'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 1
  4. Научная статья № 9

Просмотры  63 просмотров

Щуровская В.А., Чекалин В.С.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ *

  


Аннотация:
процесс стратегического управления организационной культурой на сегодняшний день еще не до конца изучен. Не существует единого теоретического подхода к указанной проблеме, также, как и достаточного количества практико-ориентированных исследований. В статье предпринята попытка систематизации опыта по реализации стратегического управления организационной культурой в Управлении Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу. Исследование проводится, основываясь на опыте делегирования полномочий по стратегическому управлению организационной культурой нефункциональному подразделению – Молодежному совету Управлении Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу   

Ключевые слова:
корпоративная культура, стратегическое управление, организационное поведение, мотивация сотрудников, корпоративные ритуалы, управление организацией, элементы корпоративной культуры, налоговые органы   


УДК 334.021

Щуровская В.А.

магистрант 3 курса

Институт магистратуры

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Научный руководитель:

Чекалин В.С.

доктор экономических наук, профессор ВАК,

профессор кафедры государственного и территориального управления

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ.

ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ

СЛУЖБЫ РОССИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

 

Аннотация: процесс стратегического управления организационной культурой на сегодняшний день еще не до конца изучен. Не существует единого теоретического подхода к указанной проблеме, также, как и достаточного количества практико-ориентированных исследований. В статье предпринята попытка систематизации опыта по реализации стратегического управления организационной культурой в Управлении Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу. Исследование проводится, основываясь на опыте делегирования полномочий по стратегическому управлению организационной культурой нефункциональному подразделению – Молодежному совету Управлении Федеральной налоговой службы России по Санкт-Петербургу.

 

Ключевые слова: корпоративная культура, стратегическое управление, организационное поведение, мотивация сотрудников, корпоративные ритуалы, управление организацией, элементы корпоративной культуры, налоговые органы.

 

В результате проведенного анализа и исследования организационной культуры УФНС России по Санкт-Петербургу было выявлено, что процесс управления, в том числе стратегического управления, не входит в сферу функциональных обязанностей её сотрудников, и не может быть включен них одномоментно по желанию руководства. Таким образом, единственным доступным выходом из сложившейся ситуации является распределение данных функций на подразделения УФНС России по Санкт-Петербургу, которые не входят в число функциональных.

При выборе такого подразделения были использованы следующие критерии:

  • деятельность подразделения связана с системой организационной культурой Управления;
  • сотрудники подразделения владеют базовыми навыками планирования, в том числе планирования стратегического;
  • у сотрудников подразделения есть возможность и желание включить в свою деятельность дополнительные функции по разработке системы стратегического управления организационной культурой УФНС России по Санкт-Петербургу;
  • сотрудники подразделения профессионально мобильны, обладают высоким уровнем мотивации, полностью идентифицируют свои личные стратегические цели со стратегическими целями Управления;
  • сотрудники подразделения обладают не только высоким уровнем развития профессиональной компетентности, но и обладают базовыми навыками в области исследования организационной культуры и применения принципов и методов стратегического управления.

Таким образом, на финальном этапе выбор происходил между двумя подразделениями – профсоюзной организацией и молодежным советом УФНС России по Санкт-Петербургу.

Молодежный совет в пределах своих полномочий оказывает содействие руководителю Федеральной налоговой службы в:

  • создании условий для профессионального становления и развития молодых специалистов центрального аппарата ФНС России;
  • адаптации молодых специалистов центрального аппарата ФНС России в коллективе;
  • методическом обеспечении работы по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодых специалистов центрального аппарата ФНС России;
  • формировании ценностей здорового образа жизни, формировании условий для физического развития молодых специалистов, формирование условий для развития экологической культуры;
  • формировании системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;
  • проведении обучающих семинаров-совещаний, проектно-аналитических сессий, направленных на развитие потенциала молодых специалистов центрального аппарата ФНС России;
  • поддержке и развитии интеллектуального, творческого и физического потенциала молодых специалистов центрального аппарата ФНС России;
  • организации и проведении межведомственных и международных мероприятий с участием молодых специалистов;
  • публичном информировании о планируемых и проведенных мероприятиях с участием Молодежного совета;
  • иных вопросах в области работы с молодыми специалистами центрального аппарата ФНС России.

В результате сравнения двух указанных подразделений был выбран Молодежный совет УФНС России по Санкт-Петербургу как базовый орган, который возьмет на себя функции по управлению организационной культурой. Обоснованием данного выбора могут служить следующие факты: Молодежный совет не является функциональным подразделением УФНС, следовательно его функции не регламентированы нормативно, а, следовательно, могут гибко меняться и адаптироваться, в том числе в их перечень могут быть добавлены вопросы формирования и развития организационной культуры, а также стратегического управления ее; в отличие от Профсоюзной организации в состав Молодежного совета входят представители различных функциональных подразделений УФНС, следовательно они являются носителями их организационной культуры, а, значит, смогут более эффективно влиять и формировать процесс стратегического управления ею. Его членам, которых на сегодняшний день насчитывается 40 человек, будет делегировано выполнение следующих задач, которые будут решаться по средствам формирования стратегии управления организационной культурой. Детально они представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Выполнение стратегических задач УФНС России

по Санкт-Петербургу в случае обновления организационной культуры

Стратегические задачи

Существующая организационная культура

Необходимая организационная культура

Повышение объемов собираемости налоговых платежей

Способствует сохранению прежних темпов собираемости, поддерживая существующий уровень динамики показателей собираемости.

Способствует формированию у сотрудников УФНС обновленного видения на организацию процесса повышения собираемости налоговых платежей

Увеличение эффективности работы сотрудников УФНС

Способствует сохранению эффективность работы сотрудников УФНС на прежнем уровне эффективности.

Позволяет повысить эффективность работы сотрудников УФНС с помощью повышения их лояльности к организации и отождествлении своих собственных профессиональных целей с целями организации.

Разработка стратегии управления человеческими ресурсами, направленной на формирование у сотрудников высокого уровня профессиональной инициативы

Существующая организационная культура ограничивает проявления профессиональной инициативы сотрудников, которые привыкли действовать исключительно в рамках своих должностных обязанностей и инструкций.

Формируется новый подход к поощрению инициативы сотрудников УФНС, формированию у них активной профессиональной позиции в рамках работы нефункциональных подразделений, в первую очередь, речь идет о работе в рамках молодежного совета.

Формулировка обновленной миссии УФНС

Миссия УФНС формулируется вокруг задачи по эффективному сбору налоговых платежей и их повышению эффективности этого процесса.

Миссия УФНС выстраивается вокруг необходимости формирования у граждан осознанного поведения и позиции в отношении культуры своевременной, в полном объеме оплаты налогов.

Увеличение доли бюджетирования УФНС на НИОКР

Поддерживает развитие и формирование НИОКР в рамках работы УФНС.

Способствует формированию эффективной системы НИОКР, в следствие повышения ее эффективности и оптимизации бюджетных затрат.

Привлечение к процессам стратегического планирования молодых кадров

Карьерный маршрут молодого сотрудника УФНС достаточно стандартизирован и формализован.

Молодые кадры УФНС получат возможность активно принимать участие в процессе стратегического планирования деятельности организации в рамках участия в работе нефункциональных подразделений, в первую очередь, речь идет, об участии в работе молодежного совета.

Обучение и повышение квалификации сотрудников в области организационной культурой, в том числе в области стратегического управления ее

Процесс развития кадрового персонала тормозится, повышение квалификации происходит только в отношении базовых кадровых функций.

Происходит наращивание кадрового потенциала за счет повышения мотивации сотрудников к своему профессиональному развитию.

 

 

Уже было отмечено, что в качестве структуры, на которую будет возложено управление (в том числе стратегическое) организационной культурой, был выбран Молодежный совет УФНС России по Санкт-Петербургу, который ведет свою деятельность в рамках следующих ключевых стратегических направлений в контексте организационной культуры:

  • патриотическое воспитание;
  • физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа;
  • развитие человеческого потенциала;
  • культурно-досуговая деятельность;
  • межведомственное взаимодействие по обмену опытом с молодежными организациями органов исполнительной власти Санкт-Петербурга;
  • волонтерская деятельность;
  • методологическое обеспечение.

Стратегическое планирование и управление этими процессами также происходит в рамках указанных направлений деятельности, что подтверждается материалами, представленными в Приложении З. В приложении представлен план работы Молодежного совета на 2022 год, на сегодняшний день можно говорить о том, что план был полностью реализован.

Однако был выявлен существенный недостаток, который заключается в выбранной системе стратегического планирования и управления указанными мероприятиями. На сегодняшний день в Молодежном совете УФНС России сформировалась практика стратегического управления деятельностью на основании распределения функциональных задач и областей. Предлагается использование более эффективной системе на основании формирование пула проектов на каждый календарный год.

Такой подход позволит задействовать максимальное число сотрудников, входящих в молодежный совет, сбалансировать нагрузку между сотрудниками. Таким образом, функциональные области будут заменены на проекты, которые позволят сократить сроки на реализацию стратегических задач, в том числе за счет привлечения к реализации проектов большего числа участников Молодежного Совета УФНС России по Санкт-Петербургу. В таблице 2 представлена систематизированная информация о замене функциональных направлений на проектную деятельность с представлением индикаторов эффективности указанной деятельности.

 

Таблица 2. Изменение функциональный областей на проектную деятельность в рамках работы по стратегическому управлению организационной культурой в системе работы Молодежного совета УФНС России по Санкт-Петербургу

Функциональная область

Индикаторы эффективности работы

Проектная работа

Индикаторы эффективности работы

Патриотическое воспитание

Общая продолжительность работы в течение года – 450 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 5 человек

Реализация проекта «Разговоры о важном… Налоговая служба школам Санкт-Петербурга». В рамках указанного проекта сотрудники Молодежного совета проводят занятия для школьников Санкт-Петербурга в рамках новой дисциплины «Разговоры о важном…», направленной на повышении эффективности патриотического воспитания в школе №25, гимназия №209, школе №175

Общая продолжительность работы в течение года – 250 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 9 человек

Физкультурно-массовая и спортивно-оздоровительная работа

Общая продолжительность работы в течение года – 320 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 2 человека

Реализация проекта «Спортивный дух», в рамках которого будет объединена вся физкультурно-оздоровительная работа Молодежного совета УФНС, которая ранее представляла собой разрозненные мероприятия, ответственность за проведения которых была фактически распределена только между двумя сотрудниками.

 

Общая продолжительность работы в течение года – 200 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 5 человек

Развитие человеческого потенциала

Общая продолжительность работы в течение года – 550 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 6 человек

Внедрение проекта «Клуб профессионалов», в рамках которого на регулярной основе будут проводится обучающие семинары, тренинги и коуч-сессии ведущих специалистов УФНС и привлеченных специалистов.

Общая продолжительность работы в течение года – 300 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 10 человек

Культурно-досуговая деятельность

Общая продолжительность работы в течение года – 610 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 4 человека

Реализация проекта «Культпросвет». У УФНС России по Санкт-Петербургу есть многолетние устойчивые связи с ведущими театрами, музеями и концертными площадками Санкт-Петербурга; в рамках проекта будет внедрена практика по проведению КВН между командами инспекций Санкт-Петербурга.

Общая продолжительность работы в течение года – 400 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 7 человек.

Межведомственное взаимодействие по обмену опытом с молодежными организациями органов исполнительной власти Санкт-Петербурга

 

Общая продолжительность работы в течение года – 800 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 2 человека

Совместный проект «Коллегия Молодежных советов органов исполнительной власти Санкт-Петербурга». Формирование площадки, в частности виртуальной, по обмену опытом работы Молодежных советов различных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, участие в совместных проектах, проведение совместные мероприятий, определение направлений стратегического развития молодежного движения органов исполнительной власти Санкт-Петербурга.

Общая продолжительность работы в течение года – 460 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 6 человек.

Волонтерская деятельность;

 

Общая продолжительность работы в течение года – 800 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 2 человека

Внедрение проекта «Волонтеры УФНС», объедение всей волонтерской деятельности Молодежного совета в рамках одного проекта – шефство над детскими домами, организация мероприятий для коррекционных школ Санкт-Петербурга, помощь ветеранам налоговых органов, сотрудничество и помощь детским больницам Санкт-Петербурга.

Общая продолжительность работы в течение года – 480 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 7 человек.

Методологическое обеспечение.

Общая продолжительность работы в течение года – 500 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 2 человека

Создание проектной группы из числа членов Молодежного совета, имеющих высшее экономическое и управленческое образование, которая возьмет на себя всю методологическую и координационную работы по определению стратегических целей деятельности Совета в ближайшей и долгосрочной перспективе. Работа группы будет регламентирована, формализована и носить регулярный характер.

Общая продолжительность работы в течение года – 350 часов

Количество задействованных сотрудников молодежного совета – 5 человек.

 

Для совершенствования процесса стратегического управления организационной культурой недостаточно только лишь выделения указанных функций отдельному нефункциональному подразделению УФНС России по Санкт-Петербургу. Необходимо формирование отдельной организационной структуры, которая будет всецело заниматься указанной проблематикой. Данное направление определяет дальнейшие перспективы развития в рамках проведенного исследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Адельсеитова Э. Б. Формирование корпоративной культуры в системе государственного стратегического управления // Ученые записки крымского инженерно-педагогического университета. – № 1 (67), 2020. – С. 32-35
  2. Гапов М. Р., Хубиева Д. К. Организационная культура в системе стратегического управления // Наука сегодня: проблемы и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции: в 3 частях. – Вологда: ООО «Маркер», 2017. – С. 42-49
  3. Дышловой И. Н., Хибер Ю. В. Роль корпоративной культуры в стратегическом управлении // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – №1-1 (123), 2017. – С. 123-126
  4. Куковякина М. П. Корпоративная культура как инструмент стратегического управления организации на примере компании МТС // Социальная интеграция и развитие этнокультур в Евразийском пространств. – № 3-1, 2016. – С. 284-286
  5. Лебедева Л. А. Корпоративная культура как элемент стратегического потенциала бизнес-системы // Научный Вестник Московского Государственного Технического Университета Гражданской Авиации. – №214 (4), 2016. – С. 84-89
  6. Лунёва М. И., Одинцова О. В. Корпоративная культура как основа управления стратегическими изменениями в организации // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (социальный инженер-2016). Сборник материалов Всероссийского научного форума молодых исследователей. – М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет дизайна и технологии», 2016. – С. 34-36
  7. Сапунов А. В., Тихомиров В. Е. Корпоративная культура как двигатель стратегии организации // Современная экономика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XVI Международной научно-практической конференции: в 2 ч.. – Пенза: Наука и Просвещение, 2016. – С. 229-231
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Щуровская В.А., Чекалин В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ. ОПЫТ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ // Вестник науки №2 (59) том 1. С. 60 - 70. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7198 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7198



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.