально для педагогов по вокалу, так как выстраивание эффективных музыкально-ритмических занятий с детьми должно проводиться, исходя из возраста и уровня общего музыкального развития ребенка.

 

Ключевые слова: ритмическое мышление, ритм, ритмика, ансамбль, вокальный ансамбль, Body Percussion, Boomwhackers, Коннакол.

 

Ритм является одним из первоисточников музыки, жизненно важной составляющей для музыкального искусства. Б.М. Теплов [7] отмечал, что первые проявления музыкально-ритмического чувства обнаруживаются у детей в 9-10 месяцев. Самые первые реакции ребёнка на ритмический элемент музыки возникают вскоре после первой реакции на звуки материнского пения. Ритмическая составляющая музыки вызывает сначала беспорядочные хаотичные движения, а затем совпадающие с музыкальной пульсацией. Г.А. Ильина исследовала ритм как первое музыкальное представление ребенка, которое он может воспроизвести [3].

Разработкой проблемы развития чувства ритма занимались Б. М. Теплов, Д. Гудкин, Э. Ж. Далькроз, Г. А. Ильина, Е. В. Назайкинский, Ф. Л.  Потоцкая, К. Орф, К. В. Тарасова и др. Учёные отмечают, что музыкально–ритмическое мышление — это психологическая особенность индивида, создающая возможность успешного выполнения им музыкальной деятельности, которая выражается в движениях. «Ввиду своей универсальности чувство ритма среди любителей музыки распространено в гораздо большей степени, нежели звуко-высотный слух. Однако, в случае недостаточности природного ощущения ритма, он поддается развитию с большим трудом» [6, с.151].

Когда мы слышим понятие «вначале был ритм», мы понимаем его как фразу «вначале было тело», так как движущееся тело предшествует ритму. Е.В.  Назайкинский отмечал, что: «музыкальный ритм представляет собой закономерное распределение во времени ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)» [4, с.78].

Обобщая определения данные учеными-музыкантами можно утверждать, что структура музыкально-ритмического мышления включает в себя чувство метрической пульсации, темпа, ритмического рисунка и, в качестве своеобразного компонента, - эмоциональное переживание человеком всех этих составляющих.

При всей важности чувства ритма, к сожалению, его развитию не уделяется должного внимания в современной системе музыкального образования из-за отсутствия достаточного времени на индивидуальных уроках сольного пения и тем более вокального ансамбля т.к. целая совокупность разных задач стоит перед руководителем. Отличной идеей было бы введение отдельного предмета в образовательную программу студии эстрадного вокала, такого как ритмика!

Эффективному развитию ритмического мышления способствуют групповые занятия, например эстрадным ансамблем. Занятия в группе, объединенной общими интересами и целями, даёт возможность проявить себя соразмерно своим возможностям, поскольку современные музыкальные стили отличаются не только гармоническим, мелодическим, но и ритмическим своеобразием. Именно поэтому участники ансамбля должны относиться к ритму осознанно.

Потребность во всестороннем развитии ритмического чувства у детей охватывает практически все составляющие музыкального языка.

Роль ритмического начала в музыкальной культуре XXI века значительно возросла, и, как следствие, возникают совершенно новые тенденции в современном музыкальном воспитании, при котором в существующую классическую школу вливаются различные инновационные методы и подходы, которые нашли применение в мировой практике.

Метод музыкально-ритмического воспитания разработал швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз ещё в конце XIX века, но он  актуален и в наше время. Созданный им Институт Ритмической гимнастики в 1910 году подкрепил и оправдал этот интерес. Система Э.Ж. Далькроза заключалась во включении в уроки музыкального образования физических упражнений для развития должного чувства ритма у будущих музыкантов. Он создал структуру ритмических упражнений, где музыкально-ритмические задания сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми. «Далькроз настаивал на возрастном подходе к обучению. Он рекомендовал проводить занятия с детьми в игровой форме, насыщенной действием, а не теоретическими разъяснениями. Его лозунгом было: «Учить и учиться радостно, с удовольствием»» [2 c. 19].

Ритм, как «первоэлемент» музыкального восприятия, явился основой для построения известной методической системы музыкального воспитания детей «Шульверк» Карла Орфа, принцип которой состоит во взаимодействии  слова, музыки, игры на инструментах и движениях. Термин «Schulwerk» переводится  как «школа» и «действовать», что нацеливает ребят на живое обучение, инициативу и творчество. В методе К. Орфа используются наборы различных ударных инструментов – ксилофоны, металлофоны, барабаны, литавры, колокольчики, тарелки, треугольники. Все эти инструменты должны сочетаться с хлопками, шлепками, притопами, щелчками, которыми обладает человек от рождения. Синтез движения, пения, игры на инструментах и импровизации – главный аспект в работе с детьми по системе К. Орфа.

Методическое направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (англ., «тело-барабан»). Сегодня этот метод, в силу своей доступности, популярен и в музыкальной педагогике, и как самостоятельное искусство. Телесная перкуссия помогает понять и прочувствовать ритм на довольно глубоком уровне, практиковать самые различные ритмические навыки, а также развивать координацию своего тела.

Детям и подросткам очень нравится заниматься Боди-перкуссией, поскольку для них естественно взаимодействовать с частями своего тела, а подросткам это помогает раскрепоститься, снять телесные зажимы, научиться импровизировать и экспериментировать. Также игра на трубках в ансамблевых группах даёт возможность ментально чувствовать мысли друг друга, учит взаимодействовать, наполняться эмоциями и понимать настроение всех участников ансамбля.

Ритмические рисунки исполняются на разных частях тела: это топот или притопы ногами, похлопывания или шлепки по коленям и бедрам, хлопки в ладоши, щелчками пальцами, удары по плечам или по груди, звучащие жесты, которые требуют взаимодействия в паре или в коллективе. После уверенного освоения всех приёмов и элементов, дети начинают импровизировать и экспериментировать, обогащая свой опыт музицирования различными телесными приёмами, и тем самым раскрывая свой потенциал.

Действенным и эффективным методом для понимания детьми внутренней пульсации в произведении, для выразительности и точности ритма является метод ритмического дробления. Его суть состоит в том, что вследствие многократных повторений определённого ритмического рисунка при исполнении музыкальных произведений у детей рождается чувство внутренней пульсации. В детских вокальных коллективах музыкальных школ, школ искусств педагог оперирует понятиями длительностей, с которыми дети хорошо знакомы. В любительских вокальных коллективах, например в эстрадных студиях или детских центрах, где сольфеджио зачастую не преподаётся, развитию ритмического мышления уделяется мало внимания, и на помощь педагогу приходит метод индийской ритмической традиции Коннакол.

По сути, это ритмическая сольмизация, существующая в разных странах. В странах бывшего СССР была распространена система Золтана Кидая, адаптированная им на основе методики французских педагогов ХIХ века Гален-Пари-Шеве, которую основал Пьер Гален. На основе этой же системы была разработана система ритмического воспитания американского педагога Эдвина Гордона. В наше время известна система ритмической сольмизации, как части музыкально-педагогической системы «Развитие музыкального интеллекта» В.Б. Брайнина. Индийская система ритмических слогов Коннакол приспособлена для игры на ударных инструментах. Слоги имитационные и подражают звукам ударных инструментов.

В практической работе автора над развитием ритмического мышления у детей на занятиях по эстрадному ансамблю более всего откликнулась древняя индийская методика развития ритмического мышления и чувства Коннакол, которая представляет собой вокальную имитацию звуков и паттернов всех перкуссионных инструментов. Это слоговая система, позволяющая пропевать, проговаривать, простукивать ритмы любой сложности. Она подходит как для начинающих исполнителей, так и для более опытных музыкантов. Традиция Коннакола позволяет просчитать сложнейшие ритмические рисунки, фигуры, мелкие длительности. В современной технике Коннакола используются следующие слоги: одна нота – DA, две ноты – TA-KA, три – TA-KI-TA, четыре – TA-KA-DI-MI, TA-KA-JO-NO, пять - TA-DI-GI-NA-DUM или TA-KA TA-KI-TA.

Эта ритмическая традиция позволяет осваивать любые ритмы, сложные размеры и группировки, такие, например, как триоль и квинтоль, в простой доступной форме. Также она позволяет наглядно показать детям, как соединить вместе исполнение двух, трёх и пятидольной пульсации на примере их исполнения в подгруппах одновременно.

В наше современное, прогрессивное время появляются не только новые адаптированные методы, но и новые музыкальные инструменты. На наш взгляд, увлекательным и креативным методом развития ритмического мышления подростков в ансамбле является метод музицирования с цветными нотами, позволяющий в игровой доступной форме решать сложные творческие задачи и создающий широкое поле для фантазии. Набор цветных мелодических перкуссионных трубок Boomwhackers (бумвокерсы) - это инновационный музыкальный инструмент, который служит альтернативой и дополнением к традиционным инструментам, таким как металлофоны и ксилофоны. Каждая трубка Boomwhackers – это отдельная нота в октаве со своей высотой,  зависящая от размера и цветовой окраски, дающая возможность создавать как ритмический, так и мелодический рисунок одновременно. Звукоизвлечение происходит при ударе о человеческое тело, а также всевозможные технические приспособления. С помощью крышек-октаваторов можно понижать звук на октаву. Спектр использования трубок весьма широк, поскольку играть на них могут как совсем маленькие дети, так и взрослые люди. Музицирование на трубках Boomwhackers способствует: а) формированию новых нейронных связей в головном мозге, а именно росту нервных волокон в участках головного мозга; б) развитию чувства ритма и музыкальности; в) развитию познавательных, социальных и сенсомоторных навыков; г) умению управлять собственным телом и координировать его.  

Очень важно отметить, что ритмическое мышление у детей развивается путем усвоения системы музыкально-ритмических эталонов, которые наиболее часто встречаются в музыке.

В качестве этих эталонов могут выступать как самые простые ритмические структуры, основанные на равенстве длительностей, так и более сложные, включающие в себя комбинации различных длительностей. В качестве простейших эталонов в работе с детьми, на наш взгляд, нужно использовать двух-, трёх– и четырёхдольные метры в различных темпах, начиная с более медленного.

Для тренировки таких эталонов успешно применяется метод ритмического алфавита Бенни Греба – одного из ведущих медийных барабанщиков современности. Барабан — это древнейшее средство общения, и чтобы овладеть этим навыком, как и в любом другом языке, необходим алфавит, - алфавит ритма. Б. Греб постарался найти систему, которая включала бы все ритмические фразы, фигуры, паттерны и всё то, что существует в ритмах этой планеты. Музыкант изучил для этого сотни произведений в стилях фанк, рок, поп, джаз и пришёл к выводу, что не существует того огромного количества компонентов в изученной им музыке. В ритмической системе Б. Греба всего 24 варианта ритмических фигур. Цель этой системы – дать  музыканту словарно-ритмический запас и способы его использования для дальнейшего самовыражения на публике. Итак, каждая буква латинского алфавита содержит определенную ритмо-формулу. Например, в пространстве из 4 субдолей (мелкое деление доли) можно построить 16 фраз - ритмоформул. Например, в формуле, состоящей из 4 субдолей, можно сыграть одну ноту на первую субдолю, либо на вторую и т.д. Если сыграть две ноты одновременно, то возможно это сделать на первые две субдоли, на вторую и третью, либо на третью и четвертую (♪♪ - -; - ♪♪ -; - - ♪♪). По этому принципу расписываются все возможные комбинации, как можно сыграть три доли, четыре доли и пространство без нот (все паузы). То же самое происходит с пространством из трёх субдолей, трёхдольное строение. Каждый вариант возможного звучания в этом пространстве (удар на первую долю, на вторую, варианты с двумя и тремя ударами и т.д.). Такой метод Б. Грэб называет алфавитом ритма, состоящим из 24 фраз. Большинство ритмов в музыке происходит именно из этих элементов. Далее музыкант объединяет эти буквы в упражнения.

Для упражнений, развивающих ритмическое мышление в вокальных ансамблях, вполне достаточно познакомиться с 24-ю вариантами букв алфавита и уметь их правильно исполнять, соединяя в разные последовательности, применяя различные способы исполнения с помощью приёмов из Боди-перкуссии, используя бумвокерсы, делясь на группы и команды, используя эти формулы в аккомпанементе вокальных произведений, либо вокальных упражнений. Это развивает координацию, чувство сильных и слабых долей, синкоп, внимательность и творческое воображение.

Для развития ритмического мышления широко используется методическое пособие О.Л. Берак «Школа ритма». В 1 и 2 томе представлены наборы ритмических упражнений на двухдольные и трехдольные ритмические рисунки от самых простых до синкопированных в нотной записи. Минусом использования этого пособия для студии эстрадного вокала на занятиях с эстрадным ансамблем является то, что не все дети в совершенстве читают нотную запись.

Еще один метод развития ритмического мышления получил широкое повсеместное применение в педагогической и музыкальной практике – метод онлайн-тренажеров ритма. Инновационные технологии на основе электронных музыкальных средств существенно облегчают работу педагога и позволяют повысить мотивацию в обучении. Использование онлайн-тренажеров чувства метра и ритма позволяет повысить интерес обучающихся к развитию музыкально-ритмических способностей в игровой форме, а также позволяет повернуть увлечение детей гаджетами и интернетом в нужное развивающее русло. Метод онлайн-тренажеров ритма на занятиях ансамблем используется  как разгрузочная пауза во время работы над произведениями. Например, используя игру, педагог может устроить соревнование между участниками ансамбля: кто быстрее и правильнее пройдёт определённые задания в программе.

Таким образом, отсутствие ритмики как отдельного предмета в студии, не отменяет необходимости находить способы и время для развития ритмического чувства во время освоения образовательной программы на других занятиях. Например, включение ритмических упражнений в качестве перерыва от изучения какой-либо музыкальной дисциплины (сольфеджио, сольное пение, ансамбль, ВИА, хореография, фортепиано, гитара) существенно изменит ситуацию с ритмическим мышлением учащихся в лучшую сторону.

Рассмотренные нами методы с успехом применяются в Центре творчества «Максимум» г. Тюмень на занятиях вокального ансамбля. Мы подходим к синтезу вышеперечисленных методов творчески, сочиняем на их основе свои упражнения, применяя их в работе над произведениями. Метод Body percussion используем как аккомпанемент в произведениях «а капелла»; также применяем Boomwhackers (Бумвокерсы) и цветные стаканы как вариант яркого неординарного подхода к исполнению вокальных композиций.

Таким образом, мы пришли к выводу, что целенаправленное и системное использование вышеизложенных методов развития ритмического мышления у детей на занятиях вокальным ансамблем доказывает свою эффективность, поскольку ученики за достаточно короткий срок приобретают более чёткое ощущение ритма и чувство ритмической пульсации внутри исполняемых композиций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Гудкин, Д. Пой, играй, танцуй! Введение в Орф-педагогику / Д. Гудкин. – M.: Классика XXI, 2013. – 250 с.: ISBN 978-5-905102-45-5
  2. Далькроз, Э. Ж. Ритм / Э. Жак-Далькроз. М. : Классика -XXI, 2001. – 248 с.: ISBN 5-89817-ОЗJ-6
  3. Ильина, Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. Вопросы психологии / Г. А. Ильина. М., 1961. - № 1. – С. 119-132.
  4. Назайкинский, Е. В. О музыкальном темпе / Е. В. Назайкинский. М.: Музыка. - 1965. 285 с.
  5. Потоцкая, Ф. Л. Некоторые аспекты вокально-педагогического воспитания в эстрадном вокальном ансамбле // Актуальные проблемы права, экономики и управления. / Ф. Л. Потоцкая. – 2016. – Вып. XII. С. 430-434.
  6. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова; НИИ дошк. Воспитания АПН СССР. – М.: Педагогика, 1988. – 173, [2] с. : ил.; 20 см. – (Образование. Пед. Науки. Пед. Психология).; ISBN 5-7155-0137-7
  7. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей // Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М.: Музыка, 1987. 334 с.

 

Stoilskaya N.S.

Institute of Contemporary Art

(Moscow, Russia)

 

METHODS OF DEVELOPING RHYTHMIC THINKING

OF CHILDREN IN VOCAL ENSEMBLES

 

Abstract: the article discusses the methodological aspects of the development of rhythmic thinking in children in the conditions of ensemble singing. The study of this issue is relevant for vocal teachers, since the formation of effective musical and rhythmic classes with children should be carried out based on the age and level of the overall musical development of the child.

 

Keywords: rhythmic thinking, rhythm, rhythmics, ensemble, vocal ensemble, Body Percussion, Boomwhackers, Connakol.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Стоильская Н.Н. МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ В ВОКАЛЬНЫХ АНСАМБЛЯХ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 115 - 124. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7141 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7141



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.