'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №1 (58) том 5
  4. Научная статья № 27

Просмотры  74 просмотров

Виноградова М.Д.

  


ПРОСВЕТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается влияние идей Просвещения на развитие образования во второй половине XVIII в. в России, а также понимание преобразований, какими их видели видные деятели эпохи И.И. Бецкий и Ф.И. Янкович де Мириево   

Ключевые слова:
идеи Просвещения, реформирование образования, правление Еекатерины II, И.И. Бецкий, Ф.И. Янкович де Мириево   


УДК 93

Виноградова М.Д.

студентка 3 курса, напр. «Педагогическое образование»,

профиль «Историческое»

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

(г. Ставрополь, Россия)

 

ПРОСВЕТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II

 

Аннотация: в данной работе рассматривается влияние идей Просвещения на развитие образования во второй половине XVIII в. в России, а также понимание преобразований, какими их видели видные деятели эпохи И.И. Бецкий и Ф.И. Янкович де Мириево.

 

Ключевые слова: идеи Просвещения, реформирование образования, правление Еекатерины II, И.И. Бецкий, Ф.И. Янкович де Мириево.

 

Вторую половину XVIII века считают в России временем выделяющегося духовного и культурного расцвета. Все новое, внесенное в российскую действительность в период преобразований Петра I, укоренилось в течении XVIII века, но достаточно осмыслено было в правление Екатерины II.

Обстоятельства прихода к власти, потребовали от Екатерины II ряд мероприятий по укреплению личной власти, но особенно с запросами растущего государства соотносилось реформирование образования. Противоречивость развития российского образования, включившего новации в духе Просвещения, связанных с просветительскими тенденциями времени, но и традиционно русскую специфику обуславливает интерес к данной теме.

Широко известно, что императрица была хорошо знакома с идеями французских просветителей. Именно они и определили тон, в котором был написан программный документ второй половины XVIII века - «Наказ императрицы Екатерины II». [1, С.222.]. Подобно другим источникам времени, он согласовывал для каждого представителя сословии конкретное место во всех сферах жизни государства, но также является в важным в понимании стратегии образования своего периода. Так, воспитание, отсюда, должно начинаться с детства, причем ребенок должен расти в богобоязненности и осознания своего места в общества, в зависимости от того, представителем какого сословия он рос, любови к Родине, уважении к законам, а также трудолюбии, так как праздность является источником зла. При этом, личность воспитателя, должна быть эталоном. [2, С. 23.].

Из идей французского Просвещения на русской почве хорошо прижилась мысль об изоляции ребёнка от общества в период его становления. Отсюда, предполагалось создание сети закрытых сословных учреждений. И здесь стоит сказать о роли в этом выдающегося деятеля екатерининской эпохи – И.И. Бецкого. В 1763 году он составил план школьной реформы «Генеральное учреждение об воспитании обоего пола юношества», задача, которой была утопической – дать населению новое воспитание. Хотя, на практике организация новых учебно-воспитательных учреждений столкнулась с множеством сложностей, в частности, нехватка квалифицированных кадров, например, за первые года существования московского воспитательного дома в нём сменилось 9 главных надзирателей. [3, С. 153.]. Намного показательнее, понимание категорий воспитания самим И.И. Бецким. Так, он был против физических наказаний детей и считал, что необходимо осуществлять взаимосвязь между интеллектуальным и физическим воспитанием, обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка, чтобы заинтересовать в обучении. Так же, именно он стоял у истоков развития женского образования в России, считая, что, даже предвосхищало тенденции в стране. Исходил он из простой логики, что образованные матери будут воспитывать то новое поколение, мечты о котором вынашивала Екатерина II. Положительным моментом в системе воспитания, которую внедрял в И.И. Бецкой, была возрастная периодизация с учетом особенностей развития ребенка. Далее установка на «всестороннее развитие личности», прообраз будущего развивающего обучения. Однако, созданные по планам Бецкого, воспитательно-учебные заведения охватывали слишком малое количество детей. Между тем, потребность в образованных людях быстро росла и была необходима более широкая система образования.

Для большинства населения, даже во время правления Екатерины II, доступными оставались лишь традиционные формы обучения, например, в дворянской среде преобладало домашнее обучение. Однако сохранение преимущественно традиционных форм не удовлетворяло потребности государства в образованных людях. Отсюда, создание новой массовой школы могло закрепить изменения в русской жизни создать их будущую основу. По рекомендации австрийского императора Иосифа II в 1782 г. в Россию приехал известный организатор школьного дела в Австрии, педагог-методист серб Ф.И. Янкович де Мириево (1741-1814 гг.). Ф.И. Янкович разработал содержание, организацию, методы и форму обучения, подготовки учителей для народных училищ. [4, С. 36. ] Согласно реформе, в городах создавались «народные училища» двух типов: главные – в губернских городах и малые – в уездах. Вводились, по аналогии с современными образцами, государственные образовательные стандарты. Так, нельзя было изменять указанные в Уставе учебные предметы, последовательность их изучения, «способ учения», предписанные учебники и руководства. [5, С.16. ] В училища поступали дети всех сословий. Все они учились по единым программам. Однако это не значит, что в России восторжествовал принцип бессословности образования. Как можно заметить, училища назывались народными, но были открыты только в городах. Отсюда, подавляющая часть крестьян, не могла учить в них своих детей. Окончание главного народного училища не обеспечивало равных возможностей для продолжения образования или поступления на службу. Итак, творчество Ф.И. Янковича включало передовые для того времени принципы: использование в учебном процессе наглядных пособий, введение практических знаний, установление связи школы с жизнью, введение в школьную программу естественнонаучных знаний. Следовательно, благодаря деятельности Ф.И. Янковича было обновлено содержание образования и усовершенствованы методы преподавания. Однако стоит признать, что явным недостатком его реформы было то, что она не охватывала крестьянское население.

Таким образом, во второй половине XVIII в. государству стали необходимы новые образовательные стратегии, которые могли коррелировать с интенсивными изменениями времени. Однако оторванность большинства проектов, а в частности, И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича де Мириево от российской действительности привела к тому, что широкой бессословной образовательной системы создать не удалось. Во многом, это объясняется исключением у большинства, а именно крестьян, какой-либо возможности получения образования и сохранения, преимущественно, дворянских учреждений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Наказ Екатерины II, данный Комиссии о сочинении проекта Нового уложения / под ред. [и с предисл. Н. Д. Чечулина]. СПб, 1907. с. 175.ГПИБ. [Электронный ресурс] URL: http://elib.shpl.ru/nodes/14827
  2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР/ АПН СССР. Ин-т общ. педагогики. М. : Педагогика, 1973. 605 с.
  3. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества// Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1995. С. 150.
  4. Лещиловская И.И. Федор Иванович Янкович де Мириево (Мириевский)/И.И. Лещиловская//Славянский альманах 2004. М.: Издательство «Индрик», 2005. С.36-45 .
  5. Артамонова Л.М. Исторический опыт и значение школьной реформы Екатерины II // Вестник СамГУ. 2009. №7(73). С.12-19.

 

Vinogradova M.D.

North-Caucasus Federal University

(Stavropol, Russia)

 

ENLIGHTENERS OF THE TIME & CHANGES IN EDUCATION

DURING THE REIGN OF CATHERINE II

 

Abstract: this paper examines the influence of Enlightenment ideas on the development of education in the second half of the XVIII century in Russia, as well as the understanding of transformations as they were seen by prominent figures of the era I.I. Betsky and F.I. Yankovich de Mirievo.

 

Keywords: ideas of Enlightenment, education reform, reign of Catherine II, I.I. Betsky, F.I. Yankovich de Mirievo.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №1 (58) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Виноградова М.Д. ПРОСВЕТИТЕЛИ ВРЕМЕНИ И ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЕКАТЕРИНЫ II // Вестник науки №1 (58) том 5. С. 154 - 158. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7147 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7147



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.