'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 24

Просмотры  71 просмотров

Грибанова А.С., Каменева А.Н.

  


ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены последние тенденции антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Проведен анализ наиболее резонансных изменений законодательства России в сфере противодействия коррупции, на основании которого были спрогнозированы возможные последствия таких новелл для правоприменительной практики   

Ключевые слова:
государственная и муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, противодействие коррупции, должностное лицо, коррупционные правонарушения   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-158-139-145

УДК 342

Грибанова А.С.
студентка 2-го курса магистратуры

Высшей школы государственного аудита (факультет)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия)

Каменева А.Н.
канд. юрид. наук, доцент кафедры экономических и финансовых расследований

Высшей школы государственного аудита (факультет)
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
 (г. Москва, Россия)

ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ

 

Аннотация: в работе рассмотрены последние тенденции антикоррупционного законодательства Российской Федерации. Проведен анализ наиболее резонансных изменений законодательства России в сфере противодействия коррупции, на основании которого были спрогнозированы возможные последствия таких новелл для правоприменительной практики.

 

Ключевые слова: государственная и муниципальная служба, антикоррупционное законодательство, противодействие коррупции, должностное лицо, коррупционные правонарушения.

 

Коррупция – это многоаспектное социальное и политическое явление, оказывающее негативное влияние на все сферы общественной жизни. Коррупционные проявления подрывают авторитет государственной власти, мешают эффективному функционированию государственных и общественных институтов. Особенно опасна коррупция среди должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, поскольку зачастую реализация важных социальных, экономических, политических, оборонных и иных проектов зависит именно от эффективных и правомерных решений, принимаемых государственными и муниципальными служащими. Следовательно, проникновение коррупционных элементов в структуры государственной власти неизбежно влечет значительные экономические потери, наносит непоправимый урон конституционным институтам государства, публичным интересам, а также представляет серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. По данным Генеральной прокуратуры РФ с января по ноябрь 2022 года было зафиксировано свыше 33 тысяч коррупционных преступлений [6, с. 16]. При этом, размер причиненного материального ущерба составил 48 531 308 тыс. руб., из которых было возмещено лишь 17 673 126 тыс. руб. [6, с. 23]. При этом необходимо помнить, что коррупция обладает свойством повышенной латентности, поэтому при анализе любых статистических данных нужно учитывать, что они отражают скорее не реальную ситуацию с уровнем коррупции в стране, а результаты работы правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений и их расследованию. Экономические, политические, социальные вызовы, с которыми столкнулась наша страна за последнее десятилетие, оказали огромное влияние на внутреннюю политику Российской Федерации. Так, в условиях внешнего санкционного давления стала очевидной необходимость наращивания внутренних экономических ресурсов страны, реализация отечественного производственного и технического потенциала. Авторы полагают, что добиться установления полного экономического суверенитета Российской Федерации невозможно без надлежащего контроля за правомерностью действий органов государственной власти в лице его служащих. В связи с этим становится очевидной необходимость совершенствования как антикоррупционного законодательства РФ, так и практики противодействия коррупции. Центральную роль в профилактике коррупционных проявлений на государственной и муниципальной службе играет законодательное установление антикоррупционных запретов, ограничений, обязанностей и требований. Одной из таких мер является обязанность ряда должностных лиц регулярно предоставлять сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера не только личных, но и своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Служащий заполняет справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера с помощью Специального программного обеспечения «Справки БК». Затем указанная им информация проверяется уполномоченным органом, после чего размещается в открытом доступе. По мнению автора, такая мера позволяет осуществлять дополнительный контроль деятельности чиновников, в том числе посредством осуществления общественного контроля. Однако в последнее время эффективность указанной антикоррупционной меры, по мнению авторов, снижается, что связано с последними изменениями в законодательстве о противодействии коррупции. Так, в частности, на пленарном заседании 25 января 2023 года Государственная дума Федерального собрания Российской Федерации в третьем чтении одобрила законопроект, предусматривающий отмену обязательного декларирования доходов для депутатов региональных и муниципальных законодательных органов власти в случае, если указанный вид деятельности не является для них основным. Помимо этого, указанный законопроект позволяет публиковать сведения о задекларированных доходах депутатов Государственной думы только в обобщенном и обезличенном виде [3]. По мнению авторов, указанная мера будет способствовать еще большему нивелированию функции института общественного антикоррупционного контроля, который, к сожалению, в Российской Федерации и так не реализует в полной мере заложенный в него потенциал в сфере профилактики коррупционных проявлений. Тем не менее, хотелось бы отметить изменения, которые, с точки зрения автора, в перспективе могут повысить эффективность реализации антикоррупционной политики в России. Так, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» был дополнен новой статьей 82, устанавливающей процедуру контроля за законностью получения денежных средств государственными и муниципальными служащими, их супругами и несовершеннолетними детьми [2]. Авторы полагают, что реализация указанного положения может стать эффективным превентивным инструментом, который, безусловно, будет способствовать недопущению совершения коррупционных правонарушений в структуре органов государственной власти и органов местного самоуправления. Стоит отметить, что данная антикоррупционная мера активно применяется и в зарубежных странах. В частности, в Китайской Народной Республике (далее — КНР) предусмотрено несколько взаимодополняющих механизмов, целью которых является пресечение получения государственным служащим незаконного дохода. Так, статья 280 Уголовно-процессуального кодекса КНР (далее — УПК КНР) [5, с. 44] предусматривает конфискацию доходов от совершения коррупционных преступлений. Помимо этого, статья 64 Уголовного кодекса КНР и статья 11 Положения о толковании Верховного народного суда Китая и Верховной народной прокуратуры Китая по некоторым вопросам, касающимся конкретного применения закона при рассмотрении уголовных дел, связанных с активным подкупом, устанавливают, что любые неправомерные имущественные выгоды, полученные посредством коррупции, должны быть возвращены потерпевшим. [5, с. 43] Кроме того, согласно статьям 142 и 234 УПК КНР правоохранительные органы вправе арестовывать и приостанавливать операции по банковским счетам. Что интересно, банковская тайна в таких случаях не является препятствием для предоставления следователям подобной информации [5, с. 44]. Наиболее резонансной мерой, связанной с противодействием коррупции в Российской Федерации, стала инициация 9 января 2023 года денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. Исходя из содержания пояснительной записки к законопроекту можно сделать вывод, что основной причиной принятия такого решения стало дискриминационное отношение к России в рамках оценочных механизмов ГРЕКО [4]. Необходимо заметить, что принятие подобной меры может привести к ряду негативных последствий. Во-первых, стоит отметить отсутствие должного информационного сопровождения принятого решения, что влечет риск возникновения в широких слоях населения мнения об отказе руководства страны от дальнейшего проведения антикоррупционных реформ. Во-вторых, прекращение участия России в такой авторитетной международной организации как ГРЕКО может способствовать ухудшению имиджа России, подорвать занимаемые ею позиции в иных международных экспертных институтах. В частности, ряд исследователей полагает, что одним из следствий денонсации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию может стать возвращение России в черный список ФАТФ [6]. Ну и, конечно, выход России из ГРЕКО может обернуться потерей внешнего стимула для проведения новых антикоррупционных реформ, что в свою очередь будет препятствовать дальнейшему совершенствованию как антикоррупционного законодательства, так и практики противодействия коррупции. Таким образом, противодействие коррупции – сложный процесс, требующий комплексного подхода в рамках его реализации. В частности, для принятия эффективных практических мер необходимо предварительно подготовить правовую основу для проводимых антикоррупционных мероприятий. В условиях глобальных потрясений, произошедших в 2022 году, для эффективного противодействия коррупции необходимо консолидировать усилия не только органов власти и их должностных лиц, но и всего общества в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О противодействии коррупции : Федеральный закон № 273-ФЗ : с изм. и доп. от 29.12.2022 : [25.12.2008] // СЗ РФ. — 2008. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 6228.
  2. О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции» : Федеральный закон № 44-ФЗ : [06.03.2022] // СЗ РФ. — 2022. — № 10 — Ст. 1401.
  3. О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка представления депутатами законодательных органов субъектов Российской Федерации и депутатами представительных органов муниципальных образований сведений о доходах и уточнении отдельных положений законодательных актов) № 247501-8 // Система обеспечения законодательной деятельности : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/247501-8 (дата обращения: 28.01.2023).
  4. О денонсации Российской Федерацией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию № 272467-8 // Система обеспечения законодательной деятельности : сайт. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/272467-8 (дата обращения: 28.01.2023).
  5. Трунцевский Ю.В., Севальнев В.В., Сухаренко А.Н. Противодействие коррупции в Китае: законодательство и правоприменение : монография. — Москва : Проспект, 2019. — 176 с.
  6. Состояние преступности в России : сб. Генеральной прокуратуры РФ. —
    М., 2022.
  7. Cетевое издание «forbes.ru» [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/mneniya/483609-gordost-i-denonsacia-k-cemu-privedet-vyhod-rossii-iz-antikorrupcionnoj-konvencii (дата обращения: 28.01.2023).

Gribanova A.S.
Lomonosov Moscow State University
(Moscow, Russia)

Kameneva A.N.
Lomonosov Moscow State University
 (Moscow, Russia)

CURRENT TRENDS IN RUSSIAN ANTI-CORRUPTION

LEGISLATION IN THE CONTEXT OF GLOBAL TURMOIL

 

Abstract: the paper considers the latest trends in the anti-corruption legislation of the Russian Federation. Author carries out the analysis of the most resonant changes in Russian legislation in the field of anti-corruption and gives predictions of the possible consequences of such novelties for law enforcement practices.

 

Keywords: public service, anti-corruption legislation, corruption countermeasures, public official, corruption offence.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Грибанова А.С., Каменева А.Н. ТЕНДЕНЦИИ РОССИЙСКОГО АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНЫХ ПОТРЯСЕНИЙ // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 139 - 145. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7144 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7144



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.