'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  359 просмотров

Кушакова Е.Н.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОГРАФИКИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ *

  


Аннотация:
в работе дается понятие «нейрографика», рассматриваются правила и принципы работы с методом с детьми с ограниченными возможностями здоровья и какими проблемами можно использовать данный метод   

Ключевые слова:
нейрографика, дети с ограниченными возможностями здоровья, метод арт-терапии   


УДК 159

Кушакова Е.Н.
магистрант 2 курса
Глазовский государственный педагогический институт
(г. Глазов, Россия)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОГРАФИКИ С ДЕТЬМИ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Аннотация: в работе дается понятие «нейрографика», рассматриваются правила и принципы работы с методом с детьми с ограниченными возможностями здоровья и какими проблемами можно использовать данный метод.

 

Ключевые слова: нейрографика, дети с ограниченными возможностями здоровья, метод арт-терапии.

 

В настоящее время в практическое применение все больше и больше в своей работе педагоги используют инновационные технологии работы. Одним из таких методов является нейрографика. Этот метод появился не так давно, в 2014 году и его открыл Павел Михайлович Пискарев, то есть история метода не насчитывает и 10 лет.

Что же такое нейрографика? Автор метода дает следующее определение

 «Нейрографика - это метод, объединяющий графические приемы и техники, которые дают человеку взаимодействовать с самим собой, своим окружением и с миром в целом». [2]

Нейрографика - метод, который позволяет выразить свои переживания, чувства, достичь поставленных целей или найти решение проблем. Ребенок начинается стремиться к знаниям и происходит это через вопросы «почему», «зачем», «как». Это значит рисовать сознанием, мышлением. Основные фигуры: линии и круги. [1]

Нейрографика — метод графической трансформации сознания, который позволяет творчески управлять своей реальностью. При работе используются проблемы актуальные на данный момент времени и то, что беспокоит или волнует прямо сейчас. [Феоктистова В. Нейрографика с детьми].

Из вышеприведенных определений, которые дают разные авторы, можно сказать, что нейрографика - метод арт-терапии (вид изотерапии, рисуночная терапия), который позволяет с помощью кругов и линий выразить свои чувства, переживания на бумаге.

Принципы рисования нейрографики с детьми ориентированы на положительный результат, и имеются несколько основных правил. Рассмотрим их.

Спонтанность. Рисунок рождается, когда ребенок передают эмоции при страхах, навязчивых мыслей, нехороших воспоминаний. Можно изобразить проблему с закрытыми глазами и очень быстрыми движениями в течение 3-5 сек или при выдохе.

Правила избавления от острых углов. Эмоциональный рисунок при нехорошем настроении имеет много острых углов и оборванные линии. Получается на таком рисунке больше закруглённых волн и форм, что рождает новые нейронные связи и выход из конфликта при закруглении пересеченных линий. И далее, важно, последующее скругление углов, если они появляются на рисунке.

Рассмотрим принципы рисования с детьми нейрографики: эмоциональный отпечаток на листе бумаги, отсутствие оценки работы, отсутствие границ рисунка, рисунок, как минимум должен занимать весь лист, на котором рисует ребенок. Чаще всего это формат А4 или А5. [4]

Нейрографика полезна для детей с ограниченными возможностями:

1) при снятии острого стресса, когда чувствует дискомфорт, то можно рисовать, чтобы расслабиться;

2) рисование нескольких невротических состояний, что может привести к одному крупному и помочь сформулировать его;

3) школьники с сохранным интеллектом могут получать так же инсайты. Поэтому стоит приготовить еще один лист бумаги для записей. [1]

Так же нейрографику хорошо использовать для профилактики и коррекции социальных страхов у детей с ОВЗ и страхов неудач. Результат рисунка зависит от ребенка лишь частично и непонятно, что будет в конце. Этот метод стабилизирует психологическое здоровье и психоэмоциональное состояние в целом. [3].

Нейрографическая линия разная на каждом участке и не повторяет себя на другом участке. Эти линии ведут нас от стереотипов, которые есть внутри взрослого или ребенка, предостерегают от повторения внутреннего алгоритма. Когда изменяем привычные линии, мы можем переорганизовать связь нейронов, что позволяет найти новый ресурс. Во время рисования может прийти вдохновение.

Научить ребенка нейрографики несложно и можно это сделать, если даже педагог не художник. Ребенок в нейрографике может рисовать что угодно и как угодно, только линиями и кругами. Здесь важнее не сколько учить технике рисования, а поддержать его фантазию, воображение, самостоятельность. Какие умения нужны для рисунка? Необходимо уметь держать карандаш и рисовать разные линии и круги. [1]

Сам же Павел Пискарев говорит о том, что для того чтобы успокоиться ребенку, можно начать рисовать с обычных кругов. Например, в КГБУ СО "Психоневрологический интернат «Родничок» психолог использовал как раз метод нейрографики, где они в течение месяца занимались данным занятием, то есть рисовали нейрографику с психологом. Судя по рисункам, основную его часть рисунка занимают круги и немного линий.

Таким образом, нейрографика – это метод изотерапии (арт-терапия, терапия рисованием), который позволяет с помощью линий и кругов выразить свои чувства, эмоции и переживания на бумаге. Данный метод полезен так же и при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, например, при снятии эмоционального напряжения. Так же можно использовать, когда ребенку тяжело идти на контакт со специалистом, которого предстоит с ним работать: педагогом-психологом, дефектологом, логопедом на консультации или занятии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Магомедсаидова М. Г. Нейрографика в работе с детьми с ОВЗ / Магомедсаидова М. Г. [Электронный ресурс] // Альманах педагога : [сайт]. — URL: https://almanahpedagoga.ru/servisy/publikaciya_materiala_na_saite/material?id=4368 (дата обращения: 10.01.2023).
  2. Пискарёв П. М. Нейрографика: Алгоритм снятия ограничений. [Текст] / Пискарёв П. М. — Москва: Эксмо, 2022 — 224 c.
  3. Тимофеев О. В. Нейрографика – метод арт-терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями / Тимофеев О. В. [Электронный ресурс] // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/nejrografika-metod-art-terapii-v-rabote-s-detmi-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami-5404347.html (дата обращения: 31.01.2023).
  4. Феоктистова В. Нейрографика с детьми с ОВЗ дошкольного возраста / Феоктистова В. [Электронный ресурс] // МААМ.RU: [сайт]. — URL: https://www.maam.ru/detskijsad/neirografika-s-detmi-s-ovz-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 10.01.2023). 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Кушакова Е.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОГРАФИКИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник науки №2 (59) том 1. С. 95 - 99. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7204 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7204



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.