'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 23

Просмотры  57 просмотров

Гаджиев И.З.

  


ПРАВОМЕРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ *

  


Аннотация:
в соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы. Целью данной статьи является анализ ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике   

Ключевые слова:
права, свободы, ограничение, Конституция   


УДК 34

Гаджиев И.З.

Астраханский государственный университет
(г. Астрахань, Россия)

ПРАВОМЕРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ

И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ

 

Аннотация: в соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Указанные факторы обуславливают актуальность выбранной темы. Целью данной статьи является анализ ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике.

 

Ключевые слова: права, свободы, ограничение, Конституция.

 

Обязанностью государства в соответствии со ст. 2 Конституции России является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации гарантирован высший приоритет прав и свобод. При этом, на основании ст. 17 Конституции Российской Федерации важно отсутствие нарушений прав и свобод других лиц при реализации собственных. Это важно, поскольку свободы человека в социуме заканчиваются там, где начинаются свободы других людей. Нужно установить необходимое равновесие в обществе с балансом прав и свобод всех его членов.

Проблема пределов конституционных прав и свобод можно отнести к вопросу установления конституционных ограничений, под которыми понимается совокупность определенных в Конституции РФ границ, в пределах которых субъекты могут использовать собственные права и свободы. Возведение границ конституционных ограничений прав и свобод человека осуществляется посредством установления обязанностей, запретов, ответственности за их несоблюдение и нарушение соответственно.

Также законодательством предусмотрено приостановление прав и свобод человека. В соответствии с Конституцией Российской Федерации возможность ограничения прав и свобод человека предусматривается только при защите самих основ конституционного строя страны, ее обороны и безопасности, а также нравственности и здоровья, прав и законных интересов других лиц [1]. При этом, рассматривая ограничение прав и свобод человека в конституционной теории и практике важно видеть границу между законным ограничением и произволом. Также необходимо отличать конституционные ограничения прав и свобод человека от ущемлений, спецификой которого является противоправность, противозаконность и произвольность. Иначе говоря, конституционные ограничения являются законными и правомерными средствами, в то время как конституционные ущемления — правонарушениями. Особенно остро проблемы ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике встают при взаимодействии гражданина с правоохранительными структурами.

Повседневная деятельность правоохранительных органов непосредственно связана с ограничением прав и свобод человека. При этом важно не нарушить пределы, которые установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими законами. В федеральном законе «О полиции» (№ 3-ФЗ от 07.02.2011 г.) раскрыта и конкретизирована правовая концепция ограничения прав и свобод человека в конституционной теории и практике через призму совокупности прав и обязанностей сотрудников правоохранительных органов. Можно сказать о наличии конкретных пределов ограничения прав и свобод в конституционной теории и практике в отношении повседневной оперативно-служебной деятельности. В соответствии со ст. 5 федерального закона «О полиции» ограничение прав и свобод граждан должно быть прекращено при достижении законной цели или выяснения невозможности или отсутствия необходимости достижения данной цели через ограничения прав и свобод человека [2].

При ограничении прав и свобод человека в конституционной теории и практике сотрудники органов внутренних дел должны быть беспристрастны. Это положение закреплено в ст. 7 федерального закона «О полиции». Смысл беспристрастности заключается в толерантном отношении ко всем, вне зависимости от наличия гражданства, половой, национальной, профессиональной и иной принадлежности. При ограничении прав и свобод человека в конституционной теории и практике сотрудник органов внутренних дел не должен придерживаться политических взглядов. Закон не запрещает иметь такие взгляды, но они не должны влиять на профессиональную деятельность правоохранителей в целом, и ограничение прав и свобод человека в их практике в частности [3].

Порядок и механизмы ограничения прав и свобод человека при осуществлении правоохранительной деятельности детально рассматривает федеральный закон «О полиции». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступает необходимым условием формирования развитого гражданского общества как одного из признаков правового государства [4]. В аспекте дальнейшего построения в России правового государства необходимо осознавать, что возможность ограничения прав российских граждан со стороны государства должна быть нормативно закреплена и обоснована.

Не случайно Президент Российской Федерации В. В. Путин особо подчеркивает необходимость строгого соблюдения норм федерального законодательства государственными служащими при ограничении конституционных прав и свобод граждан. Сотрудники полиции из всех государственных служащих наиболее часто выступают субъектами ограничений прав человека, и именно по их действиям в обществе складывается представление о степени реализации принципа законности в процессе функционирования правоохранительной системы государства [5]. Таким образом, следует констатировать, что актуальность рассматриваемых вопросов не вызывает сомнений. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Основные права и свободы человека и гражданина изложены в Конституции Российской Федерации. Конституционные права и свободы российских граждан в зависимости от возможности правомерного ограничения можно подразделить на относительные, которые могут быть ограничены (право собственности, свобода слова, право на неприкосновенность жилища и др.), и абсолютные, не подлежащие ограничению (право на презумпцию невиновности, право на помилование, право на судебную защиту своих прав и свобод и др.) [6]. Можно утверждать, что основной закон российского государства предусматривает возможность правомерного ограничения конституционных прав и свобод, но только нормативным правовым актом, обладающим юридической силой не ниже федерального закона, и только в строго определенных целях. Реализация прав сотрудников полиции, связанных с применением отдельных мер государственного принуждения, а также с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, детально регламентирована федеральным законом «О полиции».

Вместе с тем следует указать, что для укрепления законности и правопорядка в обществе и недопущения произвола в деятельности должностных лиц государственных органов в Российской Федерации предусмотрен и функционирует определенный институт контроля за деятельностью полиции, включающий в себя государственный контроль, общественный контроль, судебный контроль и надзор, прокурорский надзор. Государственный контроль за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют граждане Российской Федерации и общественные объединения. Судебный контроль и надзор за деятельностью полиции осуществляются в рамках реализации органами судебной власти своих полномочий. Надзор за исполнением полицией законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры [7].

Резюмируя все вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы:

– реализация принципов законности и обоснованности в процессе ограничения прав и свобод человека и гражданина сотрудниками российской полиции является необходимой и важнейшей предпосылкой формирования партнерской модели взаимоотношения общества и государства как условия дальнейшего построения в Российской Федерации правового государства;

– основания, целесообразность и порядок ограничения прав и свобод российских граждан сотрудниками полиции строго зафиксированы в нормах федерального законодательства и детерминированы наличием такого признака правового государства как признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности;

– для исключения возможных случаев нарушения норм законности в процессе выполнения сотрудниками полиции своих должностных обязанностей, связанных с ограничением прав и свобод человека и гражданина, следует реализовывать все предусмотренные федеральным законодательством формы контроля и надзора за деятельностью полиции.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Акмалова А. А., Капицын В. М. Обеспечение прав человека в деятельности правоохранительных органов. Учебник. — М., 2018. — С.117.
  2. Бажуков С. А. Пределы конституционно-правовых ограничений основных прав и свобод человека и гражданина // Актуальные вопросы образования и науки. — 2018. — № 1 (63). — С. 7–10.
  3. Белов А. П. Обеспечение органами внутренних дел конституционных прав человека // В сборнике: Правовое обеспечение политической и общественной деятельности Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 11–18.
  4. Бутузова Е. А. Ограничения прав и свобод человека и граждан в деятельности органов внутренних дел в Российской Федерации // Современные гуманитарные исследования. — 2017. — № 2 (75). — С. 105–108.
  5. Бялт В. С. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. — 2 — е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — С.37.
  6. Бялт В. С., Трипутин С. Н. Законность и правопорядок в органах внутренних дел: теоретико — правовой аспект // Вестник Санкт — Петербургского университета МВД России. — 2015. — № 3 (67). — С.55.
  7. Одина Н. В. Соблюдение прав и свобод человека в деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Государственная служба и кадры. — 2018. — № 2. — С. 51–54.

 

Gadzhiev I.Z.

Astrakhan State University

(Astrakhan, Russia)

 

LAWFUL RESTRICTIONS ON HUMAN AND CIVIL RIGHTS

AND FREEDOMS IN THE RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: in accordance with the Constitution of the Russian Federation, a person, his rights and freedoms are the highest value. These factors determine the relevance of the chosen topic. The purpose of this article is to analyze the limitations of human rights and freedoms in constitutional theory and practice.

 

Keywords: rights, freedoms, restriction, Constitution.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Гаджиев И.З. ПРАВОМЕРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РФ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 133 - 138. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7143 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7143



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.